Земельные ресурсы в обществе играют стратегическую, социально-экономическую и экологическую роль. Земля используется во всех секторах экономики и социальной сфере. Это незаменимый и трудновоспроизводимый вид природного ресурса. С точки зрения понятийного аппарата «землепользование» - социально-экономическое и экологическое явление, объективный непрерывный и многоцелевой процесс использования обществом земельных ресурсов, развивающийся в соответствии с законами развития природного комплекса и общества. Характеризуется особенностями функционирования, является макроэкономической наукой, изучающей способы и методы использования ограниченных земельных ресурсов и их расширенного воспроизводства.
Узбекистан обладает значительными земельными ресурсами, составляющими его богатство. Однако нет полного понимания сущности и роли земли в обществе, научных основ землепользования в целом и сельскохозяйственного в частности, роли последнего в системе сельского хозяйства.
Землепользование страны следует классифицировать по его видам исходя из целевого назначения категорий земли, число которых при необходимости может быть увеличено. Одновременно является и основной составной частью природопользования, поэтому его как отрасль деятельности и знаний неправомерно рассматривать только в рамках сельского хозяйства и относить к сельскохозяйственным наукам. Также некорректно игнорировать особую роль землепользования в сельском хозяйстве, что наносит им определенный ущерб. Требуются исследования фундаментальной и прикладной сущности землепользования в целом и каждого его вида. В систему сельского хозяйства входит только сельскохозяйственный вид землепользования, который базируется на знаниях почвоведения, гидрологии, ландшафтоведения, земледелия и растениеводства, животноводства, климатологии, земельного права, экологии, мелиорации, экономики сельского хозяйства, картографии и ряда других, что необходимо учитывать в практической деятельности.
Фундаментальные проблемы землепользования на макроэкономическом уровне - это отсутствие системного подхода в использовании земельных ресурсов, рынка прав на землю, несовершенство рентных земельных отношений и механизмов изъятия ренты, оценки рыночной стоимости земли и права ее аренды, кадастровой регистрации рыночных сделок, отсутствие института ипотечного кредитования, недостаточная обоснованность платежей за землепользование, слабая изученность вопросов развития сельских территорий, воспроизводства земельных ресурсов и учета влияния экологических факторов, неизученность проблемы устойчивого землепользования и других.
Системный подход в землепользовании рассматривает его в качестве сложной материально-абстрактной системы, позволяет разукрупнить ее на составляющие подсистемы и принимать более детальные и конкретные решения по эффективному использованию земельных ресурсов на всех территориальных уровнях страны. Необходима разработка Генеральной схемы землепользования страны и схем регионов и районов, учитывающих все условия и требования к использованию земли. Системный подход способствует предотвращению деградации земель, обеспечивает переход к модели устойчивого землепользования.
В республике не развиты рыночные земельные отношения. Функционирование рынка земли способствует свободному переливанию денежных потоков между секторами экономики, существенному увеличению внебюджетных инвестиций в землепользование и сельское хозяйство, поступлению значительных средств в бюджет государства от приватизации земли. Наличие рынка земли обеспечивает свободное заключение сделок по купле-продаже прав собственности и аренды земли, их обмену, дарению, залогу, способствует развитию ипотечного кредитования и его инфраструктуры. Кадастровая регистрация рыночных сделок с недвижимостью позволит ежегодно направлять в бюджет до 4 млрд долларов в качестве государственной пошлины, увеличится поступление налогов на недвижимость. Улучшатся отношение к земле и ответственность за ее эффективное использование субъектов землепользования. При отсутствии реальной аренды земли в сельском хозяйстве введение субаренды является некорректной мерой: усилит земельные споры экономического и правового характера и усложнит ситуацию в землепользовании.
Проблемы прикладного характера - обеспечение ускоренного развития теоретических основ всех видов землепользования: сельскохозяйственного, землепользований населенных пунктов, лесного и водного фондов, охраняемых природных территорий. Особую ценность представляют орошаемые земли сельскохозяйственного назначения, обеспечивающие продовольственную безопасность страны и экспортную составляющую аграрного комплекса, что определяет главное требование к эффективному использованию земли. Однако со второй половины ХХ века по ряду причин отношение к использованию и охране земель в стране изменилось не в лучшую сторону. Бессистемный подход в использовании земель, необоснованные масштабы трансформации природных ландшафтов в культурные, нарушение круговорота питательных веществ и водного баланса в почве и другие причины привели к деградации земель и ландшафтных экосистем, ухудшению экологической ситуации и росту экономического ущерба. Большая часть средств из бывшего Фонда мелиоративного улучшения орошаемых земель направлялась на борьбу с их засолением, другим мелиорациям не уделялось должного внимания.
