Принимая во внимание пройденный за годы независимости путь и накопленный опыт, а также исходя из требований современности реформировано и избирательное законодательство.
При этом одним из главных правовых рычагов обеспечения соблюдения участниками избирательного процесса действующей системы и механизмов, установленных избирательным законодательством, являются меры административного и уголовного воздействия за их нарушение.
В частности, Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности (КоАО) дополнен специальной главой V-I, содержащей нормы, предусматривающие административную ответственность за нарушения, которые могут возникнуть в ходе избирательного процесса.
Так, статья 512 КоАО запрещает вмешательство в деятельность Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан, избирательных комиссий, комиссий по проведению референдума, равно как и создание препятствий их работе.
Данная норма вытекает из принципа независимости деятельности избирательной комиссии, установленного статьей 117 Конституции, согласно которому она осуществляет свою работу независимо от каких бы то ни было государственных органов и общественных объединений. Соответственно, вмешательство в ее деятельность влечет за собой административную ответственность.
Стоит отметить, что неисполнение решений избирательных комиссий или неправомерный отказ в рассмотрении их обращений либо нарушение без уважительных причин сроков их рассмотрения также влечет административную ответственность согласно статье 513 КоАО.
В соответствии с частью второй статьи 26 Избирательного кодекса решение избирательной комиссии обязательно для исполнения нижестоящими избирательными комиссиями, а также всеми государственными органами, политическими партиями и другими общественными объединениями, трудовыми коллективами и воинскими частями, руководителями предприятий, учреждений и организаций.
Кроме того, государственные органы и органы общественных объединений, предприятия, учреждения, организации, должностные лица обязаны содействовать избирательным комиссиям в осуществлении ими своих полномочий, предоставлять необходимые для их работы сведения. При этом обращение избирательной комиссии по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов или референдума, должно быть рассмотрено не позднее чем в трехдневный срок с предоставлением ей ответа.
Хотелось бы обратить внимание на то, что избирательные комиссии и кандидаты как главные участники избирательного процесса связаны взаимными правами и обязанностями, за нарушение которых оба несут административную ответственность.
Например, в отношении должностных лиц избирательной комиссии предусмотрена административная ответственность по статье 514 КоАО за нарушение прав кандидата, доверенного лица, наблюдателя или уполномоченного представителя политической партии.
Данная мера воздействия вытекает непосредственно из содержания глав 6 и 8 Избирательного кодекса, где определяются и раскрываются права наблюдателя, уполномоченного представителя политической партии, а также права кандидата и его доверенного лица. Необходимо указать, что согласно статье 41 все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами.
В свою очередь кандидат, его доверенные лица, представители политической партии и должностные лица обязаны соблюдать условия и порядок проведения предвыборной агитации и агитации по вопросам, вынесенным на референдум. В противном случае они могут быть привлечены к административной ответственности по статье 515 КоАО.
Следует пояснить, что в соответствии со статьей 44 Избирательного кодекса предвыборная агитация - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и направленная на побуждение избирателей к голосованию за кандидата или политическую партию.
Помимо данного понятия, в настоящей статье разъясняется порядок ее проведения, а также устанавливаются правила и запреты.
Необходимо отметить тот факт, что самые последние нововведения в Избирательный кодекс (9 февраля 2021 года) сводятся к тому, что вышеназванная статья дополнена частями 5 и 6, где приводится перечень лиц, которые не могут вести предвыборную агитацию (руководители государственных органов, военнослужащие, судьи, члены избирательных комиссий, профессиональные служители религиозных организаций и другие). А также должностным лицам органов государственной власти и управления запрещается использовать свое должностное и служебное положение в пользу или против любой политической партии или кандидата.
Одним из запретов во время проведения предвыборной агитации является то, что гражданам или должностным лицам запрещено распространять недостоверную информацию, а также сведения, порочащие честь и достоинство кандидатов.
За несоблюдение данного запрета предусмотрена ответственность по статье 516 КоАО, по которой за опубликование или распространение иными способами заведомо ложных сведений о кандидате, политической партии с целью воздействия на результаты выборов установлена соответствующая административная санкция.
Что касается информационной сферы в ходе подготовки и проведения выборов или референдума, то Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности в качестве правонарушения признает еще одно деяние - умышленное уничтожение или повреждение информационных, агитационных материалов, размещенных на зданиях, сооружениях или в других местах, за что предусмотрена ответственность по статье 517 КоАО.
Важно отметить: уничтожение или повреждение материалов, в установленном законом порядке размещенных в ходе предвыборной агитации, - правонарушение не только против кандидата, но и против прав избирателей на получение информации. Субъектом правонарушения является умышленно совершивший его гражданин или должностное лицо.
Кроме того, в статье 518 КоАО предусмотрена административная ответственность в сфере финансирования избирательного процесса.
Так, статья 98 Избирательного кодекса регламентирует, что расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов Президента Республики Узбекистан, в Олий Мажлис Республики Узбекистан, местные Кенгаши, производятся за счет средств Государственного бюджета. Соответственно, в нашей республике запрещены финансирование выборов и иная материальная поддержка кандидатов и политических партий за счет средств иностранных государств, их физических и юридических лиц и международных организаций.
Однако политические партии, иные общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, зарегистрированные в Республике Узбекистан, а также наши граждане могут добровольно передавать свои средства для проведения выборов. Они принимаются Центральной избирательной комиссией для использования в ходе избирательной кампании.
В случае нарушения установленного порядка финансирования выборов или референдума в отношении лица, совершившего данное деяние, применяется административная санкция.
Помимо этого, за нарушение порядка опубликования (обнародования) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов или референдума, а также иных исследований предусмотрена ответственность по статье 519 КоАО.
