Семья священна. Человечество старается найти себе пару, оставить хорошее потомство. Ведь хороших и плохих детей не бывает. При этом, пока в обществе существует понятие «плохо», оно всегда будет противопоставляться «хорошему». В семье эти слова используются, чтобы различать добро и зло, белое и черное. Не случайно в народе говорят: «Птица делает то, что видит в птичьем гнезде». Наши действия и поступки - живой пример в формировании личности.
Есть тип людей, которым не нравится, когда говорят о духовности и просвещении. Для них вопрос воспитания второстепенный: нет ни понимания этих аспектов, ни знаний в данной области. И это огорчает.
Вот несколько ситуаций.
Если ваш ребенок приходит из школы домой с заданием прочитать конкретное произведение и просит вас купить книгу, то вы удивляетесь. Если же учитель-предметник критикует уровень знаний ваших детей, а классный руководитель делает замечание по поводу их поведения, то вы настроены наказать своих чад.
Но правильны ли ваши действия? Понимаете ли, как воспитываете свое дитя, которое только сейчас поняло, что жизнь может быть в черно-белом изображении?
Ребенок все еще маленький росточек. И чем больше вы будете уделять ему внимания, тем больше будет плодов, которые ожидаете!
Как ухаживать за ростками, чем их питать? Может ли принести пользу то, что выглядит сегодня хорошо? Как это повлияет на человечество или какую принесет ему пользу в будущем? О внешне красивом красном яблоке, червивом внутри или наполненном ядом, мы читали в сказках.
Я далек от того, чтобы критиковать кого бы то ни было. Но когда вы в последний раз дарили ребенку книгу? А когда читали сами? И что рекомендовали, чтобы заинтересовать детей, приобщить их к чтению?
В конце концов, если ваш ребенок не может выполнить домашнее задание, вы сразу обвиняете учителя: «Чем занимаются педагоги? Что делают в школе, если не умеют преподавать?» Вот так быстро приходите к выводу, как бы решая проблему. Вините учителя, которого ребенок называл устозом.
При этом ваш вердикт, возможно, справедлив. Подобно тому, как пять пальцев никогда не совпадут, среди учителей тоже есть приходящие в школу только для того, чтобы скоротать время. И это, к сожалению, факт, который неизбежен.
Школа - очаг духовности, культуры и просвещения. Путь к сердцу человека начинается с образования. Только невежественный бросит в школу камень.
На кого может опереться оторванный от семьи и окружающих ребенок и с кем пережить свое горе, если никогда не учился в школе? Разве не прав учитель, разъясняя иным родителям: нельзя заставлять детей в малолетнем возрасте зарабатывать деньги, отказываться от знаний?
Педагог не ждет от ученика материальной выгоды. Он просто хочет видеть его счастливым. Поэтому в первую очередь думает о здоровье, благополучии, безопасности подопечных. Учит ценить духовные блага и мир, царящие в нашей стране, жить с благодарностью в сердце.
Духовно-просветительская работа в республике поднялась до уровня государственной политики - об этом свидетельствует ряд нормативно-правовых актов. Особое внимание следует обратить на постановление Кабинета Министров «О мерах по реализации и утверждению Концепции непрерывного духовного воспитания» от 31 декабря 2019 года. Документ основан на принципах преемственности в образовательном процессе. На определении базовых направлений духовного воспитания детей, таких как преданность Отечеству, предприимчивость, волеизъявление, мировоззренческая деятельность, идеологический иммунитет, доброта, ответственность. При этом специалисты, чья работа сопряжена с педагогической деятельностью, должны сфокусироваться на формировании в себе важных качеств. Это новаторское мышление, трудолюбие, способность грамотно сотрудничать с родителями, педагогами, учреждениями непрерывного образования, повышать осведомленность населения о воспитании детей, педагогическую культуру, духовное развитие граждан.
Важно регулярное ознакомление с передовыми педагогическими технологиями, методами и формами реализации образования, апробированными мировым опытом, в том числе средствами массовой информации. А также ставить перед собой такие цели, как формирование в подрастающем поколении здорового мировоззрения против злонамеренной информации, безнравственности, деструктивных идей, вводящих в заблуждение молодых людей. Следует также отметить продуктивное сотрудничество государственных органов, институтов гражданского общества, СМИ и частного сектора в организации непрерывного духовного образования.
Для реализации этих задач разработана и претворяется в жизнь Концепция непрерывного духовного воспитания.
Итак, соответствует ли нынешний образовательный процесс современным требованиям? Серьезно ли мы относимся к возложенным на нас задачам? Откуда берутся такие негативные пороки, как пресловутая «массовая культура», коррупция, эгоизм и безразличие, которые укореняются в обществе? И кому следует доверять воспитание гармонично развитого поколения наряду с качеством и эффективностью образования?
На это может ответить только человек с чистой совестью и высокой духовностью, которому небезразлично все, что происходит вокруг.
Возникает вопрос: каков уровень политической и правовой грамотности учителей, работающих в образовательных учреждениях? Насколько они осведомлены об изменениях, происходящих в социуме? Каковы их педагогические способности, мировоззрение? Что они делают для формирования и развития прогрессивного общества?
Возможно, учитель отлично ведет уроки. У его учеников высокий уровень знаний. Только все ли достаточно хорошо усваивают предмет? Почему трем-четырем из класса не дается данная дисциплина? В чем недостатки, какова польза от науки, которую они изучают, для общества в будущем? Какова ее роль в жизни и как она будет применяться?
Для решения указанных выше проблем необходимо, укрепив сотрудничество с учебно-образовательными учреждениями, начинать духовно-просветительскую работу прежде всего с семьи. Добившись эффективности, считаю, что уже следует применять в образовательном процессе принцип «Знания, мышление, высокая духовность - основа общественного развития, процветания страны». Ведь мы выбрали цель - сформировать зрелое, гармонично развитое поколение, то есть образованное, духовно и физически здоровое. А воспитывая его в духе патриотизма, уважения и соблюдения законов, государство и общество будут уверены в том, что есть кому доверить наше будущее.
Мирзакалон Мирзакаримов.
Заместитель директора по духовно-просветительской работе государственной специализированной
общеобразовательной школы № 58 Давлатабадского района города Намангана.