Одна из причин невысокой эффективности сельскохозяйственного землепользования и сельского хозяйства - отсутствие системного подхода в формировании организационных и функциональных структур этих сложных систем. Сельское хозяйство -среди важнейших и сложных отраслей материального производства и включает земледелие и животноводство с использованием природных и социально-экономических ресурсов.
Сельское хозяйство органически связано с природопользованием, его составными частями. Базируется на использовании природных ресурсов, ограниченных в природе и имеющих разное целевое назначение, качество и характер своего воспроизводства. При несовершенстве технологий их использования природные ресурсы подвержены деградации. В управляемых системах их составные части и элементы находятся в постоянном взаимодействии и единстве. При нарушении функционирования или недооценке одного элемента (или нескольких) система перестает эффективно функционировать или распадается. Необходимо дальнейшее изучение вопросов результативного использования природных ресурсов в отрасли.
Сельское хозяйство - управляемая система. Объекты управления не отдельные предметы или их совокупность, а комплекс сложных и автономных подсистем: природных и социально-экономических ресурсов. Каждая имеет свою специфику использования и воспроизводства, сложную взаимосвязь с другими подсистемами. Все являются конкретными направлениями деятельности в рамках сельскохозяйственного производства, находятся в органической взаимосвязи и зависимости. От того, как полно и правильно они будут учтены, и определятся их место и роль в общей системе, зависит установление оптимальной организационной и функциональной структуры системы.
Интегрированное управление сельским хозяйством (ИУСХ) - это совокупное управление подсистемами ресурсов с целью производства продукции. К ним относятся сельскохозяйственное землепользование и водопотребление, климат, растительный мир, семеноводство, механизация, электрификация и химизация сельского хозяйства, трудовые и финансовые ресурсы. Они прямо или косвенно воздействуют на почву с единственной целью - повысить и с максимальной эффективностью использовать ее производительную способность. Почва в сельском хозяйстве - главное средство производства, а землепользование - его основная подсистема.
Сельскохозяйственное землепользование как наука играет определяющую роль в системе сельского хозяйства, так как землепользование и земельные отношения - стержень аграрного сектора экономики. Однако данной подсистеме в организации производства не уделяется должного внимания, как и совершенствованию ее структуры в условиях рыночной и инновационной экономики.
Особенностью земли сельскохозяйственного назначения по сравнению с другими видами природных ресурсов является трудно возобновляемый характер ее воспроизводства. Требуется осознать, что игнорирование естественных и экономических законов в сфере землепользования - основная причина неэффективного использования земель в сельском хозяйстве. А значит, фундаментальные и прикладные основы землепользования должны быть изучены и учтены на практике.
Деградация сельскохозяйственных угодий достигла значительных размеров: истощение почв и засоление земель на 45 процентов, водная и ветровая эрозия почв составляет около 2 млн га, отсутствуют должные противоэрозионные мероприятия, работы по агролесомелиорации начаты только в последние годы. Пастбища подвержены деградации на 30 процентов (на отдельных участках и более), богарные пахотные земли не используются на 50-60 процентов, а на эксплуатируемой площади рентабельность производства незначительная.
Основные причины - отсутствие воспроизводства продуктивности земель, неэффективные технологии обработки земли и способы орошения, бессистемный выпас скота на пастбищах, слабое исполнение земельного законодательства. Использование деградированных земель наносит колоссальный ущерб экономике и ухудшает их экологическое состояние.
Нецелесообразно стимулировать фермеров использовать земли с низким баллом бонитета почв (ББП): это в большей степени усиливает деградацию. Борьба с деградацией включает предотвращение появления новых очагов деградации земель в процессе их использования и восстановление ранее деградированных. Предотвращение деградации возможно на основе перехода к новой экологической политике в землепользовании, перехода от охраны отдельных природных объектов к восстановлению и охране ландшафтных экосистем, от борьбы со следствиями деградации к борьбе с причинами, ее порождающими. В землепользовании требуется снижение нагрузки на сельскохозяйственные угодья в результате приоритетного учета влияния экологического фактора, переход от малоэффективной системы землепользования - к модели его устойчивого развития.
