Сфера услуг является одной из самых перспективных, быстроразвивающихся отраслей экономики Узбекистана. Она охватывает широкое поле деятельности - от торговли и транспорта до финансирования, страхования и посредничества. Гостиницы и рестораны, парикмахерские, учебные, спортивные заведения, туристические фирмы и другие относятся к сфере услуг. По мере усложнения производства и насыщения рынка товарами растет спрос на услуги.
Статья 703 Гражданского кодекса РУз закрепляет разные виды услуг, в том числе медицинские. Более того, часть четвертая статьи 8 Закона Республики Узбекистан «Об охране здоровья граждан» гласит, что медицинские и иные услуги сверх установленного государством гарантированного объема медпомощи являются дополнительными и оплачиваются населением в установленном порядке.
Введение в законодательный оборот понятий «медицинская услуга» и «медицинская деятельность» обусловлено реализацией конституционных прав граждан Республики Узбекистан на охрану здоровья и помощь, закрепленной в статье 48 Конституции РУз, что соответствует статье 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, в котором здоровье определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия нации.
Таким образом, здоровье - не только медицинское понятие, но и имеет социально-правовую и экономическую значимость, а также является объектом социальной политики.
На фоне проводимых реформ в сфере здравоохранения каждый гражданин должен иметь гарантии качества получения медицинских услуг. В связи с этим юридический аспект оказания медицинских услуг становится актуальным.
12 ноября 2020 года Президент подписал Указ «О мерах по внедрению принципиально новых механизмов в деятельность учреждений первичной медико-санитарной помощи и дальнейшему повышению эффективности проводимых в системе здравоохранения реформ» и постановление «О дополнительных мерах по обеспечению общественного здоровья путем дальнейшего повышения эффективности работ по медицинской профилактике». Согласно этим документам внедряется новая система организации здравоохранения на основе пересмотра методов работы по раннему выявлению, точной диагностике и лечению болезней.
Принятым 12 ноября того же года постановлением Президента «О мерах по внедрению новой модели организации системы здравоохранения и механизмов государственного медицинского страхования в Сырдарьинской области» определено образовать 1 декабря 2020-го Государственный фонд медицинского страхования. Так, в соответствии с этим документом в Сырдарьинской области реализован пилотный проект по внедрению новой модели организации здравоохранения и механизмов медицинского страхования.
Важным направлением реализации проекта по внедрению медицинского страхования является и создание интегрированной информационной системы здравоохранения в рамках проводимых реформ в направлении финансирования здравоохранения и оказания медицинских услуг.
Для оказания медицинских услуг именно договор является правовой формой, устанавливающей между сторонами условия взаимного поведения. Однако анализ практики, обзор литературных источников свидетельствуют о том, что договорный порядок отношений между медицинской организацией и пациентом еще не сложился.
В практической деятельности каждая медицинская организация составляет свой проект договора, заключаемый с пациентом с учетом положений действующего законодательства. В связи с этим определенный практический интерес представляет определение ряда проблемных вопросов, связанных с определением понятия «договор возмездного оказания медицинских услуг», его структуры и содержания, а также признаков, отличающих его от других видов договоров.
Наряду с этим требуют своего переосмысления понятия «медицинская услуга», «медицинская деятельность», «медицинская помощь», «медицинская работа», так как несовершенство правового регулирования в этой сфере порождает многочисленные проблемные ситуации в практической деятельности и разработке конкретных механизмов защиты прав и интересов граждан при оказании им услуг.
Cуществует потребность комплексной разработки правовых пробелов оказания медицинских услуг с точки зрения гражданско-правового регулирования. Это объясняется тем, что данные вопросы являются особенно актуальными, поскольку жизнь и здоровье человека как объект медицинского воздействия действительно требуют бережного отношения. Предложенные механизмы регулирования позволят наиболее эффективно защитить интересы граждан.
Человек, его жизнь и здоровье признаны государством высшими ценностями. В Конституции РУз в числе основных прав и свобод человека предусмотрены право на жизнь и охрану здоровья. Значимостью таких благ обусловлена необходимость их четкой правовой регламентации.
Правовая природа отношений в сфере здравоохранения может быть определена с точки зрения их субъектного состава. Некоторые авторы считают, что эти отношения имеют административно-правовую природу. Лишь причинение материального вреда пациенту медицинским учреждением служит основанием возникновения гражданских обязательств по возмещению ущерба пациенту.
