Анвар Насиров: «Узбекистан сегодня стал своеобразными воротами всей Центральной Азии и предоставляет партнерам уникальную возможность успешно взаимодействовать со всем регионом»

    Мнение 16 ноября 2022 571

    Директор МИЦА выступил на «круглом столе» на тему «Узбекистан и Франция: перспективы взаимовыгодного партнерства».

    Выступая на мероприятии директор Международного института Центральной Азии Анвар Насиров в первую очередь выразил искреннюю признательность за участие авторитетных представителей экспертно-аналитических и научных кругов Франции в «круглом столе» на тему «Узбекистан и Франция: перспективы взаимовыгодного партнерства».

    Отдельную признательность директор выразил Центру прогнозирования и безопасности Европы и лично президенту Центра уважаемому господину Эммануэлю Дюпюи за поддержку инициативы МИЦА о проведении мероприятия, посвященного многоплановому узбекско-французскому сотрудничеству.

    А. Насиров отметил, что мероприятие проходит накануне официального визита Его Превосходительства, Президента Республики Узбекистан господина Шавката Мирзиёева во Французскую Республику.

    «С избранием Шавката Мирзиёева главой государства в 2016 году внутренняя и внешняя политика Узбекистана кардинально изменилась.

    Лидером страны начата реализация огромного комплекса широкомасштабных реформ, направленных на модернизацию всех сфер жизни общества и государства, что должно обеспечить устойчивое развитие страны в долгосрочной перспективе.

    Это нашло свое отражение в Стратегии действий по приоритетным направлениям развития страны до 2021 года и Стратегии развития до 2026 года, приоритетом которой выступает принцип «От стратегии действий - к Стратегии развития». Результатом концептуальных программ и кардинальных реформ стали предпосылки к построению Нового Узбекистана и Третьего Ренессанса».

    Директор МИЦА подчеркнул, что Новый Узбекистан - это динамично развивающееся государство, главной целью которого является обеспечение свободной, благоустроенной и благополучной жизни нашего многонационального народа. Это государство, развивающееся в строгом соответствии с общепризнанными нормами в области демократии, прав и свобод человека, опирающееся на принципы равноправного и взаимовыгодного сотрудничества с международным сообществом.

    Главные принципы всех преобразований «Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу» и «Честь и достоинство человека отныне должны быть на первом месте во всех сферах».

    Кроме того, А. Насиров проинформировал присутствующих о целях и задачах Международного института Центральной Азии, а также кратко остановился на тех преобразованиях, которые произошли в последние годы в регионе.

    «В ходе своего первого выступления на заседании Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в сентябре 2017 года Президент Узбекистана господин Шавкат Мирзиёев с трибуны четко заявил, что главным приоритетом своей внешней политики Узбекистан определяет регион Центральной Азии. И это - осознанный выбор.

    Тогда Лидер государства подчеркнул, что «находясь в самом сердце Центральной Азии, Узбекистан непосредственно заинтересован в том, чтобы регион стал зоной стабильности, устойчивого развития и добрососедства.

    Мирная, экономически процветающая Центральная Азия - наша важнейшая цель и ключевая задача».

    Уже сегодня мы можем сказать, что в регионе, где проживает более 70 миллионов человек, благодаря усилиям Узбекистана под руководством господина Шавката Мирзиёева сформировалась совершенно новая политическая атмосфера, появилась возможность создания новой региональной геополитической реальности и структуры безопасности.

    Все это стало результатом восстановления конструктивного диалога, укрепления добрососедства и выстраивания взаимовыгодного партнерства между государствами Центральной Азии. Изменения в регионе приобрели системный необратимый характер.

    Президент Узбекистана решительно настроен на консолидацию усилий по наращиванию регионального взаимодействия в Центральной Азии, а также углублению двусторонних отношений с соседними странами: Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Туркменистаном, с которыми установлены отношения стратегического партнёрства, а с рядом подняты на уровень союзничества. Такого в истории никогда не было.

