Диалог с народом - один из ключевых принципов, продвигаемых Президентом Шавкатом Мирзиёевым с момента вступления в должность. Открытость и готовность к диалогу подтверждает и интервью главы государства главному редактору газеты «Янги Узбекистон» Салиму Дониёрову, опубликованное 17 августа текущего года.
В ходе реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах акцент делается именно на вовлечение граждан в процессы принятия решений, а также на контроль за их исполнением. Для этого создаются новые институты и механизмы. В их числе - общественные советы, появившиеся при государственных органах, платформы для обсуждения проектов нормативно-правовых актов, подачи обращений и петиций, осуществления общественного контроля. При этом изучаются и анализируются публикации и комментарии пользователей социальных сетей, которые сегодня стали неотъемлемой частью нашей жизни.
Глава государства в своем интервью отметил, что старается лично знакомиться с мнениями граждан, непосредственно из медиапространства и соцсетей узнавать о проблемах людей.
Главный «месседж» Президента, на мой взгляд, в том, что демократические реформы - единственно правильный для нас путь, и они обрели необратимый характер. За относительно короткие сроки сделано многое.
В качестве примера можно привести результаты недавнего экспертного опроса для определения наиболее эффективных инициатив и реформ, которые способствовали существенным изменениям в стране за последние пять лет. Общенациональное движение «Юксалиш» проводит это исследование каждые два года с участием 100 отечественных и зарубежных экспертов из числа ведущих политиков, экономистов, ученых, журналистов, правозащитников и других общественных деятелей. В 2021 году по результатам опроса сформирован топ-15 ключевых реформ Президента Шавката Мирзиёева, имеющих историческое значение.
По мнению экспертов, наиболее важные инициативы лидера Узбекистана - установление добрососедских отношений в Центральной Азии, открытие границ и создание пунктов пропуска, конструктивный диалог со странами региона по всем вопросам. Также в списке значимых преобразований и инициатив - либерализация валютного рынка и устранение проблем с наличными деньгами, развитие системы государственных услуг, в том числе электронных, запуск центров госуслуг.
Отдельное внимание - усилению гарантий в сфере прав человека. Один из значимых примеров - искоренение принудительного труда, в том числе детского. Мы все помним, как ежегодно на сбор хлопка в обязательном порядке мобилизовали миллионы человек, в том числе школьников и студентов. Подобная практика, как известно, пресечена, что подтверждают отчеты международных организаций.
Политику и инициативы Президента Шавката Мирзиёева признают реформаторской жители республики и соотечественники за рубежом, представители бизнеса и академических кругов, международные организации, масс-медиа. Сегодня Узбекистан предстает перед мировым сообществом в совершенно новом облике. Страна все чаще становится ньюсмейкером хороших новостей в заголовках зарубежных СМИ. Трансформационные процессы привнесли совершенно новое дыхание как во внутреннюю политику государства, так и в международные отношения.
Впервые за три десятилетия официально признана статистика бедности и используется комплексный подход в ее сокращении. Это показывает, что государство руководствуется принципом не закрываться от проблем, а признавать недостатки, работать с недочетами, находить им конструктивные решения. Так, в разрезе махаллей и домохозяйств внедряется адресный подход: в рамках формирования «железной», «женской» и «молодежной» тетрадей осуществляется поддержка социально уязвимых слоев населения.
Как отметил Президент в интервью, проблемы изучаются предметно и решаются на месте своевременно и эффективно исходя не из каких-то абстрактных показателей, а из проблем каждой семьи, женщин и молодежи, нуждающихся в помощи.
В то же время глава государства признает, что рано говорить о полном изменении старой системы и достижении поставленной цели. Процесс продолжается. Это не временная пиар-кампания, а долгосрочная прагматичная и ориентированная на нужды населения политика. «Сегодняшний Узбекистан - это еще не тот Узбекистан, к которому мы стремимся. Нам предстоит долгий и тернистый путь. Наш путь не был легким, не будет простым и дальше. Но мы должны смело двигаться вперед, не бояться принимать нестандартные, если надо, неожиданные решения, конечный результат которых эффективен и отвечает интересам нашего народа», - подчеркнул в интервью Президент Шавкат Мирзиёев.
В период стремительных трансформаций ставка делается на молодые, прогрессивно мыслящие и квалифицированные кадры, привлечение образованной молодежи в стратегические отрасли. За последние годы на ключевые посты в министерствах и ведомствах назначены молодые перспективные управленцы. Большинство из них получили образование за рубежом, имеют практический опыт работы и успели проявить себя.