Указанная ответственность вытекает непосредственно из статьи 103 Избирательного кодекса, которая регламентирует, что в день выборов и за день до начала голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами, в том числе их размещение в информационных сетях, а также в интернете.
Следовательно, субъектами данного правонарушения могут быть должностные лица, особенно руководители информационных сетей, которые вопреки требованиям вышеназванной нормы опубликовали в день или за день до начала голосования ту или иную информацию.
Необходимо обратить внимание на то, что дела об административных правонарушениях этой категории, учитывая их актуальность и неотложность, рассматриваются в течение суток.
Исходя из вышесказанного и проанализировав указанные нормы КоАО, можно сделать вывод: субъектами административной ответственности за правонарушения, предусмотренные статьями 512, 513, 514, 515 и 519 КоАО, являются должностные лица; за правонарушения, предусмотренные в статьях 516 и 518, - физические и должностные лица, а за правонарушения, предусмотренные в статье 517, - физические лица.
Санкции указанных норм закона устанавливают следующий размер административного наказания. Так, граждане могут быть оштрафованы от трех до десяти БРВ, а должностные лица - от трех до двадцати БРВ.
В случае выявления административных правонарушений, предусмотренных статьями 512-519 КоАО, члены избирательных комиссий оформляют дела об административных правонарушениях, которые в дальнейшем согласно части первой статьи 245 КоАО рассматриваются судами по уголовным делам.
Из анализа судебной практики следует, что в Узбекистане в течение 2019-2020 годов судами по уголовным делам было рассмотрено 22 дела об административных правонарушениях в отношении 23 лиц, совершивших правонарушения, связанные с вышеуказанными статьями КоАО.
Нельзя оставлять без внимания и то, что гарантированные Конституцией избирательные права граждан, равно как и сама избирательная система, охраняются не только Кодексом РУз об административной ответственности, но и уголовным законодательством.
Уголовная ответственность за нарушение избирательного законодательства закреплена в статьях 146 и 147 Уголовного кодекса Республики Узбекистан.
Данные статьи направлены на охрану от преступных посягательств общественных отношений по обеспечению реализации избирательного права граждан, права вести предвыборную агитацию и осуществлять полномочия доверенных лиц кандидатов, а также установленного порядка организации, проведения выборов или референдума.
Так, уголовно наказуемыми деяниями в области избирательного процесса являются нарушение тайны голосования, подлог избирательных документов или документов референдума, внесение фиктивных записей в бюллетени или подписные листы, заведомо неправильный подсчет голосов, совершенные при организации, проведении выборов или референдума должностными лицами, представителями политических партий или органов самоуправления граждан, членами инициативных групп или избирательных комиссий либо комиссий референдума, за совершение которых предусмотрена уголовная ответственность по статье 146 Уголовного кодекса Республики Узбекистан.
Воспрепятствование путем насилия, угроз, обмана или подкупа свободному осуществлению гражданами права избирать или быть избранными депутатами или Президентом Республики Узбекистан, вести предвыборную агитацию, осуществлению доверенными лицами кандидатов в депутаты или кандидатов в Президенты Республики Узбекистан их полномочий, а также воспрепятствование свободному участию граждан в референдуме равным образом влечет уголовную ответственность по статье 147 Уголовного Кодекса РУз.
Совершение этих действий является преступлением не только против избирательного процесса, но и против конституционного принципа народовластия и права граждан избирать и быть избранными, гарантированного Конституцией Республики Узбекистан.
Из диспозиций указанных статей видно, что в обоих случаях преступление совершается умышленно.
В первом случае субъектом преступления могут быть достигшие 18 лет должностные лица, представители политических партий или органов самоуправления граждан, члены инициативных групп или избирательных комиссий либо комиссий по проведению референдума.
Во втором случае ввиду отсутствия специального субъекта к ответственности могут быть привлечены вменяемые физические лица, достигшие 16 лет.
При этом в статье 146 Уголовного кодекса предусматриваются альтернативные виды наказания: штраф в размере до двадцати пяти БРВ, обязательные общественные работы до трехсот шестидесяти часов, исправительные работы до трех лет, ограничение свободы от одного года до трех лет либо лишение свободы до трех лет.
В статье 147 Уголовного кодекса также предусматриваются альтернативные виды наказания: обязательные общественные работы до четырехсот восьмидесяти часов или исправительные работы до трех лет или ограничение свободы от двух до пяти лет либо лишение свободы до пяти лет.
Из анализа судебной практики следует, что в Узбекистане в течение 2019-2020 годов рассмотрены три уголовных дела в отношении пяти лиц, совершивших преступления, связанные с вышеуказанными статьями Уголовного кодекса.
В развитых демократических странах также установлена уголовная ответственность за нарушение избирательного законодательства. Например, уголовное законодательство таких стран, как Швейцария, Нидерланды и Германия, предусматривает уголовную ответственность за воспрепятствование проведению выборов посредством насилия или угрозы, фальсификацию результатов выборов и избирательных документов, разглашение тайны выборов и воспрепятствование осуществлению избирательного права посредством насилия.
Это в свою очередь свидетельствует о том, что в нашей стране нормы, устанавливающие уголовную ответственность за нарушение избирательного законодательства, основаны на общепризнанных нормах международного права и соответствуют законодательной практике и опыту развитых демократических стран.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно заключить: четкое определение ответственности за правонарушения и преступления, связанные с нарушением избирательного законодательства, способствует более полной реализации принципа свободы выборов, дальнейшей демократизации избирательной системы республики, укреплению принципов открытости и прозрачности выборов.
Робахон Махмудова.
Первый заместитель председателя
Верховного суда Республики Узбекистан.