Министерство юстиции приносит каждому государству несомненную пользу в обеспечении правопорядка и реализации гарантий и прав граждан, и организаций. С помощью данного государственного органа слаженно работает механизм и аппарат государства, так как Министерство юстиции всегда выполняло функцию государственного органа, координирующего деятельность других ведомств и министерств. Но на этом нормотворчество Министерства юстиции не заканчивается, и точное определение роли данного органа в реализации нормотворчества на данный момент является недостаточно изученной темой в юриспруденции, несмотря на богатый практический опыт работы Министерства юстиции.

Учитывая сказанное, нужно отметить, что роль и назначение Министерства юстиции Республики Узбекистан объясняется необходимостью создать сильную правовую систему, где очевидным будет применение стандартов зарубежной практики в построении эффективной модели работы механизма государства.

В числе полномочий Министерства юстиции можно назвать такие полномочия, как координация и осуществления руководства работы государственных органов в сфере нормотворчества. В этой роли Министерство юстиции выступает как методический орган.

В своей работе министерства и ведомства правомочны принимать нормативные акты, которые в теории называются ведомственными. Очень часто это происходи ввиду появления необходимости урегулировать тот или иной социальный процесс. Этот порядок работы министерств и ведомств также допускает возможность внесения Министерством юстиции представлений в данные органы, в которых будет очевидна востребованность определенных ведомственных нормативных актов, или об отмене, отзыве данных актов от исполнения. Последнее возможно, если эти акты не прошли установленный порядок государственной регистрации.

Не менее важная функция Министерства - проведение правовой экспертизы проектов нормативных актов, в ходе которой выявляется соответствие последних Конституции и действующему законодательству. Такая экспертиза также направлена на проверку проекта акта на соответствие правилам юридической техники, в числе которых определены обоснованность, целесообразность применения отсылочных норм.

Будет целесообразным выделить полномочие Министерства, как анализ проектов нормативных актов, который выявляет предпосылки коррупции или иных незаконных действий в работе государственных органов. Проверка осуществляется и на предмет наличия излишних административных процедур или иных ограничений для граждан и организаций, что приводит к конфликтам.

В своей деятельности Министерство также осуществляет предварительное согласование вопросов необходимости подготовки проектов законов органами государственного и хозяйственного управления.

В нормотворчестве Министерство юстиции играет решающую роль, так как оно отвечает за работу государственного аппарата именно в сфере ведомственного нормотворчества. Здесь очень важно обеспечить единство в реализации политики нормотворчества и ее исполнения на практике.

Разработка предложений в части последовательного улучшения нормативной базы социальных и правовых реформ, изучение риска появления в действующем законодательстве «белых пятен» также возложено на Министерство как особая практическая задача, которая содержит в себе множество правовых механизмов исполнения, управлений, аппаратов и служб, в которых активно проходит работа сотрудников. Можно сказать, что тот или иной нормативный акт, а их очень много на практике, который попадает в Министерство, определяется в соответствующее Управление, службу, сотрудники которых осуществляют анализ, экспертизу. Данные сотрудники по поручению министра юстиции также могут заниматься работой по разработке нормативного акта.

Практика свидетельствует об активном предложении Министерства юстиции ввести в нормотворческую практику применение регуляторной гильотины, а также инструментов, с помощью которых будут эффективно выполняться анализ оценки регуляторного и фактического воздействия нормативного акта. Последний также будет исследоваться в ходе проведения гендерно-правовой и научно-лингвистической экспертизы.

В Концепции развития органов и учреждений юстиции в 2020-2024 годах мы можем выделить следующие приоритетные направления:

  • целостный анализ государственной правовой политики в сфере нормотворчества, в том числе и ведомственного, а также материалов практики и отчетов органов государственного управления;
  • особый акцент в Концепции был сделан на развитии человеческого капитала. Тем самым, можно будет говорить о повышении уровня, роли и эффективности работы территориальных органов юстиции;
  • ex-post (последующий) анализ принятых нормативных актов;
  • совершенствование нормотворчества и его реализации путем применения ИКТ;
  • практическая реализация модели «умное регулирование», где также будет применена система стандартизированной методологии анализа. Данные механизмы направлено на улучшение работы государственных органов в сфере нормотворчество и на устранение инструментов, замедляющих процедуры принятия нормативных актов.

