Великое значение ее таланта, вдохновенного творчества в театре – поистине бессмертно. Она вместила в свою творческую жизнь в родном театре непостижимо большой период – более 65 лет. Коллеги вспоминают о ней как о выдающемся мастере, деятельность которого необходимо почитать и ценить высоко.
Дильбар Абдурахманова, как и ее единичные предшественницы в других странах, опровергла своим искусством мнение, что дирижирование — мужская профессия. Несмотря на скептицизм многих, она встала за дирижерский пульт и добилась огромных успехов на этом сложном поприще.
Её замечательный наставник – выдающийся дирижёр, композитор, педагог и общественный деятель Мухтар Ашрафи разглядел в юной ученице полноценную дирижерскую личность и раскрыл ей секреты профессии.
Настоящим испытанием ее творческой зрелости стали первые зарубежные гастроли театра в Египте в 1966 году, когда узбекская женщина-дирижер управляла каирским оркестром. Это было первое международное признание Абдурахмановой. Искренне восхищался ее талантом и автор музыки спектакля «Спартак» Арам Хачатурян, приехавший в Ташкент на премьеру своего балета в 1967 году.
Крупнейшими творческими достижениями стали постановки опер «Фауст» (1982), «Отелло» (1985), «Огненный ангел» (1984), а также создание «камерного театра» (1986) на малой сцене.
За свою творческую жизнь Дильбар Абдурахманова поставила 64 оперных и балетных спектакля. Ее труд был неоднократно отмечен правительственными наградами, среди которых 3 медали и 3 ордена. Греческая философская академия присудила ей звание «Гражданин земли XXI века» в 2016 году.
Одно из значений имени Дильбар – пленяющая сердце. В памяти народа она навсегда останется первой женщиной-дирижером, пленившей сердца ярким искусством и вдохновившей своих последовательниц.
Мунисхон Исокулова.
«Правда Востока».