Однако постепенный переход к обязательному медицинскому страхованию, появление платных услуг лишают оснований смотреть на здравоохранение как на особую функцию государства, регулируемую административно-правовыми средствами. Данные отношения являются частными, гражданско-правовыми по своей природе, что подтверждается и пунктом 2 статьи 703 Гражданского кодекса РУз, который относит медицинскую деятельность к сфере возмездного оказания услуг. Это соответствует и позиции Всемирной организации здравоохранения по данному вопросу. По определению ВОЗ, пациент - это потребитель медицинских услуг; врач (медицинское учреждение) - предоставитель этих услуг.
Однако отношения «пациент - медицинское учреждение» - не единственный вид правоотношений в сфере здравоохранения: к таким относятся также отношения по организации и управлению системой здравоохранения, проведению аккредитации и лицензирования медицинских учреждений.
Многоаспектность правоотношений в сфере здравоохранения нашла подтверждение и в Законе Республики Узбекистан «Об охране здоровья граждан», в котором закреплены нормы, регулирующие административно-правовые отношения между органами управления здравоохранением и медицинскими учреждениями.
Основания возникновения гражданско-правовых отношений между медицинскими учреждениями и пациентами относятся к юридическим фактам. Можно различать возникновение отношений по медицинскому обслуживанию по воле пациента, к которому относится большинство обычных обращений граждан к врачу, и независимо от нее - это экстренные ситуации, оказание помощи лицам, находящимся в бессознательном состоянии вследствие внезапного заболевания или пострадавшим от несчастного случая. Во втором варианте обязанности медицинского учреждения возникают при наличии такого юридического факта, как состояние, не позволяющее гражданину выразить свою волю и требующее неотложного медицинского вмешательства. Решение принимает консилиум, а при невозможности его собрать - непосредственно лечащий или дежурный врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебного заведения. Если пациент пришел в сознание, то его дальнейшие отношения с медицинским учреждением складываются в соответствие с его волеизъявлением.
Основной обязанностью медицинских учреждений является оказание квалифицированной медицинской помощи, выполнение которой гарантируется современным уровнем науки и практики независимо от тяжести заболевания.
При заключении договора на оказание медицинских услуг имеет место предварительная стадия. Пациент обращается в медицинское учреждение по своей воле (кроме особых экстренных случаев) и поэтому добровольное согласие на медицинское вмешательство - одно из основных прав пациента и, следовательно, является офертой.
Что касается акцепта медицинского учреждения, то в платной медицине он есть. Так, при обращении гражданина в лечебное заведение уточняются характер требуемых услуг, место оказания медицинской помощи (непосредственно в поликлинике, больнице или на дому), время проведения процедур, определяется конкретный врач-специалист, метод диагностики и лечения. Таким образом, анализ правоотношений между медицинским учреждением и гражданином с точки зрения оснований их возникновения показывает, что при появлении большей части этих отношений выражается взаимное волеизъявление сторон. Следовательно, основанием возникновения обязательства по оказанию медицинской помощи выступает гражданско-правовой договор.
В отечественной и зарубежной правовой литературе договоры между гражданами и медицинскими учреждениями именуются по-разному. Наиболее подходящим представляется название «договор на оказание медицинских услуг», так как оно точнее выражает цель и характер отношений. На основе подобного документа медучреждение или специалист обязуется обеспечить пациенту квалифицированные услуги, выбрав для этого соответствующие методы и сохраняя врачебную тайну, а гражданин имеет право требовать информацию о диагнозе, методах лечения, его возможных последствиях, обязан следовать предписаниям и оплачивать медицинскую помощь в установленных законом случаях.
Договор на оказание медицинских услуг имеет особый субъектный состав, присущий исключительно данному виду отношений. Сторонами выступают медицинские заведения и граждане (пациенты), но могут и другие организации, в частности страховые компании. В некоторые учреждения (родильные дома, косметологические клиники) обращаются не только больные. Поэтому не всегда гражданин, являющийся стороной по договору, может называться пациентом.
Рассмотрение правоотношений по оказанию медицинских услуг позволяет выделить их особенности - важность и востребованность. В настоящее время медицинская деятельность имеет многоаспектный характер, так как осуществляется в рамках государственного финансирования, программы медицинского страхования и через предоставление платных услуг.
Лейла Бурханова.
Профессор ТГЮУ.