Также, по оценке международных экспертов и ВОЗ, локальная вспышка COVID-19 за короткое время развилась в глобальную пандемию с тремя определяющими чертами - скорость и масштаб, степень тяжести, социальная и экономическая дестабилизация.
Сегодняшний опыт показывает, что ни международное право в рамках глобального здравоохранения, ни национальное законодательство и, соответственно, системы здравоохранения не были готовы к пандемии и другим подобным эпидемиологическим угрозам.
Очевидно, что в международном праве имеется большой пробел в сфере правового регулирования пандемий, подобных коронавирусу, в связи с чем Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию «Глобальная солидарность в борьбе с коронавирусной болезнью 2019», где определено «активизировать международное сотрудничество в целях сдерживания пандемии».
Сейчас страны находятся на разных стадиях национальных и региональных эпидемических вспышек. Результаты каждого государства всецело зависят от действий правительства, которые должны иметь следующие критерии: своевременность и адресность с применением всесторонних медико-санитарных мер; оперативность выявления случаев заражения и контакта; быстрое тестирование и изоляция заболевших, помещение контактировавших с заболевшими на карантин. Те страны и регионы, которые вовремя сориентировались и обезопасились, смогли сдержать распространение COVID-19 ниже уровня, при котором системы здравоохранения становятся неспособными предотвратить повышенную смертность, не потеряли контроль. Они сохранили способность предоставлять качественную клиническую помощь и смогли свести к минимуму вторичную смертность. Большинство стран ввели обширные меры физического дистанцирования на уровне всего населения и ограничения на передвижение, чтобы замедлить распространение вируса и реализовать другие меры контроля.
При введении необходимых ограничительных мер остро вставал вопрос: на каком законном основании это осуществлялось? Ведь это приводит к нарушению таких основных прав человека, как право на свободу передвижения, право выбора и т.д.
Как известно, для подобных случаев в доктрине международного права в области прав человека существуют основные принципы, регулирующие ограничения в пределах осуществления прав и свобод человека, такие как принцип соразмерности, законности, правопорядка, уважения чести и достоинства, принцип справедливости и права на доступ к правосудию.
Для выявления соразмерности тех или иных ограничительных мер кандидат юридических наук А. Бажанов в своей диссертационной работе «Соразмерность как принцип права» предлагает провести так называемый тест на пропорциональность, который предполагает последовательное решение следующих вопросов.
- Преследовали ли органы власти, реализуя те или иные ограничительные меры, легитимную цель?
- Были ли эти меры релевантны данной цели?
- Были ли эти меры необходимы для ее достижения?
- Соблюден ли справедливый баланс между необходимостью достижения данной цели и теми обременениями, которые частное лицо было вынуждено претерпеть?
Анализируя создавшуюся ситуацию в мире, а также на примере нашей республики мы можем утверждать, что на каждый вышеобозначенный вопрос имеется утвердительный ответ: то есть все ограничительные меры, принятые в Узбекистане, полностью соответствуют принципу соразмерности. Таким образом, приходим к выводу, что этот принцип является основным условием допустимости ограничений прав человека в период нынешней пандемии.
Как отмечает ВОЗ в своей Обновленной стратегии по борьбе с COVID-19, основными принципами для нас должны стать скорость, масштаб и равенство. Скорость - поскольку взрывной характер вируса означает, что каждый потерянный день в применении эффективных ответных мер и действий стоит жизней; масштаб - каждый член общества может внести свой вклад в наращивание возможностей, необходимых для контроля пандемии; равенство - каждый подвержен риску до тех пор, пока вирус не будет взят под контроль во всем мире.
COVID-19 - это поистине глобальный кризис. И единственный способ преодолеть его - действовать совместно, проявляя глобальную солидарность.
Анализ опыта зарубежных стран показал, что ни в одном государстве не имелось специальных правовых рычагов, комплексно регулирующих здравоохранение во время пандемии. Поэтому во всех странах в зависимости от масштаба были приняты временные меры, ограничивающие такие права человека, как свобода передвижения, защита персональных данных.
На наш взгляд, одной из необходимых и самых ключевых мер является разработка международной нормативной базы, которая будет служить основным средством международного реагирования и запустит механизм, всецело охватывающий все возможные риски и способы их предупреждения или же смягчения. Данный пакет международных документов должен приобрести статус международного стандарта и отражаться в национальных законах. В качестве одного из международных договоров, который будет служить универсальным стандартом и работать во время глобальной пандемии и эпидемий, предлагается создать Дополнительный факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах с позиции ограничения некоторых прав человека с приоритетом права на здоровье, отраженном в статье 12 настоящего пакта, а также с учетом рекомендаций и стратегий ВОЗ, Совета Европы, передового опыта государств.
