Узбекистан является участником международных программ по совершенствованию национальных транспортных коммуникаций и их интеграции в международную транспортную систему. По территории республики проходят более 20 международных транспортных маршрутов.

Масштабные изменения в данном направлении происходят и в разрезе регионов: внимание уделяется не только созидательной работе во всех сферах, но и дорожному строительству, ремонту существующих магистралей. Так, в рамках программ «Обод кишлок» и «Обод махалла» осуществляются строительство и благоустройство дорожно-транспортной инфраструктуры, инженерно-коммуникационных сетей и объектов социальной сферы.

В числе задач Стратегии «Узбекистан - 2030» намечены углубление интеграции нашей страны в глобальные транспортно-логистические сети и повышение потенциала нацио­нальной транспортной системы. Для этого, в частности, поставлены задачи по доведению объема перевозки транзитных грузов через территорию республики до 16 млн тонн; строительству в общем 5,5 тысячи километров дорог с цементобетонным покрытием из районных центров до сельских населенных пунктов; прокладке новых автомобильных дорог по маршрутам Ташкент - Самарканд и Ташкент - Ферганская долина на основе государственно-частного партнерства; возведению на массивах «Янги Узбекистон» и вдоль международных автомобильных дорог шести тысяч объектов торговли и сервиса; по осуществлению других проектов.

Вместе с тем в сфере немало нереализованных возможностей, чему уделяется серьезное внимание. Так, на совещании по вопросам реформирования системы дорожного хозяйства, прошедшем под руководством Президента 12 сентября 2023-го, глава государства сказал: «Качественная дорога - это фактор, влияющий на настроение людей, и артерии нашей экономики. Поэтому необходимо внедрять новые подходы к дорожному строительству, повышать качество, цифровизировать сферу, широко привлекать частный сектор».

Определены задачи по проектированию, строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Прежде всего подчеркнуто, что совершенствовать проектирование необходимо на основе комплексного подхода. То есть в проекте должны быть конкретно указаны объекты придорожного сервиса: расположение автостоянок, заправочных станций, объектов питания, торговли и технического обслуживания, а также зеленых зон.

Глава государства поддержал предложение о переходе дорожного строительства от ресурсного метода к объемному. Отмечена также важность внедрения стандартов Международной федерации инженеров-консультантов, что предполагает осуществление контроля сертифицированными инженерами за всеми процессами в дорожном строительстве на завершающем этапе.

Под председательством Президента Шавката Мирзиёева 29 января этого года состоялось видеоселекторное совещание по приоритетным задачам в сферах жилищно-коммунального хозяйства, строительства, транспорта и экологии. Отмечено: в прошлом году в регионах построено более тысячи объектов инфраструктуры и около двух тысяч многоквартирных домов. Проложены дороги, водопроводные и тепловые сети. Для расширения услуг транспорта завезены автобусы и самолеты.

Вместе с тем сохраняется множество недостатков во внедрении современных стандартов и обеспечении качества в строительной отрасли. Частота внутренних авиаперевозок в два-три раза меньше требуемого. Перевозка грузов по железной дороге занимает много времени. Все более актуальной становится проблема пробок в Ташкенте. Принимается недостаточно мер по предотвращению загрязнения воздуха.

На совещании указано на необходимость устранения устаревших подходов и в системе строительства автомобильных дорог. В частности, отмечено, что большинство стандартов и норм не соответствует требованиям современности. К реализации проектов дорожного строительства привлечено недостаточное число сертифицированных инженеров-консультантов. Не создана система правильного и эффективного использования выделенных ресурсов в процессе проектирования дорожных объектов, осуществления строительно-­ремонтных работ до сдачи их в эксплуатацию. Не реализуются проекты по строительству и сдаче в эксплуатацию дорог на основе государственно-частного партнерства. Подвергнут критике ненадлежащий уровень работы по установке весов, контролирующих весовые и габаритные параметры транспортных средств.

На брифинге, прошедшем в Агентстве информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан, ответственные лица Комитета по автомобильным дорогам Министерства транспорта РУз озвучили информацию о реализации задач ведомства в этом году с учетом поручений главы государства.

Так, в 2024-м планируется эффективное использование выделенных средств, в том числе снижение и оптимизация себестоимости, предупреждение повышения цен. При разработке условий технического задания по строительству дорог следует отходить от типовых проектов. К каждому будет применяться особый подход, в том числе с использованием современных материалов и технологий к конструкциям дорожных покрытий.

Намечено реконструировать и отремонтировать 21 300 км автомобильных дорог и 315 мостов. К работам привлекут сертифицированных инженеров-консультантов.  

В целях устранения теневой экономики в процессе от проектирования до сдачи в эксплуатацию объектов планируется разработать соответствующую систему. Завершится работа по созданию Единой электронной платформы, которую запустят в тестовом режиме. Установят и введут в эксплуатацию более 30 мобильных и стационарных весов.

В сферу, в частности, в работы по эксплуатации дорог в регионах протяженностью менее 20 км, будет привлечен частный сектор.

Продолжится сотрудничество с зарубежными партнерами, международными финансовыми институтами. Так, намечено разработать свыше 40 стандартов и нормативных документов сферы на основе требований Международной федерации инженеров-консультантов. Совместно с Азиатским банком развития на 100 км автодороги А373 (Ташкент - Ош), проходящей через перевал Камчик, будет внедрена система интеллектуального транспорта.

На вышеназванном брифинге в АИМК подчеркнуто, что совершенствование дорожной инфраструктуры внутреннего и международного значения дает положительные результаты: способствует развитию регионов, налаживанию беспрепятственной доставки товарно-материальных грузов, увеличению международных транзитных возможностей, росту экономики респуб­лики.

Максим Черногаев.
«Правда Востока».