Дух Центральной Азии как фактор региональной политики

    Мнение 21 сентября 2021 459

    Успешная модель внешней и внутренней политики всегда исходит из конструктивного понимания роли и места собственного государства в мире, что позволяет прагматично формулировать и обеспечивать цели национального развития.

    С приходом к новому руководству страны произошла смена приоритетов во внешнеполитическом курсе в сторону изменения подходов к региональной политике, создания атмосферы доверия, взаимопонимания, добрососедства и сотрудничества, формирования новой геополитической реальности. Современный тренд на партнерство превратил Центральную Азию в предсказуемый и устойчивый сегмент мировой политики.

    Именно такие знаковые приоритеты легли в основу конференции «Россия и Узбекистан перед вызовами развития и безопасности на новом историческом этапе взаимодействия», организованном Институтом стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан в партнерстве с Международным дискуссионным клубом «Валдай». Встречи ученых и авторитетных экспертов двух стран в таком формате, становятся доброй традицией, начатой ИСМИ и клубом «Валдай» еще осенью 2019 года в г. Самарканде.

    Особый интерес у многих российских и международных исследователей, изучающих политические процессы и перемены в Центральной Азии, вызывают мысли Президента Республики Узбекистан, высказанные в интервью газете «Янги Ўзбекистон». По их мнению, в регионе наметилась устойчивая тенденция на тесную кооперацию, растет внешнеполитический авторитет страны, особенно важным становится задача укрепления духа доверия к новому Узбекистану, стремление к сотрудничеству с нашей страной, в унисон с этими процессами в политическом лексиконе возникло выражение «Дух Центральной Азии».

    В нынешнем стремительно меняющемся мире, в Центральной Азии начинают превалировать принципиально новые тенденции регионального развития, заметно активизировались торгово-экономические связи между странами Центральной Азии. Именно благодаря новому качеству двусто­ронних отношений Узбекистана с Казахстаном, Туркменистаном, Кыргызстаном, Таджикистаном в регионе формируется тесное региональное взаимодействие, удалось наладить конструктивный и многосторонний диалог с региональными государствами по крайне чувствительной проблеме - распределения трансграничных водных ресурсов, достичь консенсус в вопросах демаркации и делимитации границ с Киргизией и Таджикистаном, создать совместные производственные площадки в сопредельных областях государств региона, а в условиях пандемии оказать ощутимую гуманитарную помощь соседним странам.

    Так, за последние годы товарооборот Узбекистана со странами региона превысил 3 миллиарда долларов. США, увеличился на 20%, а торговля стран региона с Россией за минувшие 4 года увеличилась на 5 млрд. долл. США, составив более 28 млрд. долл. в 2020-м году. За такой короткий период существенно возрос объем экспорта из России в Центральную Азию – с 17 млрд. до 21 млрд. (рост на 20%). В регионе работают более 17 тысяч предприятий с российским капиталом. Только в Узбекистане за последние пять лет их количество выросло в 7 раз (с 312 до 2260). Совокупные российские инвестиции, накопленные в Центральной Азии, суммарно превысили 20 млрд. долл. США. Все это свидетельствует о возрастающей привлекательности Центрально-азиатского рынка для российского бизнеса и капитала.

    Руководство республики поддержало возможность получения статуса наблюдателя Узбекистана в ЕАЭС для дальнейшего углубления экономической кооперации со странами-членами данного экономического объединения. Выступая на полях «Примаковских чтений» в начале июня нынешнего года Эльдор Aрипов, директор Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Узбекистана, отметил, что «за последние пять лет страны Центральной Азии укрепили своей суверенитет и ощутили потребность в защите региональных интересов, оставив позади «прежние обиды и страхи». Данные доклада Госкомстата «О социально-экономическом положении Республики Узбекистан» за первое полугодие нынешнего года лишь подтверждают мысль учёного. В частности, «…доля внешнеторгового оборота стран СНГ, по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, увеличилась на 4,8 процента за этот же период 2019 года увеличение было отмечено на 6,5 процента и их доля во внешнеторговом обороте, по итогам января-июня 2021 года, составила 40,3 процента».

    Нельзя не согласиться и с мнением известного российского востоковеда Ирины Звягельской, подчеркивающей, что страны Центральной Азии «...не стоят перед дилеммой - конкуренция или сотрудничество, как не выбирают между Россией и КНР. Регион в равной степени заинтересован в расширении связей со своими традиционными партнерами, и в первую очередь в транспортно-логистическом прорыве к новым рынкам, прежде всего, в Южной Азии. Афганистан - скорее будет ассоциироваться с новыми возможностями при условии дальнейшей стабилизации обстановки в ней».

