Дилдора Отажонова вернулась в Узбекистан для продления визы. А чтобы два месяца не сидеть без дела (столько времени требовалось на подготовку визовых документов), устроилась на работу в агрофирму. При этом она заметила высокий спрос на узбекскую продукцию на международном рынке. Тогда девушка поняла, что и на Родине можно добиться больших успехов в этой сфере, получать солидный доход, и отказалась от мысли вернуться в чужую страну.
- Когда работала в агрофирме в Малайзии, продавала фрукты и овощи, привезенные из Узбекистана, разным компаниям в Куала-Лумпуре, - рассказывает Д. Отажонова. - В тот период могла поставить клиентам только по 200-300 килограммов продукции. А приехав в Узбекистан, обратила внимание на то, что иностранные покупатели заказывают нашу продукцию десятками тонн. Высокий спрос на отечественные фрукты и овощи, а также возможности экспорта побудили меня остаться в родном краю: работать в этой сфере выгодно.
Спустя десять месяцев Д. Отажонова основала компанию Teodora Goods, которая стала заниматься экспортом сельскохозяйственной продукции.
Если оказывать населению содействие в трудоустройстве, а также помощь на деле, в том числе тем, кто хочет стать предпринимателем, все сферы экономики будут динамично развиваться. Практические усилия государства по налаживанию молодежного и женского бизнеса, обеспечению занятости безработного населения заложили основу для многих субъектов в расширении бизнеса по всей стране. И тот, кто в свое время начинал осваивать местный рынок, сегодня завоевывает внешний, повышая престиж компании и продвигая национальный бренд Made in Uzbekistan. В этом процессе, конечно, большое значение имеют реформы, направленные на развитие отрасли.
Указ Президента «О дополнительных мерах по поддержке экспортной деятельности субъектов предпринимательства» от 21 декабря 2022 года ставит основной целью создание благоприятных условий для продвижения отечественной продукции на новые перспективные рынки. Документом установлено: субъектам предпринимательства, своевременно погашающим кредиты, выданные за счет финансовых ресурсов для финансирования предэкспортных и связанных с экспортом торговых операций, разрешается выделять дополнительные кредиты пропорционально погашенной части кредита. Это важный фактор: способствует предпринимателям, которые только пришли в отрасль, встать на ноги, добиться хороших результатов.
Начать бизнес… без капитала
Создав компанию, наша героиня столкнулась с рядом проблем. Но человек, начавший дело, не должен пасовать перед трудностями. Поэтому Дилдора Отажонова открыла сайт и разместила объявление о реализации продукции на торговых площадках. К счастью, о фруктах и овощах солнечной республики хорошо знают во многих зарубежных странах.
- В первую же неделю получили заказ на гранаты от французских компаний, позже - из Индии, Бангладеш, Южной Кореи, - продолжает Дилдора. - Три года в бизнесе были для меня периодом испытаний. Доставка продуктов, отвечающих требованиям мирового рынка, имеет свои трудности. Кроме того, если недостаточно информации о том, какие фрукты и в какое время их складировать в холодильные камеры, как транспортировать, можно проиграть. Так случилось и с нами: подвело качество 450 тонн хурмы и 250 тонн винограда. А значит, и затраты себя не оправдали. Это была большая потеря для нашей компании. Тогда приняла решение углубить знания в данной области.
Кто-то не верит, что можно без средств открыть дело в экспортном секторе. Но перед вами пример Д. Отажоновой. Вместе с тем требуется умение доставлять товар, знать всю цепочку данного процесса. Наша героиня мастерски справилась с задачей. В то время, когда многие работали в городе, сидя в уютных офисах, она отправлялась в отдаленные селения, потому что знала: лучшая продукция в руках настоящих дехкан. Девушка неутомимо перемещалась от сада к саду, от поля к полю, обучая компаньонов секретам подготовки, хранения и упаковки фруктов и овощей на экспорт. Таким образом, наладила закуп продукции из всех регионов.
- Главное при экспорте сельскохозяйственной продукции - работа с людьми среднего звена - брокерами, - поясняет бизнесвумен. - Они подготовят продукт, а экспортер заберет груз.
Девушка-экспортер постоянно работает над новыми проектами для улучшения деятельности. Она создала удобную платформу Dalatech, которая переводит фермеров и владельцев приусадебных земель с обычных на онлайн-продажи. На платформе они могут видеть список всех экспортеров в Узбекистане, узнать, кто какой продукт ищет, в каком количестве, какую цену дает. А пользователь в свою очередь предлагает свой товар. Здесь также разработан алгоритм для каждого продукта, система, которая показывает этапы контроля качества продукции в цепочке охлаждения. То есть фермеры могут узнать, например, как хранить те или иные фрукты или овощи, как пользоваться морозильной камерой.
Дилдора говорит, что поиск экспортного продукта и обеспечение его соответствия требованиям контроля качества имеют свои секреты и трудности.
- Пока человек не выйдет из зоны своего комфорта, он не увидит проблемы в реальной ситуации, - убеждена она. - Так же и в бизнесе. Сидеть на одном месте - не дело: надо вникать в процесс, постоянно учиться новому, уметь находить решения любых вопросов. Сама привыкла смотреть на проблему или трудности как на очередное ответственное задание.
Важно отметить, что за первые четыре месяца 2023 года в страны дальнего зарубежья экспортировано 359,2 тысячи тонн плодоовощной продукции на 256,1 млн долларов. Это на 6,5 процента больше, чем за соответствующий период 2022-го. Сегодня свыше 80 видов сельскохозяйственной продукции, выращиваемой в республике, экспортируется в 66 государств. Экспорт фруктов, овощей и бобовых увеличился почти в два раза по сравнению с 2016 годом.
Это говорит о том, что для предпринимателей создаются условия и необходимые возможности для свободной деятельности, выхода на мировые рынки.
Феруза Жураева.