Сельскохозяйственные мелиорации земель - комплекс мероприятий по коренному улучшению качества земли. Включает воспроизводство плодородия почвы (гумус), гидромелиорацию, агромелиорацию и агролесомелиорацию, противоэрозионные мероприятия, рекультивацию земель. Имеет место некорректное толкование этого комплексного мероприятия, под которым на практике нередко понимают только гидромелиорацию. Очевидно, в связи с этим в последние годы особое внимание уделялось гидромелиорации, основная часть средств из Фонда мелиоративного улучшения орошаемых земель направлялась на этот вид мелиорации. При отсутствии комплексного характера мелиораций трудно ожидать серьезного улучшения качества земель. Необходимо рассматривать гидромелиорацию в комплексе сельскохозяйственных мелиораций и планировать средства на их реализацию в рамках системы землепользования.
Ирригация должна обеспечить научно обоснованный водный баланс в почве с учетом дифференцированных потребностей во влаге сельскохозяйственных культур. Полив по бороздам приводит к засолению земель, малоэффективен и требует значительных водных ресурсов. Промывка земель от солей и очистка коллекторно-дренажной сети дают временный эффект: через пять лет потребуется повторная мелиорация. Необходима полная оценка экономического ущерба от этого способа полива. Темпы внедрения инновационных способов полива пока незначительны. Целесообразно перейти к масштабному внедрению капельного орошения на приусадебных землях, в садоводстве и бахчеводстве.
Несмотря на требования о всемерном повышении плодородия земель, заметных улучшений пока не достигнуто. Более 10 лет средний ББП орошаемых земель республики находится на уровне 55, то есть естественные производительные силы земли используются практически наполовину от максимально возможного их уровня. Значительная часть урожая обеспечивается за счет минеральных удобрений. Если не изменить эту практику, то со временем почва полностью потеряет свои производительные силы и превратится в грунт. Для обогащения почвы при посевах хлопчатника и ряда других культур на гектар требуется до 30-40 тонн органических удобрений. При отсутствии их, а также биоорганических удобрений севообороты с бобовыми культурами пока безальтернативный метод воспроизводства плодородия почвы. Ценность люцерны известна: за два-три года стояния накапливается в почве до 300-500 кг/га натурального азота, на распаханной площади ее корневища разлагаются и обогащают в последующие два-три года почву. Люцерна способствует сокращению использования минеральных удобрений, испарения воды с поверхности поля, улучшению механического состава почвы, положительно влияет на борьбу с болезнями хлопчатника, является наиболее ценным кормом для животноводства. Орошаемые земли с ББП ниже 40 (около 650 тысяч га) нерентабельны для производства, а дальнейшее их использование только увеличивает деградацию. Целесообразно в первую очередь на них разместить посевы люцерны.
Мелиорация должна обеспечивать водный и баланс питательных веществ в почве на основе инновационных методов землепользования. В рамках подсистемы сельскохозяйственного землепользования целесообразно закрепить функции промывки земли от солей и очистки внутрихозяйственных и участковых каналов и дрен за Министерством сельского хозяйства. При этом основными задачами Министерства водного хозяйства следует рассматривать распределение воды между потребителями, доставку ее к границам ассоциаций водопользователей, учет ее количества и реализацию, а также поддержание магистральной и межхозяйственной ирригационной и коллекторной сетей в рабочем состоянии.
Мировая модель экономического роста, базирующаяся на принципе управления природой при игнорировании принципа адаптации к природе, не оправдала себя и привела к масштабным экологическим проблемам, истощению ресурсов, нарушению гармонии природы и общества. Все это представляет для человечества угрозы: возможность экологических катастроф, вызванных ростом населения, промышленности и неограниченным потреблением природных ресурсов.
Выработанная новая модель устойчивого развития мирового сообщества обеспечивает гармонизацию интересов природы и общества. Концепция устойчивого развития (этот термин вошел в природоохранный лексикон после Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 год) - прим. ред.) предусматривает землепользование, обеспечивающее нынешнее поколение необходимыми материальными и иными благами и гарантирующее такие же условия для будущих поколений.
Система землепользования республики остается малоэффективной. Переход к модели его устойчивого развития - объективная потребность, что предусматривает развитие реальных рыночных земельных отношений, базирование на новой экологической политике, инновационных решениях и инвестициях, модернизацию структуры землепользования, гармонизацию интересов общества и природной среды.