Легитимность цели ограничений прав человека в период пандемии находит свое выражение в Сиракузских принципах, принятых Экономическим и Социальным Советом ООН по правам человека, Замечаниях общего порядка о свободе передвижения и о чрезвычайном положении, принятых Комитетом ООН по правам человека, а также в Замечании общего порядка № 14 Комитета по экономическим, социальным и культурным правам. Каждый из этих международных документов содержит рекомендации и положения относительно принимаемых государством мер, сопровождающихся ограничением прав и свобод человека в интересах охраны здоровья населения или в условиях чрезвычайного положения.
Принятые вынужденные меры со стороны международного сообщества соответствуют данным положениям и вполне соразмерны с рисками и уже имеющимися последствиями.
Благодаря вынужденной приостановке общественной и экономической жизни государствам удалось сократить и в какой-то мере сдержать распространение вируса среди населения. Такие защитные меры помогли ограничить некоторые краткосрочные последствия коронавируса и на основании изученной информации о нем дали время для принятия решений, позволивших безболезненно и без риска вернуться к более нормальному образу жизни.
Пандемия вышла далеко за рамки кризиса в области здравоохранения, и потребовалось реагирование на уровне всех государств и мирового сообщества. Решимость и самоотверженный труд медицинских работников, находящихся на первой линии борьбы с коронавирусной инфекцией, сотрудников правоохранительных органов должны дополняться достойным вкладом всех граждан. А каждому политическому лидеру следует принять все возможные меры по прекращению пандемии.
Безусловно, в такой кризисной ситуации каждый глава государства принимает решения по-разному, исходя из ситуации и специфики региона. В данном случае важно проявление сильной политической воли, верное и последовательное принятие решений: ведь, с одной стороны, на кону жизни миллионов людей, с другой - экономика и стабильность всего государства.
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев оказался одним из тех мировых лидеров, чья политическая воля способствовала достижению лучших результатов в мире по борьбе с COVID-19. При этом все меры были направлены в первую очередь на спасение жизней людей, социальную защиту населения при соблюдении фундаментальных прав человека и требований, предъявляемых к ограничениям. Хотя для Узбекистана этот случай, как и для многих стран, стал беспрецедентым.
При этом Узбекистан имел лучший показатель в мире по борьбе с COVID-19 и предупреждению распространения коронавируса в количественном соотношении населения с числом заболевших, погибших и вылечившихся. Многие зарубежные СМИ это открыто подтвердили и приводили пример Узбекистана в качестве наилучшей практики. Даже самые экономически развитые государства оказались в более плачевной ситуации из-за неправильно или не вовремя принятого решения по карантинным требованиям.
Важно отметить, что меры в нашей стране полностью соответствуют критериям (а где-то даже и более оптимальны), отмеченным в Глобальных стратегических целях реагирования на COVID-19.
Чтобы замедлить передачу вируса и сократить смертность, связанную с COVID-19, Узбекистан внедрил всесторонний комплекс мер, соответствующий его региональным особенностям, возможностям и ситуации, и в конечном итоге достиг стабильного уровня незначительной передачи вируса. Надлежащие меры были направлены на сокращение прямой смертности, связанной с COVID-19, а также на прерывание цепи заражения, минимизацию опасных и долгосрочных негативных последствий для здоровья.
После введения карантина многие группы населения испытали нехватку первостепенных бытовых, медицинских и многих других услуг. Каждая предпринятая сейчас мера для замедления передачи COVID-19 ускорит возвращение к привычной жизни, где особое значение играют дисциплинированность и осознанность населения как во время карантина, так и при смягчении ограничений. Именно самодисциплина поможет разорвать цепочку заражения.
Человечество столкнулось с беспрецедентной угрозой. Тем не менее при правильном выявлении и предупреждении рисков и глобальном сотрудничестве у мирового сообщества есть шанс выйти из этой ситуации более подготовленными.
Из вышеуказанного можно сделать вывод: необходимо концентрировать усилия на оперативном реагировании на любой подобный кризис, важно учитывать масштаб и глубину последствий, которые претерпели жители планеты. Весь мир, каждый человек должны сегодня извлечь уроки из пандемической ситуации, чтобы завтра, прийдя к долгосрочному положительному результату, сделать нашу планету более безопасной.
Нозимахон Гафурова.
Доктор философии по юридическим наукам (PhD), доцент, заведующая кафедрой ТГЮУ.
Дилдора Умарханова.
Доктор юридических наук, доцент, декан факультета ТГЮУ.