В настоящее время в условиях усиления процесса глобализации по всему миру одними из приоритетных задач стали сохранение и развитие школ национальных танцев, передача их в целости и сохранности будущим поколениям.
Наряду с этим появилась возможность продемонстрировать всему миру многовековые традиции народа. Например, постановления Президента «О проведении Международного фестиваля народно-прикладного искусства» и «О проведении Международного фестиваля искусства бахши» от 1 ноября 2018 года стали практическим свидетельством высокого внимания, уделяемого в стране бережного отношения к нематериальному культурному наследию. Оба праздника прошли в прошлом году, не только создав уникальные площадки для отечественных представителей сферы, но и обратив на творцов и саму страну внимание мирового сообщества.
Теперь наступила очередь и других видов искусства получить заслуженный толчок к развитию. Доказательством тому стало решение о создании Государственной академии хореографии Узбекистана на базе Ташкентской государственной высшей школы национального танца и хореографии и открытии при ней специализированных начальных школ-интернатов танцевального искусства в Бухаре, Карши, Намангане и Ургенче. Уже сейчас представители сферы с огромным вниманием наблюдают за событиями, ждут утверждения Программы мер по организации и развитию деятельности Государственной академии хореографии Узбекистана, Республиканской специализированной школы-интерната хореографии, специализированных начальных школ-интернатов танцевального искусства.
Монументами, запечатлевшими особую заботу и поддержку, можно считать подписанные в этом году постановления Президента «О мерах по дальнейшему развитию искусства национального танца» и «О мерах по кардинальному совершенствованию системы подготовки высококвалифицированных кадров и дальнейшему развитию научного потенциала в сфере танцевального искусства» от 4 февраля, а также «Об организации и проведении Международного фестиваля танца «Лазги» от 28 сентября.
- Танец в своей классической, гармоничной форме отражает человеческую психологию, высокогуманные чувства и общефилософские размышления, - говорит доктор искусствоведения, профессор Ташкентской государственной Высшей школы национального танца и хореографии Ахмаджон Рахимов. - Так же, как и другие виды искусства, он считается художественным средством изучения не только человеческой жизни, но и всего мира.
В движениях художественный образ создается ритмично гармонирующими, выразительными движениями тела человека. Действия в узбекских национальных танцах отличаются от многих танцев мира своей красотой, они воплощают в себе эмоциональность, простоту, искренность, жизнерадостность. Узбекский национальный танец необычайно выразителен и олицетворяет собой саму суть нашего народа, его лучшие черты - находчивость и сообразительность, скромность, взаимоуважение.
- Главные отличия узбекского танца от других танцев народов Востока - это, во-первых, акцент на сложные и выразительные движение рук, а во-вторых - богатая мимика, - продолжает специалист. - Различают два вида узбекского танца - традиционный классический и народный. Первый - это искусство, которое культивируется в особых танцевальных школах, а затем демонстрируется на большой сцене. Можно выделить три школы: ферганскую, бухарскую и хорезмскую. Каждая из них имеет свои уникальные черты, эстетику и хореографию.
В узбекских народных танцах отражаются история и традиции предков. Их отличают плавность, скользящий шаг, грациозные движения, красивые костюмы. Так, например, неотъемлемая часть мужского хорезмского танцевального костюма - грубая меховая шапка - папаха, женский головной убор, наоборот, очень изящен, а наряды украшены многочисленными монетками. В народном узбекском танце представлены практически все регионы страны, здесь царит необыкновенное разнообразие. Эти танцы оживают на всех семейных, деревенских, городских праздниках и передаются от поколения к поколению, в них сохраняются старинные традиции, а также уходящий и реальный быт.
Как известно, главное отличие танцев Хорезма от других регионов Узбекистана - это бурная энергия, восторг жизни и яркий темперамент. Традиции хорезмского танца насчитывают сотни лет, и сохраняются поныне. Философия его заключается в выражении любви к жизни, природе и труду, что отражается и в хореографии: здесь свойственны жесты, подражающие миру животных и птиц. Один из примеров - как раз «Лазги». Притом стоит подчеркнуть, что история этого танца такая долгая, что древние рисунки с изображением людей, исполняющих его, археологи обнаружили на древнем городище Топрак-кала на северо-западе Центральной Азии, датирующемся I-IV вв. н.э. И вот спустя сотни лет этот танец все еще неотъемлемая часть любого концерта или фестиваля в Узбекистане.
Этим фактом обусловлено и то, что знаменитый образец искусства успел обрасти собственными присказками и легендами, самая известная из которых рассказывает о появлении танца. Согласно ей однажды после вечернего приема хорезмский шах собрал жен. Среди них он выделял одну, обладающую природной грацией, умением заворожить танцем. Остальные не хотели оставаться в тени красавицы: одна из соперниц во время танца подкинула ей под ноги бусы и конфеты. Девушка поскользнулась, упала и сломала ногу. Дабы не расстроить любимого, она станцевала, не разгибая пальцев. Шах остался очень доволен, приняв движения девушки за новый танец. Так, по преданиям, появился характерный для хорезмского танца «Лязги» своеобразный стиль - «ломаные» движения кистей рук и ног.
Другими отличительными особенностями движений «Лазги» являются полусогнутые ноги, преобладание мелкой тряски плечами и руками (само название танца в переводе означает «дрожь»), акцентированный ключ ногами и знаменитое движение шеи и головы справа налево и слева направо. Все это также подкрепляет мнение исследователей о том, что легенда основана на истории, имевшей место.
Такой долгий и яркий путь, аутентичность, колоритность этого явления, естественно, привлекают внимание не только местной, но и зарубежной публики: экспертов, изучающих танцевальное творчество, практиков и, конечно, ценителей этого благородного искусства. Так, 12 декабря 2019-го в столице Колумбии Боготе на Межправительственной Ассамблее по сохранению нематериального наследия ЮНЕСКО была принята Резолюция о включении хорезмского танца «Лазги» в Репрезентативный список нематериального наследия человечества ЮНЕСКО как элемент культурного наследия Узбекистана.
Кстати, поэтому, как ожидается, проведение Международного фестиваля танца «Лазги» станет мероприятием действительно мирового масштаба. Уже сейчас заинтересованность высказали представители десятков институций и центров изучения искусств, а также различные организации, в том числе и ЮНЕСКО, чьей задачей является решение проблем образования, науки и культуры, а также защиты материального и нематериального наследия.
- Танец только в момент исполнения превращается в настоящую действительность и оставляет след лишь в эмоциональной памяти зрителей. Эстетический идеал народа и национальности так же, как и красота, - это продукт истории, - комментирует А. Рахимов. - И в свою очередь понимание его сути можно приравнивать к пониманию как такового художественного мышления и мировоззрения народа, его мировосприятия. Воплощая в себе различные взгляды, он рассказывает о материальной культуре: одежде, музыкальных инструментах. Кроме того, отражает опыт, социальный статус и характер людей. Ну а в древности танец считался священным обрядом, передаваясь из поколения в поколение в неизменном виде.
Специалисты отмечают, что фестиваль может стать еще одним окном в интересную многогранную историю Центральноазиатского региона, ведь именно в такой деятельности кроются ответы на вопросы о быте предков, их жизненном укладе, развитости общества.