    Совместными усилиями удалось решить множество вопросов, которые ранее омрачали и препятствовали развитию сотрудничества. Так, благодаря открытой и прагматичной политике Узбекистана, были открыты границы и созданы благоприятные условия для взаимных поездок граждан, восстановлены и запущены новые воздушные, автомобильные и железнодорожные маршруты, успешно решаются вопросы водопользования.

    По инициативе Лидера Узбекистана с 2018 г. запущен механизм Консультативных встреч глав государств Центральной Азии, в рамках которого обсуждаются наиболее актуальные вопросы регионального взаимодействия и вырабатываются взаимоприемлемые решения на основе уважения и учёта интересов друг друга.

    Это заложило фундамент трансформации Центральноазиатского региона в единую торгово-инвестиционную и транспортно-коммуникационную площадку, способствует реализации проектов промышленной кооперации в разных отраслях экономики, начиная от автомобилестроения и завершая сельским хозяйством, осуществлению транспортно-транзитной интеграции, расширению контактов между регионами наших государств, углублению культурно-гуманитарных связей».

    Директор МИЦА подчеркнул, что стабильная Центральная Азия становится одним из важных центров экономического роста. По оценкам ряда экспертов совокупный ВВП стран региона за последние четыре года вырос на 25 процентов и превысил 300 миллиардов долларов.

    Товарооборот Узбекистана со странами региона увеличился в десятки раз и превысил 6,5 миллиардов долларов. Усиливаются кооперационные связи, созданы совместные инвестиционные компании и другие финансовые инструменты реализации крупных проектов.

    Вместе с тем, Узбекский бизнес стал активно инвестировать в соседние страны, что способствует развитию экономик и созданию новых рабочих мест.

    Впервые в истории, Узбекистан с Кыргызстаном и Таджикистаном начинает реализацию совместных проектов в сфере энергетики - это строительство крупных гидроэнергетических станций на реках Нарын и Зарафшан.

    Следствием таких изменений также стала последовательная выработка странами согласованных позиций по внутри-региональным вопросам и тесная координация на международных и региональных площадках.

    Единая позиция государств Центральной Азии стала звучать в рамках ООН, СНГ, ШОС, ОИС, ОЭС, ОТГ и других структур.

    Внешняя политика Узбекистана направлена также на укрепление взаимосвязанности региона Центральной Азии с другими важными партнерами и регионами.

    Именно этому служила организованная по инициативе Лидера нашего государства в июле 2021 года в Ташкенте международная конференция высокого уровня «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности».

    Кроме того, А. Насиров отдельно отметил возростающий интерес международного сообщества к Центральноазиатскому региону как к единому целому, о чем свидетельствуют эффективные, на наш взгляд, международные форматы «5+1», с участием США, Южной Кореи, Японии, Индии, Китая, России, Европейского Совета и Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива.

    Да и сам регион также заинтересован в многосторонних площадках, посредством которых страны Центральной Азии стремятся строить конструктивный диалог с ведущими мировыми акторами на равных условиях.

    Как отметил Президент господин Шавкат Мирзиёев на недавно прошедшем первом саммите «Центральная Азия - Европейский Союз», «в регионе еще есть нерешенные вопросы. Но мы убеждены в том, что наша сильная политическая воля и общий созидательный настрой будут способствовать дальнейшему сближению братских стран и народов региона».

    А. Насиров подчеркнул, что наша страна заинтересована также в налаживании конструктивного двустороннего диалога и со странами-членами ЕС, одним из локомотивов которого является Франция.

    Несмотря на то, что дипломатические связи между нашими государствами были установлены 1 марта 1992 года, историко-культурные взаимоотношения двух стран уходят своими корнями в глубь веков.

    Наиболее ярким примером может служить переписка двух величайших правителей своей эпохи - Амира Темура и короля Франции Карла VI. Знакомясь с историческими документами, становится ясно, что правители еще в те далекие времена стремились установить между своими государствами регулярные связи.

    Многие известные французы оставили свой след на земле Узбекистана. Наибольший интерес представляет фигура Жозефа-Антуана Кастанье, кавалера ордена Почетного легиона, историка, путешественника, автора Археологической карты Туркестана.

