Об авторе. После окончания Ташкентского политехнического института в 1980 году работал там же на кафедре «Электрические станции» до 1993 года. В 1988 году защитил кандидатскую диссертацию, получил ученое звание доцента. С 1993 по 2007 год работал в Национальном диспетчерском центре Узбекэнерго (инженер, зам.начальника, начальник НДЦ), в 2007 году назначен Главным диспетчером, в 2008 году директором КДЦ «Энергия».

 Объединенная энергетическая система Центральной Азии (ОЭС ЦА) сформирована на территории четырех государств - Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана, Кыргызстана и прилегающих к ним областей юга Казахстана в 1960 году. На период создания в Объединенную энергосистему Средней Азии входили четыре энергосистемы с установленной мощностью на 1 января 1961 года - 1157 МВт, максимумом нагрузки 921 МВт, годовой выработкой 6,5 млрд. кВтч. Для управления единым технологическим процессом энергообъединения было создано предприятие ОДУ (Объединенное диспетчерское управление) Средней Азии с финансированием из союзного министерства энергетики.

Следует отметить, что объединение энергосистем повысило надежность и качество электроснабжения потребителей, дало возможность рационального использования гидро- и топливных ресурсов. Конфигурация ОЭС Центральной Азии проектировалась как единое целое, без учета национальных границ союзных республик, и работала, как и многие другие энергообъединения, изолированно от Единой энергосистемы бывшего Союза. Структура ОЭС, состоящая на 30 процентов из гидростанций и на 70 из тепловых станций, с точки зрения науки и эксплуатации являлась оптимальной для решения вопросов регулирования частоты и мощности, водных и энергетических проблем. Исторически так сложилось, что и в то время ОЭС ЦА и Юга Казахстана работала изолированно от Единой энергосистемы Советского Союза, самостоятельно регулировала частоту и другие режимные параметры в ОЭС и диспетчерское управление осуществлялось из единого центра, который располагался в Ташкенте.

При ведении режимов учитывались потребности не только энергетики, но и ирригации, которые в регионе Центральной Азии неразрывно связаны. Оптимизация режима предполагала минимизацию затрат топлива и потерь электроэнергии в сетях в масштабах всего энергообъединения, а не отдельно взятой энергосистемы.

После августа 1991 года нужно было срочно принимать решение о дальнейшей деятельности этого предприятия и о дальнейшем функционировании энергосистем. 19 ноября 1991 года в городе Ашхабаде было подписано Соглашение о параллельной работе энергетических систем Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан, Туркменистана и Республики Узбекистан, а также учреждено предприятие «Объединенное диспетчерское управление энергосистемами Средней Азии», с финансированием на долевой (паритетной) основе. Так что на всем постсоветском пространстве за пределами Российской Федерации предприятие ОДУ Средней Азии (позднее было переименовано в ОДЦ «Энергия») оказалось единственным, которое удалось сохранить, благодаря прозорливости руководителей энергосистем региона. Руководящим органом по управлению и координации параллельной работы ОЭС Средней Азии стал Совет Объединенной энергетической системы Средней Азии (Совет ОЭС Средней Азии), в состав которого входили первые руководители энергосистем, которые ежеквартально собирались поочередно в столицах или других городах для проведения заседаний Совета ОЭС. Все решения Совета по организации параллельной работы принимались коллегиально.

После распада СССР централизованное обеспечение энергетическими материалами и ресурсами закончилось. Во всех энергосистемах срочно принимались меры по обеспечению энергетической независимости, но стартовые позиции стран сильно отличалась. Из-за недостатка собственных энергоресурсов стран с преобладающей гидроэнергетикой водохранилища стали выпускать больше воды в зимнее время, что привело к нарушению сложившихся водных и энергетических режимов и экологическим проблемам.

Конфигурация энергообъединения сложилась в 70-е годы, когда линии 500 кВ, проходящие через территории четырех республик, были объединены в единое кольцо, которое позволило значительно повысить надежность работы всех участников параллельной работы. Даже не специалистам понятно, что работа в кольце позволяет сохранить параллельную работу энергосистем несмотря на отключение какого-либо звена этого кольца, в то время как при отключении радиальных линий, связывающих части энергосистемы, их параллельная работа может нарушиться. И когда где-то в печати проскакивает, что та или иная энергосистема, «вышла из кольца», то это говорит скорее о некомпетентности этого мнения: до сих пор ни одна из энергосистем-владельцев кольца 500 кВ ни разу не «выходила» из кольца, т.е. из режима их совместной параллельной работы.

Могут возразить и напомнить об энергосистемах Туркменистана и Таджикистана, которые в настоящее время работают изолированно от ОЭС ЦА. Напомню, что Туркменистан вышел из состава ОЭС ЦА в 2003 году, а Таджикистан был в 2009 году отделен от параллельной работы из-за многократных нарушений условий параллельной работы, причем это было совместно принятое решение остальных участников ОЭС ЦА.

Сразу скажу, что эти энергосистемы не имеют отношения к кольцу 500 кВ, владельцами которого являются энергосистемы Узбекистана, Казахстана и Кыргызстана.

Туркменистан вышел из состава ОЭС ЦА в 2003 году по собственной инициативе, найдя себе рынок сбыта в лице иранской энергосистемы, с которой он работает сейчас в параллельном режиме. С нами же туркменская энергосистема работает по так называемым «островным» схемам, выделив отдельные генераторы по отдельным сетям в нашу сторону.