В качестве основных критериев устойчивого землепользования должны быть приняты:
- системный подход к землепользованию как к сложной, непрерывно развивающейся и управляемой системе с учетом роста населения и обеспечения материальными благами и иными услугами на основе расширенного воспроизводства земельных ресурсов;
- инновационное развитие землепользования на основе модернизации его системы, совершенствования экономического механизма с учетом действия экономических законов развития общества в сфере землепользования, включая развитие рыночных отношений;
- переход к новой экологической политике в землепользовании, предусматривающей приоритет экологического фактора с учетом действия естественных законов развития природы, обеспечения в почве сбалансированного кругооборота питательных веществ и водного баланса.
Модернизация сельскохозяйственного землепользования - основное условие перехода к устойчивой модели. Включает совершенствование организационной и функциональной его структуры на основе инновационных решений и ресурсосберегающих технологий и интегрированного управления системой. Модернизация сельскохозяйственного землепользования органически связана с модернизацией системы сельского хозяйства.
Модернизация организационной структуры: установление основных частей и элементов его подсистемы и обеспечение их комплексного функционирования, взаимосвязь между сельскохозяйственным землепользованием и подсистемами других ресурсов для оптимального их взаимодействия. Цель модернизации функциональной подсистемы - совершенствование управления и интегрированного воздействия на объект с получением синергетического эффекта. Включает внедрение инновационных решений и технологий в механизмы экономического, экологического, технологического, информационного и правового аспектов управления.
В последние годы Госкомземгеодезкадастром проводится радикальная модернизация информационного аспекта управления путем внедрения инновационного геодезического и картографического оборудования, приборов и технологий в производство, в том числе беспилотных летательных аппаратов, разработки земельно-кадастровой информации и создания электронной базы данных, и другое. Предусматривается модернизация технологического аспекта управления - осуществление почвенных и геоботанических обследований с применением дистанционных методов изучения свойств земли и растительного покрова и современных почвенных лабораторных комплексов. Для устойчивого землепользования необходима подготовка специалистов по 10-12 новым направлениям. Однако модернизация пока не коснулась экономического, экологического и правового аспектов управления, без чего не будут достигнуты цели по устойчивому использованию земли. Модернизация аспектов управления сельскохозяйственным землепользованием способствует модернизации структуры системы сельского хозяйства.
Интегрированное управление землепользованием (ИУЗ) - это реализация комплекса мероприятий по всем аспектам управления (экономическое, экологическое, технологическое, информационное и правовое) в обоснованной определенной последовательности, сочетании и пропорциях с учетом задач по организации производства на всех территориальных уровнях (государственный, региональный, районный). Его цель - достижение полного воспроизводственного цикла использования земли и повышение эффективности ее использования, предотвращение деградации и улучшение окружающей среды, рост доходов и уровня благосостояния населения. ИУЗ обеспечивает своевременный учет меняющихся природно-климатических и экономических условий и по необходимости усиливает воздействие того или иного аспекта управления в организационном порядке, во времени и пространстве.
ИУЗ базируется на системном подходе к использованию земельных ресурсов с учетом законов природы и экономических в сфере землепользования. Включает разработку Национальной земельной политики, современного земельного законодательства, концепции устойчивого землепользования, планов действий и «дорожных карт» по реализации задач Концепции. Эти нормативно-правовые документы определяют социально-экономическую и экологическую сущность устойчивого землепользования. ИУЗ - основная составная часть управления системой сельского хозяйства. В свою очередь ИУСХ включает комплексное управление всеми подсистемами данной отрасли.
Для перехода к модели устойчивого землепользования в республике необходимо решить следующие основополагающие задачи:
- разработать Национальную земельную политику на основе системного подхода к землепользованию и строго придерживаться ее реализации;
- ввести рынок земли и рыночные земельные отношения;
- обеспечить расширенное воспроизводство продуктивности земель;
- внедрить интегрированное управление системой землепользования.
Целесообразно решать одновременно и ряд других менее сложных, но конкретных задач, направленных на устойчивое землепользование.
Так, один из важных факторов развития интенсивного садоводства - перемещение плантаций в предгорные районы (адырные земли). Это будет способствовать более полному использованию благоприятных природно-климатических условий районов для производства плодовой продукции, освоению новых земель с внедрением капельного орошения, высвобождению значительных ценных площадей в долинах под посевные культуры.