Деятельность Министерства юстиции во многом была улучшена. Учитывая требования реального времени, оно было освобождено от несвойственных ему функций и задач, например, таких, как материально-техническое обеспечение деятельности судов и контроль за деятельностью судебных исполнителей через ранее работавший при министерстве специальный департамент и многих других.

Но мы считаем, что на достигнутом уровне нельзя останавливаться. Такая категория, как «механизм» реализации правовых гарантий для граждан (особенно, молодежи), должна стать особым объектом научного внимания в деятельности Министерства юстиции. Нужно как можно чаще создавать правовые исследования, ориентированные на теоретико-прикладной анализ правовой активности личности, с единым научным пониманием некоторых спорных моментов, существовавших до недавнего времени.

Следовательно, с принятием такого большого количества нормативно-правовых актов всегда существует необходимость приведения их в порядок, постоянный анализ их правильного исполнения, доработка действующего законодательства, а также оперативный анализ на необходимость разработки новых нормативных актов. Это, в первую очередь, необходимо для самого общества.

Нам всем известно, что данная практика в Республике Узбекистан довольно хорошо развита. Вообще нужно признать, что эта сфера исследований очень динамичная, часто меняющаяся, как и само законодательство. При ознакомлении с нормативным массивом обществу предоставляется удобство, возможности для оперативного поиска нужного нормативного материала, и подкрепление его другими действующими нормативными актами.

Сейчас нет необходимости кому-то доказывать такой тезис, в котором можно было бы объяснить, насколько необходимо постоянно совершенствовать нормы действующего законодательства и отделять от него устаревшие нормы, которые свой результат уже принесли, или стали неэффективными ввиду объективных обстоятельств. Самым главным методом в этом деле может послужить обработка и надлежащее изложение норм действующего законодательства и иного нормативного правового материала по определенному алгоритму в виде сборников (справочников), актов (предметных, системно-предметных, хронологических и др.) или в форме свободных (собранных) кодифицированных актов.

Ранее, чтобы ознакомиться гражданину с определенной совокупностью законов, приходилось покупать специальные сборники. Также нужно признать, что юридическая конструкция правовой нормы, ее содержание и смысл не всегда понятны человеку, не посвященного в юридическую науку. Такая ситуация не всегда связана с правовой апатией или конформизмом. В связи с этим государство должно взять на себя задачу обеспечить населению наиболее широкие возможности получения юридических знаний даже вне процесса получения высшего юридического образования. И Министерство юстиции в реализации данной задачи не оставлено в стороне. Практический пример содействия обществу со стороны Министерства юстиции - специальные телеграмм каналы, службы по юридическому консультированию граждан и т.п. Мы считаем, что это альтернативные способы получения юридических знаний для общества.

Сейчас ситуация в части нормотворчества меняется в пользу адресатов правовых норм, т.е. членов общества. Все законодательство Республики Узбекистан можно найти в электронной форме, которая, наряду с бумажной, имеет одинаковую юридическую силу.

Исходя из контекста вышесказанного, мы также поняли, что активной личности с правовой и социальной точки зрения постоянно нужно поддерживать надлежащий уровень правовых знаний. Это касается, в особенности, юристов, сотрудников государственных и правоохранительных органов. В ряду общества также встречаются случаи, когда граждане особо заинтересованы национальным законодательством. Зачастую такая активность помогает им решать на деле многие свои юридические проблемы.

В заключение следует отметить, что сейчас, в столь не легкое время именно для людей становятся трудновыполнимыми задачи повышения правовых знаний граждан, так как он очень часто сталкивается с материальными разрезами в своей жизни. Именно поэтому взаимодействие человека и государства должно носить более сплоченный характер, направленный на взаимопонимание в не легкой ситуации, определении новых ценностей жизни и проведении мероприятий, не допускающих в корне рост преступности среди населения.

Игорь Кудрявцев,

профессор кафедры Ташкентского государственного

 юридического университета.