Сейчас при финансовой поддержке Азиатского банка развития активно ведется работа по переподключению энергосистемы Таджикистана к ОЭС ЦА, но, как показывает опыт, отключить можно одномоментно, а для подключения обратно через достаточно большой промежуток времени потребуется не один год совместных усилий. Ориентировочный срок восстановления параллельной работы Таджикистана с ОЭС ЦА ожидается в следующем (2023) году.

В связи со структурными изменениями, произошедшими в энергосистемах, в 2002 году Советом ОЭС Средней Азии было принято решение привести в соответствие с новыми реалиями Статус самого Совета ОЭС Средней Азии и статус ОДЦ «Энергия», причем изменить статус последнего с государственного узбекского предприятия на статус негосударственного учреждения.

27 октября 2004 года энергосистемы стран Центральной Азии заключили Соглашение о координации отношений в области электроэнергетики энергосистем Центральной Азии. В соответствии со Статьей 1 этого Соглашения был организован Координационный Электроэнергетический Совет Центральной Азии (КЭС ЦА), являющийся совещательным органом энергосистем, заменивший действовавший Совет ОЭС Средней Азии.

На заседании КЭС ЦА, состоявшемся 29 сентября 2006 года, участники КЭС ЦА утвердили Учредительный договор о создании и деятельности негосударственной некоммерческой организации - учреждении КДЦ «Энергия», основными функциями которого являются осуществление параллельной работы и координации оперативно-диспетчерской деятельности энергосистем Центральной Азии.

КДЦ «Энергия» в своей деятельности подотчетен КЭС ЦА, который является его высшим органом управления. Учредительными документами КДЦ «Энергия» запрещается заниматься коммерческой деятельностью.

Учредительные документы КДЦ «Энергия» были зарегистрированы 28 мая 2007 года в Министерстве юстиции Республики Узбекистан и с 1 июля 2007 года КДЦ «Энергия» стал функционировать в качестве юридического лица, как международная негосударственная некоммерческая организация Координационно-диспетчерский Центр «Энергия».

В апреле 2020 года нашей организации исполнилось 60 лет и мы ни на один день не прекращали функционирование. Есть только небольшой нюанс: когда-то ОДУ Средней Азии было органом диспетчерского управления и могло давать команды, например, на отключение потребителей, если это требовалось по режиму, в то время как для КДЦ учредители оставили функцию координации совместной работы национальных диспетчерских центров, которые являются главными каждый в своей стране в области диспетчеризации.

Главное преимущество, которое получает любая энергосистема от параллельной работы - это гораздо более высокая надежность, чем в режиме изолированной работы. Это обеспечение более высокого качества частоты и напряжения в энергосистеме, затрачивая на это минимум усилий. К слову, в ЕЭС СНГ частота российская и поддерживается 50±0,05 Гц – уровень, который недостижим изолированно работающей энергосистемой, особенно, такой, какой является узбекская энергосистема с подавляющей долей тепловых станций. И еще немаловажный фактор - любая энергосистема должна торговать, экспортировать свой товар, электроэнергию, соседям или в дальние страны, или выгодно покупать ее у соседей, если у них дешевле. Энергосистемы оказывают вспомогательные услуги друг другу, такие как регулирование частоты (или перетоков мощности) или транзиту электроэнергии через свои сети. Последний является важным фактором для узбекской энергосистемы, которая находится в центре энергообъединения и большинство транзитных путей приходится на ее сети.

Благодаря параллельной работе энергетики выполняют еще одну важную задачу - обеспечивают водно-энергетические режимы, а именно, обеспечивают водой потребности сельского хозяйства в период ирригации.

В совместной работе важно не злоупотреблять преимуществами параллельной работы, соблюдать свой диспетчерский график, не брать не санкционированно электроэнергию у соседей или, наоборот, «не сбрасывать» к ним свои избытки. Иными словами, нужно соблюдать диспетчерскую дисциплину.

Теперь несколько слов о событиях каскадного отключения электроэнергии в Узбекистане, Казахстане и Кыргызстане 25 января 2022 года. На одной из наших станций случилось, как мы говорим, не расчетное повреждение - одновременное погашение двух систем шин и всех работающих на них генераторов.

Обычно при отключении большой мощности в энергосистеме из-за отключений линий или крупных энергоблоков по факту произошедшего отключения должна работать противоаварийная автоматика, которая, погасив заранее определенный объем потребителей, тем самым, частично скомпенсирует потерянную генерацию до величины, которая не должна представлять угрозу для устойчивости энергосистемы. В данном случае, автоматика, предусматривающая одновременную потерю 6 энергоблоков, не предусмотрена ни одним нормативным документом.

В результате, не скомпенсированный небаланс мощности перегрузил транзит Север-Юг Казахстана сверх допустимой нагрузки и он отключился от асинхронного хода, отделив ОЭС Центральной Азии и Юга Казахстана на изолированную работу. Дефицит мощности был настолько большой, что случилась «лавина частоты» - неконтролируемое снижение частоты в энергосистеме до величин, при которых остановились энергоблоки по всей энергосистеме из-за одновременной потери собственных нужд. Такое в истории нашего энергообъединения случилось впервые. Работает комиссия, которая выяснит досконально хронологию и причину произошедшего, а также наметит мероприятия по недопущению повторения подобных событий.

Хамидулла Шамсиев,

Директор Координационно-диспетчерского центра «Энергия».

Подготовлено при содействии Информационной службы

 АО «НЭС Узбекистана».