    Большую роль, по ее мнению, могут сыграть Российские железные дороги, которые проявляют интерес к участию в строительстве маршрута через Афганистан. Они также планируют присоединиться и к проекту «Кыргызстан, Узбекистан, Китай». Такие проекты позволят взаимодействовать с крупнейшими мировыми экономиками - ЕС и Китаем. Торговля между ними составляет 700 млрд долларов. По прогнозам экспертов, через 10 лет регион привлечет порядка 70 млрд долларов на развитие транспортной инфраструктуры. Такие направления сотрудничества крайне актуальны в выстраивании интегральных связей между Центральной Азией и ее ближайшим партнером Российской Федерацией.

    Подобные подходы, безусловно, способствуют формированию экспертно-аналитической площадки двух стран для многоформатного поиска и исследования оптимальных моделей регионального сотрудничества государств в энергетической, торговой, производственной, инвестиционной, технологической и культурно-гуманитарной сферах отношений. Сегодня, в повестке российско-узбекских отношений по-новому обозначена необходимость дальнейшего развития отношений в формате совместных технологических, инновационных, исследовательских площадок и стартапов в качестве базовой составляющей двусторонних отношений. Совершенствуя традиционные модели взаимосвязей, усиливается адаптация к совершенно новой повестке глобальной экономики, разрабатываются эффективные механизмы промышленно-производственного партнёрства, фокусируется внимание на инвестиционном сотрудничестве. Все это содействует взаимодействию с российскими партнёрами в приоритетных секторах инвестиционной деятельности, привлечению российского опыта в разработке национальных инжиниринговых проектов / НИОКР, научно-исследовательских и технологических парков, инновационных городов и зон. Подобные таргетируемые программы к тому же успешно встроены в маркетинговую стратегию в инвестиционном сегменте, что позволяет избежать диспаритета в распределении и размещении инвестиций в приоритетные сферы экономики.

    К примеру, с начала 2019 года российская компания "Ростсельмаш" собирает на мощностях Чирчикского завода сельхозтехники крайне востребованную в агропромышленной отрасли страны зерно и кормоуборочную технику, сеялки культиваторы и многое другое. Годовая потребность рынка Узбекистана составляет около тысячи единиц такого оборудования, планируется ежегодно производить около семи моделей кормоуборочных комбайнов и других агротехнических средств. Один из российских промышленных гигантов - "Уралмашзавод" участвует в модернизации Алмалыкского горно-металлургического комбината, крупнейшего производителя цветных металлов в Узбекистане. Достигнутые договоренности предполагают полную замену при содействии «Уралмашзавода» всех технологических линий медной обогатительной фабрики АГМК на новое оборудование. По состоянию на 2021 год в рамках контракта уже поставлено 20 единиц полностью автоматизированных дробильных комплексов, 30 грохотов и 2 шаровые мельницы. В прошлом году АГМК дополнительно привлекло 180 миллионов долларов для реализации еще пяти проектов до 2023 года совместно с российскими производителями. Сюда же можно отнести участие российской компании «Евроцемент» в реконструкции завода «Ахангаранцемент», разработку совместную с «Лукойлом» проекта освоения газовых месторождений группы «Кандым-Хаузак-Шады», строительство совместно с «Газпромом» газохимического комплекса в Сурхандарьинской области, а также добычу углеводородов в Каракалпакстане, Андижанской, Бухарской и Кашкадарьинской областях республики и многое другое.

    По мнению первого вице-спикера Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Содика Сафоева, «…новый прагматичный и благоприятный климат в регионе - общее достояние, это вклад всех стран. И наша общая задача - усилить наметившуюся тенденцию на взаимодействие и тесное партнерство, придать им необратимый характер, а также важны концептуальные основы формирующихся совместных подходов устойчивого развития региона.» В новых условиях, Стратегия Нового Узбекистана, предполагает дальнейшее расширение региональной повестки сотрудничества, перспектив устойчивого развития по системному сближению народно-хозяйственных комплексов и экономик государств Центральной Азии при тесном партнерстве со своими традиционными партнерами, в первую очередь Российской Федерацией.

    Нынешняя узбекско-российская экспертная дискуссия, оценки авторитетных ученых, безусловно, будут иметь прикладной характер в выработке целостного понимания процессов в Центральной Азии, а также важное значение в совершенствовании подходов к возникающим вызовам и возможностям, и безусловно выявят незадействованные грани для дальнейшего углубления сотрудничества между нашими странами.

    Улугбек Хасанов.
    Профессор Университета мировой экономики и дипломатии МИД Республики Узбекистан.

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates