В целях оценки воздействия нормативно-правовых актов на потребителей проведена инвентаризация 86 действующих и даны заключения по 40 проектам нормативно-правовых актов.
Агентством разработано 14 проектов, в том числе 6 новых нормативно-правовых актов.
Среди которых, проект о дополнениях и изменениях к Закону «О защите прав потребителей», проект новой редакции Закона «О рекламе», а также, проекты нормативно-правовых актов, регулирующих контрольную закупку и экспертизу товаров, осуществление мер по порядку «тайного покупателя фармацевтической продукции», а также проект по оценке воздействия нормативных актов на потребителей. Проекты внесены в Кабинет Министров.
Из разработанных – 4 законопроекта, 1 проект постановление Президента и 9 проектов постановлений Кабинета Министров, 2 проекта были приняты, работа над остальными законодательными актами продолжается.
В целях осуществление эффективной работы с проблемами потребителей в Агентстве созданы горячая линия 1159, официальный сайт consumer.uz, страницы в мессенджере Телеграм, электронная почта и другие интерактивные информационные ресурсы.
В частности, за 2020 год рассмотрено 20 844 обращений потребителей, восстановлены права около 4 миллионов потребителей, приняты меры по возмещению ущерба потребителям в размере 54 млрд. сум.
Анализ показывает, что 52% обращений потребителей связаны с коммунальными, строительными и транспортными услугами, 21% – с торговлей, 12% – с телекоммуникационными, банковскими, финансовыми и социальными услугами и 15% – с рекламой и другими вопросами.
В целях защиты прав неопределенного круга потребителей, на основании обращений были проведены изучения и анализ по более чем 10 направлениям.
Возбуждено 210 дел по нарушениям законодательства о защите прав потребителей и рекламе, выдано 190 предписаний о прекращении и устранении нарушений.
В отношении 28 нарушителей были составлены административные протоколы, которые в дальнейшем были направлены в соответствующие суды.
Агентством в целях выявления продажи некачественных и несоответствующих товаров на внутреннем рынке проведена контрольная закупка и экспертиза 10 видов продукции (мука, формовой хлеб, сахар, вода питьевая, молочные консервы, колбасные изделия, сливочное масло, мясные консервы, сыр, масложировая продукция), 79 торговых наименований, 74 производителей. По результатам экспертизы 26 торговых наименований продукции не соответствовали требованиям нормативно-технической документации, по 6 из них действие сертификата уполномоченным государственным органом (Агентство «Узстандарт») уже прекращено.
Было организовано 300 различных мероприятий по повышению потребительской культуры и правовых знаний населения и предпринимателей.
В СМИ, в том числе на сайте Агентства consumer.uz, размещено 3,5 тысячи материалов и правовой информации на различные темы.
В период карантина были предоставлены правовые разъяснения и электронная информация по 40 важным для населения сферам и вопросам.
Осуществлен ежедневный мониторинг розничных цен 35 наименованиям продуктов питания, средств гигиены и 90 наименованиям лекарственных средств.
7 500 аптекам были направлены официальные письма с предупреждением о том, что о недопустимости завышения цен на лекарства, в том числе предназначенные для лечения и профилактики вирусной инфекции COVID-19.
На основании полученной информации и результатов мониторинга проведены проверки и изучения в 165 аптеках.
Возмещен ущерб в размере 20 млн сум, причинённого потребителям, в результате несоблюдения установленных надбавок на лекарственные препараты и по 42 случаям направлены соответствующие указания в лицензирующий орган.
В целях усиления общественного контроля над ценами за лекарства была запущена специальная информационная система @dorinarx_bot, работающая в сети Telegram.
Рассмотрено 750 обращений потребителей, по вопросам, связанным с ценообразованием лекарств.
Были проведены опросы среди 10 000 участников с целью изучения удовлетворенности состоянием уровня защиты прав потребителей по трём направлениям, в частности в сфере торговли, транспорта и услуг связи. По результатам исследования аналитические материалы и предложения были направлены в Кабинет Министров и соответствующие ведомства.
Был проанализирован и оценен уровень защиты прав потребителей в 5 регионах.
Осуществлен ряд профилактических и контрольных мер в сфере регулирования рекламного рынка, что является одним из основных направлений деятельности Агентства.
В частности, по результатам анализа выявлено, что в 540 случаях реклама распространялась с нарушением закона.
58% нарушений были связаны с рекламой лекарственных препаратов и биологически активных добавок, 35% – с рекламой запрещенных продуктов, 90% из которых были своевременно устранены в результате профилактики, а в остальных случаях приняты соответствующие меры.
По 84 проектам рекламных эскизов даны соответствующие заключения на соответствие требованиям законодательства о рекламе, рассмотрено 277 обращений по вопросам размещения рекламы.
В целом, по стране осуществлена инвентаризация 12 000 объектов (конструкций) наружной рекламы, из которых 7 000 (58%) не соответствовали требованиям. Были устранены недостатки в 3200 объектах наружных рекламных объявлений, и ведется работа по приведению в соответствие с законом остальных рекламных конструкций.
Организованы работы по установлению связи с 19 международными организациями, компетентными государственными и негосударственными органами зарубежных стран по вопросам защиты прав потребителей и регулирования рекламного рынка, организовано всестороннее сотрудничество.
В частности, Узбекистан присоединился к международному соглашению государств-участников СНГ по основным направлениям сотрудничества в области защиты прав потребителей, и Агентство было определено в качестве компетентного органа со стороны Республики Узбекистан, ответственного за реализацию данного международного соглашения.
Фаррух Мадаминов.
Начальник Сводного управления анализа и разработки стратегических программ Агентства.