Раскопки, проводимые узбекистанской экспедицией Института искусствознания Академии наук Республики Узбекистан, раскрыли основные этапы истории древнего крупного объекта. Они продолжаются до сих пор вот уже в течение нескольких десятилетий, а в настоя­щее время ведутся совместно с японскими учеными.

Так, в 1972 году там был обнаружен клад из 115 золотых предметов. Это открытие стало сенсацией мирового масштаба. Он состоял из дисковидных слитков, брусочков с указанием веса, выполненным индийским письмом «кхароштхи», ювелирных заготовок в виде толстых цилиндрических или миндалевидных лесок, серег, браслетов и шейных украшений. Среди последних выделяется гривна (мужской аксессуар), пектораль (нагрудное украшение в виде круглого золотого обруча) с геммой, изображаю­щей Геракла. Герой был популярен в Бактрии эпохи эллинизма, многие правители считали его своим покровителем.

Интересна крупная бляха с фигурой извиваю­щегося ушастого зверя, выполненная в технике горельефа, где изображение выступает над плоскостью фона. Изображение окружено рамкой с сердцевидными гнездами, предназ­наченными для инкрустации украшения драгоценными камнями. Клад находился в грубоватом по выделке керамическом кувшине. Общий его вес составил 36 килограммов. Датировка предметов восходит к первой трети I века нашей эры.

Дальверзинская находка, помимо материальной, представляет огромную научную ценность. Она позволила обоснованно судить о культуре, искусстве, художественных стилях, уровне мастерства и эстетических предпочтениях предков центральноазиатских народов, их связях с Северо-Западной Индией и кочевой степью. Предметы в значительной мере помогли переосмыслить историю творческих традиций долины Сурхана как яркого и самобытного явления античного периода, имевшего специфические бактрийские черты.

Здесь же найдены фрагменты настенной живописи сюжетного и орнаментального характера, резное обуглившееся дерево, монеты. Ученые также обнаружили две миниатюрные шахматные фигурки - слона и быка, которые тоже произвели своего рода сенсацию среди ученых и любителей данного вида спорта. Поделки из слоновой кости, установленные на подставках, восходят к протошахматной «чатуранга», бытовавшей в Древней Индии. Находка удревнила историю игры на 400 лет, заставила пересмотреть представление о месте ее возникновения. До этого считалось, что шахматы зародились в Иране при царе Хосрове I Ануширване в VI веке нашей эры. Теперь же оказалось, что еще в середине II века нашей эры они были известны в Северной Бактрии.

Город, исследование которого дало столь интересные результаты, располагался в обширной долине реки Сурхандарьи. От его высоких крепостных стен, первоначально достигавших восьми-девяти метров толщины у основания и некогда обведенных рвом, сохранился только широкий вал. А от дворцов и храмов, жилых домов и улиц, ремесленных кварталов и базарных площадей остались лишь бесформенные оплывы, густо поросшие скудной растительностью.

В центре городища раскопано буддийское святилище I века. В ходе исследования здесь также вскрыты руины жилых домов, в которых обнаружено немало предметов материальной и художественной культуры. Среди них - базы и капители колонн, изящно украшенные листами аканта и волютами с рельефными спиралями; фрагменты настенной росписи; мужская и женская скульптурные головы; резное дерево с растительными мотивами и многое другое. Найдено более 30 великолепных скульптур, две из которых достигают 2,5 метра.

Из находок Дальверзинтепы огромный интерес представляют скульптурные головы буддийских персонажей, выполненные из гипса на глиняной основе. Для них характерна мягкость рельефной лепки, контрасты светотеневых переходов в пластике лица, классическая безу­коризненность черт, миловидность округлых юных лиц, передающих неповторимую индивидуальность облика.

К числу подлинных шедевров не только цент­ральноазиатского, но и всего древневосточного искусства можно причислить сохранившуюся часть статуи юного принца в конусовидном, украшенном драгоценными камнями головном уборе. Каждому любителю восточных древностей теперь известен его лик. Виртуозное владение материалом, изящество, гармония в передаче образа поднимают эту находку на уровень шедевров мировой культуры первой величины.

Полнее всех сохранилась статуя вельможи. Это знатный адорант, один из приближенных правителя Дальверзина, удостоенный быть запечатленным на портрете царской семьи. Он одет скромно, поза и выражение лица почтительны и смиренны. Сама фигура намного меньше остальных.

Выразительны статуи бактрийских женщин, найденные в одном из городских зданий. Одна из них, олицетворявшая материнство и мирную домашнюю жизнь, немолодая, с тяжелой косой, перехваченной лентой, судя по фрагментам, некогда была изображена восседавшей на троне. Были найдены и терракотовые фигурки, выполненные в высоком рельефе. Они почти объемны. Имеют правильные черты лица, разнообразные прически. Цветок или плод в руке являет собой животворные силы природы. Изображения использовались и в качестве подвесных амулетов. Один из них, найденный в жилом доме, вырезан из дерева.

Сидящие на троне или стоящие изображались в богатых одеяниях, состоявших из длинных платьев, задрапированных складками, накидок. Расшитые длинные рукава и тяжелое ожерелье говорят об азиатском типе покроя. Другие статуэтки, найденные на Дальверзинтепе, запечатлели музыкантов - лютнистку, арфистку, певца-сатира с ударным музыкальным инструментом. В распоряжение ученых также попала фигурка воина в шлеме и панцире с головой льва в правой руке и трезубцем в левой. Есть и изваяния животных - коня, архара.

Среди керамических изделий выделяются кубки: они крупные, тонкостенные, на невысокой ножке, выполненные с особой тщательностью, покрытые ярко-красным ангобом. Они использовались во время пиров. Интересен фрагмент керамического сосуда с ручкой-змеей и кувшинчик с налепом в виде горного барана. Данные изображения имели ритуальное значение, выступали символами богатства, оберегами от зла.

Важным открытием стала медная печать кушанского императора Вимы Кадфиза, одного из сыновей основателя династии. На обеих ее сторонах мужские изображения. Эту находку археологи считают исключительно уникальной и пока единственной в своем роде за все годы изучения истории памятников империи в Узбекистане.

О торговых связях Дальверзина свидетельствует обнаруженная здесь римская резная инталия с изображением Фортуны в образе стройной девушки с рогом изобилия в руке. Она вырезана из сердолика - камня, издревле популярного в Центральной Азии. На роскошном гребне из слоновой кости, доставленном из Индии и также найденном во время раскопок, выгравированы сцены из жизни знатных женщин.

* * *

Образцы древнего искусства из Дальверзинтепы - яркое свидетельство высокого уровня развития художественной культуры на территории Южного Узбекистана на рубеже новой эры. Сегодня эти уникальные раритеты хранятся в коллекции древностей Института искусствознания Академии наук Республики Узбекистан.

Лариса Левтеева.
Искусствовед.