К примеру, мы совместно с Институтом социальных и экономических инициатив ежегодно публикуем рейтинг молодых управленцев Узбекистана. Если в прошлые годы экспертам было сложно сформировать топ-35, то в нынешнем году они сформировали лонг-лист почти из ста номинантов (в 2020-м их было 60). Из сотни выбрали топ-40. То есть мы видим, что за последние несколько лет персонал министерств и ведомств, в том числе руководство, существенно омолодился, среди работников госслужбы - прогрессивные управленцы, кадры новой формации.
Однако система государственного управления, особенно на местах, еще далека от идеала. Поэтому в числе ключевых задач лидер страны называет наращивание потенциала и компетенций госслужащих, опыта и знаний, организаторских способностей и качеств менеджеров у хокимов и руководителей разного ранга.
И здесь приоритетным индикатором качества и эффективности работы органов государственной власти Президент отмечает удовлетворенность граждан их деятельностью. Власть должна научиться ставить во главу угла интересы народа, слушать и слышать запросы простых граждан, предпринимателей, молодежи.
«Мое основное требование к руководителям - стремиться понимать людей, пропускать через свое сердце их радости и заботы, смотреть на происходящее глазами рядовых граждан, не отрываться от народа. Только тогда люди будут доверять хокиму или министру, депутату или сенатору управление регионом или отраслью, и принятие решений принесет ожидаемый результат», - подчеркивает Президент.
Открытость и подотчетность деятельности госорганов, как и кадровая политика, - в числе факторов предупреждения коррупции. Это касается каждого гражданина. Ведь подобные преступления вызывают резонанс среди общественности.
Глава государства отметил важность пристального внимания к этому пороку, недопущения беззакония и несправедливости в обществе, попрания прав человека, фактов, связанных с коррупцией. Ведь подобные явления могут привести к снижению уровня доверия народа к власти, ухудшению социально-экономического состояния граждан. Поэтому перед ответственными структурами поставлена задача незамедлительного реагирования как на частные случаи, так и системные проблемы в данном направлении.
Лучшая демонстрация опасности коррупции и ее масштабов - ущерб, который наносится государству и народу. Так, в 2020 году 1723 должностных лица разных уровней привлечены к уголовной ответственности за соответствующие преступления. Нанесенный ими ущерб составил 500 миллиардов сумов. А за пять месяцев 2021 года уголовные дела заведены на 1696 должностных лиц, ущерб от их действий оценивается в 450 миллиардов сумов. Образование в июне прошлого года Агентства по противодействию коррупции Республики Узбекистан с непосредственным подчинением Президенту определило новый характер подходов и преобразований в этой области. Уверен, трансформации в сфере только будут набирать обороты.
Президент остановился и на вопросах работы с молодежью. В Узбекистане этот аспект напрямую связан с демографией и социальной системой. Почти треть жителей страны составляют дети до 18 лет, 24 процента - молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет. Обеспечение законных прав и интересов молодежи - один из приоритетов государственной политики.
Во все времена подрастающее поколение было инициативным двигателем прогресса. Особенно важна его роль в период стремительных трансформаций в Узбекистане. Без профессионализма, образования, грамотности, широкого кругозора, готовности к новому и изменениям невозможно успешно развивать экономику, научную и социальную сферы. Именно поэтому значительные инвестиции делаются в человеческий капитал. Это развитие системы дошкольного образования (охват им детей вырос в два раза - с 27,7 до 60 процентов), создание специализированных школ с углубленным изучением отдельных дисциплин, открытие частных школ, филиалов зарубежных вузов в стране (охват молодежи высшим образованием достиг 28 процентов).
Цель одна - воспитать поколение узбекистанцев, обладающих необходимыми знаниями, компетенциями в приоритетных отраслях, в то же время способных аналитически мыслить и принимать нестандартные решения.
В целом интервью главы государства - взгляд на пройденный Узбекистаном путь, объективная оценка достижений и недостатков, определение приоритетов дальнейшего поступательного развития без иллюзий и излишнего пафоса. На этом пути у нас нет права быть сторонними наблюдателями. Каждый может и должен внести свою лепту, стать актором процессов трансформации.
Бобур Бекмуродов.
Председатель Общенационального движения «Юксалиш».