С утра прочитал очень интересный материал в газете «Спорт-экспресс» под названием «ДТП с пешеходами — большая социальная проблема, касающаяся всех, — жертвами были и олимпийские чемпионы». Желающие могут прочитать сами по ссылке.

Суть в том, что Россия усилиями ГУБДД  МВД при поддержке министерств просвещения и транспорта решила провести общероссийскую акцию «Твой ход, пешеход!»

Возникает вопрос: надо ли нам последовать этому примеру? Думаю, надо. И выношу идею на всеобщее обсуждение. Не хочу атаковать ваш мозг цитатами из сводок МВД, просто поделюсь заметками обывателя. Раньше я видел Ташкент из окон автобуса, но выйдя на пенсию, получил возможность смотреть на улицы столицы из окна «Матиза».

Первое впечатление – город перегружен машинами и людьми. На улице Амира Темура, тянущейся от телевышки до сквера, сразу несколько пробок по утрам. Поэтому водители при получении малейшей возможности двигаться так несутся, как будто это последние минуты последнего дня жизни. В результате у кого-то из пешеходов жизнь заканчивается на дороге. Сам видел, как буквально опрокинуло машиной человека на пешеходном переходе, а машина помчалась дальше.

Но бывают  и обратные примеры, и они греют душу. Когда водители сразу останавливаются, мигают подфарниками и руками подают знак: проходи, отец! Не знаю, может, так на них влияют моя седина и байсунская тюбетейка, то ли они так родителями воспитаны. Меня всегда в таких случаях накрывает волна, даже не иду сразу, а смотрю в окно автомобиля. Хочу рассмотреть лицо незнакомца, того человечного водителя. Мысленно говорю ему: «Спасибо родителям твоим за воспитание такого сына! Пусть благословит их Аллах!» Но быстро перехожу, не следует злоупотреблять добротой. Иногда покажу большой палец.

Сидя в автобусе по пути с работы, мысленно аплодирую своему водителю, когда в немыслимой пробке он тормозит, знакомым жестом дает возможность пройти по переходу женщине с детьми. Мы все торопимся с работы домой, все устали, но понимаем – этой женщине надо пройти. Подождем. Люди мы.

Мой сын набирался водительского опыта на бурных дорогах столицы, раз за разом бегая в ГАИ для уплаты очередного штрафа, но потом сказал мне, что опыт этот был одним из самых ценных в жизни. Его тоже порой пропускали добрые товарищи по колесному делу, когда кончался внезапно бензин и стоял с баклажкой сливали полтора литра, чтобы доехать до заправки. Есть добрые люди. Когда он стукался с другим авто только для того, чтобы не сбить хулигана, перебегавшего дорогу в неположенном месте. Тот водитель останавливался и говорил, что починится сам, видя сильно помятый передний бампер машины сына. Тоже человек.

Разные бывают люди за рулем. Не думаю, что можно назвать человеком того, кто опрокинул пешехода на переходе и помчался дальше. Найдут его, точно найдут и посадят. Только того человека не вернешь к жизни. Помните случай, когда прямо у театра Навои машина сбила актрису насмерть? Колеса бы оторвал этому авто, а водителю голову. Впрочем, там головы не было, скорее всего. Просто продолжение шеи.

И да, пешеходу надо тоже притормозить на переходе, если горит красный свет. Пусть даже и машин не видно поблизости. Порядок есть порядок. Водитель не сможет просто затормозить, если отмороженный на всю голову пешеход вдруг выскочит на проезжую часть. Это сломанная судьба. Приходилось читать мне и о том, как юнцы, начитавшись в Интернете инструкций от негодяев из «Синего кита» и схожих подрывных ресурсов, кончали жизнь под колесами. Родители на всю жизнь становились врагами тех водителей, не желая признать вину своих детей и свою, за упущенное воспитание. Это другая сторона медали.

У нас в редакции газеты «Ватанпарвар» машина сбила насмерть коллегу из типографии, редактор попросил ГАИ поставить светофор  у остановки 13-трамвая. Помните, был такой на Туркменский рынок? Сколько человеческих жизней спас этот светофор!

Но одного ГАИ, одних людей в форме мало. Надо нам остальным, людям за рулем и пешеходам, сохранять уважение друг к другу. Оставаться людьми. Иначе нельзя. Меня так учил мой папа, пешком прошагавший дорогами войны, имевший свыше 30 лет водительского стажа. Я сель за руль его «Жигули» ВАЗ 2101, той самой «копейки» ровно в десять лет, права получил в 22 года, уже после учебы в университете. Когда ездил в командировки по районам родной Сурхандарьи, то подвозил попутчиков ради разговоров в пути, они обогащали меня видением жизни. Это бесценно, а деньги приходят и уходят. Мир вашему дому!

В заключение добавлю немного из мирового опыта данной проблемы. Чтобы обеспечить берлинцам и гостям немецкой столицы возможность безопасного и комфортного передвижения по городу и мотивировать людей чаще ходить пешком как на короткие, так и на длинные расстояния, парламент федеральной земли Берлин принял в конце января первый в Германии закон для пешеходов (Fußgängergesetz). Об этом первого февраля этого года сообщила «Немецкая волна».

На фото к материалу знаменитая четверка «Битлз» переходит улицу в Лондоне. Эта обложка к альбому «Abbey Road» была сфотографирована 8 августа 1969 года Йаном Макмилланом. Из-за того, что на фото Пол Маккартни идет босиком, среди фанатов возникла сумасшедшая версия о том, что настоящий Пол погиб в автокатастрофе, а в группе находится его двойник. Пришлось певцу опровергать. 18 июня 2021 года Полу Маккартни исполнилось 79 лет, он должен был петь на Олимпиаде-80 в Москве, но власти бывшего СССР запретили концерт, и Пол Маккартни спел лишь в 2003 году в России.  

Наша жизнь скоротечна, в погоне за деньгами и успехом порой мы забываем о простых человеческих истинах. Но каждый раз, начиная трудовой день, мы совершаем благие и отрицательные поступки, которым ведется учет. И так легко получить плюс в благую сторону, просто притормозив на дороге, чтобы пропустить пешехода. Зато как много воздастся! Давайте помнить об этом.