Повышение эффективности богарного земледелия требует проведения полной инвентаризации и районирования этих земель по многолетнему среднему годовому количеству атмосферных осадков. Земли с рискованным количеством осадков для посевов зерновых культур целесообразно трансформировать в другие земельные угодья - под засухоустойчивые плодовые кустарниковые насаждения и пастбища. Необходимо в зоне богарного земледелия создать полезащитные лесные полосы, а в зерновых хозяйствах внедрять почвозащитные и другие специальные севообороты. Такая трансформация земельных угодий будет способствовать повышению рентабельности зерновых хозяйств, дальнейшему развитию животноводства и рациональному использованию богарной пашни.
Повышение эффективности пастбищного землепользования может быть достигнуто решением проблемы сбалансированности кормовой базы (с учетом страховых фондов) и внедрения новых организационно-экономических форм хозяйствования на принципах самофинансирования и самоуправления, в том числе и государственно-частного предпринимательства. В республике на одну овцу в среднем приходится около гектара пастбищ, хотя на пустынных и полупустынных пастбищах (85 процентов всех угодий) для овцы требуется четыре-пять гектаров угодий, то есть ощущается нехватка пастбищ. При отсутствии в достаточном количестве пастбищных кормов, очевидно, следует ограничить рост поголовья скота, выпасаемого на пастбищах, так как угодья деградируют и теряют биологическую ценность.
Большая часть мелкого рогатого скота находится в приусадебных и дехканских хозяйствах. Их потребности в пастбищах нельзя игнорировать, необходимо уделить должное внимание развитию этого сектора пастбищного животноводства. На пастбищах лесхозов, в горной и предгорной местности возможен только сезонный выпас скота.
Следовательно, в качестве основных направлений предотвращения деградации угодий и устойчивого развития пастбищного животноводства могут быть рассмотрены:
- ограничение поголовья скота, выпасаемого на пастбищах;
- создание недостающей кормовой базы для существующего поголовья скота на орошаемых землях путем выращивания кормовых культур;
- обеспечение кормовой базы животноводства за счет производства кормов на промышленной основе.
Последний вариант в настоящее время является практически неприемлемым, так как нереально обеспечить недостающее количество кормов. Практическим представляется решение на основе первых двух вариантов: развивать пастбищное животноводство при обоснованном ограничении поголовья мелкого рогатого скота, выпасаемого на пастбищах, и использовать орошаемые земли, выпавшие из хозяйственного оборота, для производства кормовых культур. Такой подход позволит создать надежную кормовую базу, повысить через три-четыре года качество используемых земель с последующим их частичным переводом под посевы других культур. Целесообразно осуществить данное решение в северных и центральных районах Республики Каракалпакстан.
Необходимо осуществлять обоснованное размещение пастбищных хозяйств с разработкой региональных и районных схем землепользования. Требуется обеспечить сбалансированность кормовой базы с учетом создания страховых фондов в условиях изменения климата. Нужно строго поддерживать на пастбищах допустимое поголовье скота, его системный выпас, что позволит предотвращать деградацию угодий. Одновременно следует проводить фитомелиорацию, создавать защитные лесные полосы и исполнять земельное законодательство. В пустынной и полупустынной пастбищной зоне необходима государственная поддержка в строительстве и ремонте скважин и колодцев.
Реализация вышеперечисленных задач позволит через три-четыре года повысить качество земель, а в течение пяти-семи лет перейти к модели устойчивого землепользования.
Гарантией этого являются принимаемые руководством страны меры по дальнейшему улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель, широкому внедрению в землепользование и сельскохозяйственное производство инновационных методов и современных ресурсосберегающих агротехнологий, расширению научно-исследовательских работ и внедрению в производство наукоемких и ресурсосберегающих технологий, обозначенных в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах.
На селекторном совещании Президент Узбекистана еще раз обратил внимание на необходимость дальнейшего повышения эффективности использования земельных ресурсов страны на основе разработки кадастровой информационной системы, определения стоимости земли и формирования рынка земли, усиления исполнения земельного законодательства, подготовки кадров и реализации других мер в сфере землепользования.
Переход к модели устойчивого сельскохозяйственного землепользования во многом определяет устойчивое развитие сельского хозяйства, укрепление продовольственной и экологической безопасности страны, расширение производства экологически чистой продукции, значительное повышение экспортного потенциала аграрного сектора, доходов и уровня благосостояния населения, качества окружающей среды.
Александр Чертовицкий.
Доктор экономических наук, профессор ТИИИМСХ.