Данным образовательным учреждениям нужны вложения и принципиально иной подход в финансировании. Это - ключевая задача, на решении которой сосредоточены усилия в последние годы, чтобы учебные заведения имели одинаковые стартовые возможности и условия давать знания и навыки, отвечающие современным требованиям. Каждая из школ - новое решение по усовершенствованию инфраструктуры.

Стоит отметить, в 2021 году в Навоийской области тринадцать общеобразовательных школ сданы в эксплуатацию после ремонта или капитальной реконструкции на основе Инвестиционной программы. Еще двенадцать учреждений - в рамках национального проекта «Обод кишлок» («Благоустроенное село») и одна - согласно адресной программе «Обод махалла» («Благо­устроенная махалля»). Полностью изменился их внешний облик, укрепились материально-техническая база и оснащение.

Так, в сходе граждан махалли «Учтут» Навбахорского района по программе «Обод кишлок» капитально реконструировали две местные общеобразовательные школы на основе проектов стоимостью более 4 млрд сумов. Теперь вместо старых, пришедших в заброшенное состояние зданий в сельской глубинке возвышаются соответствующие современным городским требованиям и архитектурным решениям сооружения, в том числе новый учебный блок на 140 ученичес­ких мест.

Общеобразовательная школа в Канимехском районе, капитальная реконструкция которой обошлась в 5 млрд 753 млн сумов, дополнительно получила техническое оснащение, равно как и другие учебные заведения Навоийской области.

Так, Министерство народного образования передало 127 современных телевизоров зарубежного производства 111 навоийским школам (ученики которых стали победителями международных, республиканских олимпиад), применяющим современные идеи и инновации по повышению качества образования, добившимся хороших результатов, в том числе в реализации мероприятий в рамках инициированных главой государства пяти инициатив.

Школы, где дети учатся в две смены и сидят за ветхими партами, - это неприемлемо для страны, которая закладывает фундамент новой эпохи Возрождения - третьего Ренессанса.

«Школа - вопрос жизни и смерти, нашего будущего», - говорит глава государства.

Это должно стать делом и долгом всего общества. Именно поэтому привлечение средств частных инвесторов также помогает решать задачи развития образования.

Показателен пример предпринимателя Акрома Каландарова из Хатырчинского района области, который по собственной инициативе и на личные сбережения построил на территории кишлака Куклам схода граждан махалли «Куксарой» филиал новой современной школы на 80 мест.

Учащимся навоийских школ доступны разные образовательные траектории. Например, с этого года будет нарастать образовательный контент в сфере правового обучения. Это предусматривает подписанный меморандум между управлениями народного образования и юстиции, которые инициировали идею создания в общеобразовательных учебных заведениях региона специализированных классов. Таким образом, достигнута договоренность об эффективном использовании метода правовой пропаганды в каждой из 368 общеобразовательных школ региона на базе создаваемых классов для дальнейшего повышения юридической грамотности как среди учащихся, так и преподавателей.

- Имея лучшие позиции в республике по охвату выпускников школ высшим образованием, отмечаем повышенный интерес учащейся молодежи региона к сфере юриспруденции, - говорит директор специализированной школы с углубленным изучением отдельных предметов № 16 города Навои Нозима Тогаева. - По итогам проводимого в последние годы социального опроса среди старшеклассников на тему «Кем ты хочешь стать?» более 60 процентов высказали желание связать свою профессиональную карьеру с этой сферой. Поэтому учебное заведение станет в числе первых в регионе, где будет реализован данный проект.

В числе ожидаемых совместных мероприятий в рамках подписанного меморандума - организация представителями правоохранительных органов пришкольных кружков «Юные юристы», практических занятий для учеников, а также тематических правовых проектов с участием членов пропагандистского клуба «Адолат канотлари» при Навоийском юридическом техникуме и участников волонтерского проекта «Street law» управления юстиции.

Нынешняя философия обучения в школах региона зиждется на изучении и внедрении лучших зарубежных практик в развитии системы образования и подготовки кадров. В приоритете финская модель, признанная самой эффективной в мире, занимающая лидирующие позиции в международных рейтингах учебных заведений.

В соответствии с меморандумом о взаимопонимании между городом Лаппеэнранта Финляндии и Навоийской областью Республики Узбекистан в результате двустороннего сотрудничества учитель из Финляндии преподавала финский язык 15 ученикам в средней школе № 1 города Зарафшана. Кроме того, наши школьники получили возможность обучаться в Лаппеэнранте в течение трех лет на основе гранта, куда уже вы­­ехала первая группа зарафшанцев.

И это не единственное достижение региональной системы образования в текущем году. Так, ученики Навоийского филиала Каракульской международной школы математики, которая в родном Отечестве признана эталоном современного образовательного учреждения, участвовали в Азиатской международной математической олимпиаде и завоевали 29 медалей разного достоинства. 25 навоийских преподавателей вошли в Топ-100 самых активных учителей информатики в рамках национального проекта «Один миллион программистов». Общеобразовательные средние школы № 7 города Навои и № 9 Учкудукского района получили сертификаты соответствия «Современная школа» III степени.

Таким образом, представители региона успешно прошли отбор среди учебных заведений республики, включившись в процесс по­­этапного приспособления ранее построенных зданий школ к требованиям времени, применения современных педагогических технологий в учебно-воспитательной работе и развития конкуренции на рынке образовательных услуг.

Вместе с этим оценены уровень воспитательной и сферы управления учебными заведениями, обеспеченность школ квалифицированными специалистами, учебными пособиями, художест­венной и другой литературой, а также материально-техническая база, инфраструктура и оснащенность мебелью, учебно-лабораторным оборудованием, спортивным инвентарем и техническими средствами обучения.

Следует отметить, что навоийская школа установила сотрудничество с коллегами из-за рубежа, в формате которого специалист из американского штата Джорджия развивает обучение иностранному языку.

Так, в минувшем учебном году школы облас­ти окончил 12 621 ученик. Из них 99,3 процента подали документы на поступление в высшие образовательные учреждения. Свыше 55 процентов получили заветные рекомендации на обучение в вузах республики.

Выпускница школы № 20 Учкудукского района Нигина Суннатова тоже осуществила давнюю мечту, поступив в один из самых престижных вузов Японии - Токийский университет по направлению IT-сферы.

Не отстают от своих воспитанников и наставники. Преподаватель другой учкудукской школы - № 2 Сарвар Косимов занял 13-е место в Топ-100 финала республиканского конкурса «Узбекистон учун 100 гоя» («100 идей для Узбеки­стана»), представив местный проект «Гойибона Учкудук».

Как известно, в сотрудничестве с Европейским союзом в нашей стране реализован проект «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Узбекистане». В рамках данного проекта в пяти регионах республики созданы опытно-экспериментальные площадки и 15 экспериментальных школ, в которые вовлечено более 800 детей.

В Концепции развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года, утвержденной Указом Президента от 29 апреля 2019 года, определен ряд задач по улучшению качества образовательных услуг, оказываемых детям с особыми образовательными потребностями. В их числе внедрение в порядке эксперимента в 2021/2022 учебном году системы инклюзивного образования в одной из общеобразовательных школ городов. С началом учебного года в двух учебных заведениях региона - в городах Навои и Зарафшане - открылись начальные базовые коррекционные классы для детей с особыми образовательными потребностями, в которых обучаются шесть ребят.

Дилфуза Гулямова.
«Правда Востока».