    Свой след в истории Узбекистана также оставил уроженец города Вьенн французский путешественник Жозеф Наполеон Мартен, имя которого сегодня носит школа в узбекском городе Фергана.

    Во время Второй мировой войны, на французской земле сражались против фашизма и представители узбекского народа, которые участвовали в боях за освобождение Парижа, Лиможа, Тулузы, Клермон-Феррана, Пуатье, Монпелье и других городов. Они были удостоены высокими наградами французского правительства.

    Исторические связи наших стран и народов нашли свое достойное продолжение и в наши дни.

    Современный этап узбекско-французских отношений начался со второй половины 2016 г. Наблюдается активный открытый диалог во всех сферах.

    По приглашению Президента господина Эммануэля Макрона Президент Республики Узбекистан посетил Францию с официальным визитом в октябре 2018 года. Это была первая страна Европы, в которую совершил визит Лидер Узбекистана.

    Последний разговор двух лидеров состоялся в августе прошлого года по случаю 30-летия обретения независимости Республикой Узбекистан.

    Активно развиваются связи на уровне парламентов и общественности. В Сенате и Законодательной палате (нижней палате) Олий Мажлиса (Парламента) Узбекистана созданы группы дружбы с Сенатом и Национальной ассамблеей Франции.

    Сегодня Франция - важный партнер Узбекистана в экономической, инвестиционной и финансово-технической сферах. Имеются успешные примеры партнерства в области энергетики, автомобилестроения, геологоразведки, производства стройматериалов, туризма и другие.

    Динамично растет взаимная торговля. За январь-сентябрь этого года ее объем превысил 230 миллионов долларов, в том числе экспорт узбекской продукции вырос в 9 раз и достиг почти 70 миллионов.

    В развитии узбекско-французских отношений существенное место отводится и культурно-гуманитарной сфере. В Париже осуществляют деятельность Ассоциация по изучению искусства и истории Темуридов, Ассоциация «Авиценна-Франция». Представители Франции регулярно принимают участие в международном фестивале «Шарк тароналари» в Самарканде.

    В Узбекистане свыше 280 тысяч учащихся в 1 260 школах, колледжах и лицеях, а также в 11 вузах с большим энтузиазмом изучают французский язык.

    На следующей неделе в одном из крупнейших и самых популярных музеев мира «Лувр» запланировано открытие уникальной выставки «Великолепие Центральной Азии. На караванных путях Узбекистана», куда войдут предметы, относящиеся к древней истории Узбекистана.

    Кроме того, планируется выставка «Дорога в Самарканд, цвета и великолепие Узбекистана» в Институте арабского мира.

    «Надеюсь наши французские друзья найдут возможность посетить эти мероприятия и ближе соприкоснуться с богатой культурой и тысячелетней историей нашей страны.

    Несмотря на перечисленные достижения, экспертные круги Узбекистана считают, что существуют огромный потенциал наращивания как двустороннего узбекско-французского взаимодействия, так и партнерства между Францией и регионом Центральной Азии в целом.

    Мы нуждаемся в европейском опыте дальнейшего «зеленого» развития, широкого внедрения инноваций, энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий, цифровизации отраслей экономики, развития «умного» сельского хозяйства и наших городов.

    Кроме того, видим большие перспективы взаимовыгодного сотрудничества в:

    - обеспечении соответствия наших промышленных товаров высоким европейским стандартам и техническим регламентам;

    - создании эффективных транспортно-логистических коридоров для оптимального выхода на рынки друг друга с учетом нынешних ограничений, прежде всего со счет развития Транскаспийского мультимодального маршрута;

    - проведении совместных целевых мероприятий и акций для того, чтобы товары из стран Центральной Азии были узнаваемы и востребованы европейскими потребителями.

    - расширении образовательных, научных, туристических и культурных обменов.

    Думаю, Вы согласитесь, что Узбекистан сегодня стал своеобразными воротами всей Центральной Азии и предоставляет партнерам уникальную возможность успешно взаимодействовать со всем регионом, используя растущий экономический и гуманитарный потенциал Нового Узбекистана.

    Убежден, что настало время продумать о повышении уровня узбекско-французских отношений до стратегического партнерства».

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates