Учет мнения людей и защита их законных прав - в основе строительства Нового Узбекистана. И текущий 2022 год проходит в стране под эгидой обеспечения интересов человека.
Сегодня определяющее значение в республике имеют широкое информирование населения о ходе реализации государственных реформ и осуществление контроля за их исполнением, в том числе парламентского.
На днях в столице прошла международная конференция, где национальные и зарубежные эксперты обсудили актуальные вопросы внедрения эффективных механизмов парламентского контроля. Проанализирован опыт Узбекистана и других стран. На площадке мероприятия собрались члены Сената и Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Уполномоченный Олий Мажлиса по правам человека (Омбудсман), представители Национального центра Республики Узбекистан по правам человека, Молодежного парламента, а также министерств и ведомств страны, заинтересованных вузов и ННО, авторитетных международных организаций.
Отмечалось: граждане Узбекистана проявляют все более высокую активность в процессах развития страны. Так, к примеру, в рамках реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах введен новый для нашей страны институт общественных обращений, инициированный Президентом.
Глава государства не раз заявлял о важности налаживания прямого диалога власти с народом, представляющегося неотъемлемым элементом жизни любого современного государства.
В повестке дня Нового Узбекистана особое место занимает мобилизация потенциала общества в целях достижения устойчивого развития, поскольку без поддержки и участия народа в реформах невозможно говорить о коренной трансформации всей системы функционирования государства. При этом следует учитывать, что это достаточно сложный процесс, требующий создания механизмов взаимосвязанности многоуровневых систем.
В Узбекистане сделано немало в плане активизации участия граждан в общественно-политической, экономической и культурной жизни страны. Однако важным в стратегической перспективе остается фактор сохранения динамики, для чего необходимо провести всесторонний анализ не только достижений, но и выявленных проблем и формирующихся вызовов.
Так, на конференции разработаны научно обоснованные предложения по дальнейшему совершенствованию организационно-правовых основ парламентского контроля исходя из международных стандартов. Это определено в цели 7 Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы, предусматривающей обеспечение повышения эффективности действующих механизмов осуществления законотворчества и парламентского контроля и изложенной в пункте 23 Государственной программы по реализации Стратегии развития в «Год обеспечения интересов человека и развития махалли».
Механизмы парламентского контроля и опыт Нового Узбекистана в этом направлении представляются достойными внимания международного сообщества. Зарубежные эксперты выразили мнение: в последние годы в процессе демократических преобразований в нашей стране в соответствии с мировыми тенденциями возрастает роль парламента, в частности, парламентского контроля в жизни государства и общества.
В целом же формирование правового демократического государства - сложный и непрерывный процесс, который переплетается с преодолением множества проблем. Очевидно, что в стране не может быть полноценной демократии без сильного парламента, обладающего широкими полномочиями в управлении государством. В связи с этим институт парламентского контроля с широким спектром форм и механизмов его реализации является действенным средством надзора за исполнением законов в интересах народа, важным фактором развития страны.
Закон Республики Узбекистан «О парламентском контроле» служит правовой основой для создания эффективной системы дальнейшего развития парламентского контроля в Новом Узбекистане и третьего Ренессанса. Определяет объекты и субъекты парламентского контроля, формы, изучения состояния исполнения законодательства и правоприменительной практики, а также осуществление мониторинга за принятием подзаконных актов.
Происходящие в Узбекистане демократические преобразования требуют совершенствования контрольных функций национального парламента на основе быстро меняющихся современных требований и разработки эффективных механизмов парламентского контроля. В связи с этим конференцией охвачены такие перспективные направления, как национальный опыт парламентского контроля; передовой международный опыт механизмов парламентского контроля; изучение мнений зарубежных экспертов относительно хода и результатов парламентской реформы в Новом Узбекистане. Проанализированы проблемы законодательного закрепления механизмов парламентского контроля и их реализации, выработаны научно-практические рекомендации с учетом мнений и предложений отечественных и иностранных экспертов, международных партнеров.
Наряду с парламентским контролем важное место в процессе реформирования государства занимает и общественный. Так, в Стратегии развития указана необходимость установления «цифрового» контроля за сроками и качеством рассмотрения обращений, поступивших от граждан в государственные органы, с созданием централизованной системы их обобщения. Планируется обеспечить оперативное и качественное их рассмотрение, а также последовательную реализацию Национальной программы «Гуманное государство», основанной на идее «Государство должно служить народу». В числе важных задач - эффективная организация деятельности Общественной палаты и налаживание ее сотрудничества с институтами гражданского общества.
Контроль за ходом исполнения реформ играет важную роль в процессе демократизации страны. Сегодня, когда этот механизм активно работает, встал вопрос о необходимости совершенствования организационно-правовых основ его реализации. Широкое привлечение субъектов общественного контроля к процессу осуществления отдельных государственных функций, проведение социальных опросов, а также налаживание практики открытого обсуждения выявленных недостатков в ближайшем будущем станут основой деятельности госорганов.
Проводимая руководством Узбекистана политика основывается на принципах демократии и приносит соответствующие результаты.
Президент Шавкат Мирзиёев ставит перед правительством задачи по искоренению бедности, совершенствованию работы социального сектора, широкому внедрению инноваций и поддержке науки.
Глава государства неоднократно подчеркивал: эффективность реформ определяют обеспечение верховенства закона, противодействие коррупции, повышение институционального потенциала и формирование сильных демократических институтов. Очевидно, что за последние годы в Узбекистане наметилась тенденция открытого обсуждения и поиска путей решения острых проблем.
Достижение определенных в этом направлении целей обеспечит полную модернизацию нашего государства, его интеграцию в мировое сообщество, а вместе с тем повышение благосостояния народа и экономическое процветание республики.
Евгения Юн.
«Правда Востока».
Фото Музаффара Абдуллаева.