Качество государственного управления - ключ к экономической эффективности и благосостоянию граждан. Государственные органы и их руководители должны уметь адаптироваться к меняющимся условиям, особенно в период кризисов. Накопленный опыт показывает: государства с сильной и эффективной системой управления продолжают следовать по пути прогресса.

Глава государства, отдельно остановившись на этом вопросе, отметил, что по мере роста благосостояния населения возрастают и его потребности. В связи с этим выведение развития страны на новый уровень требует изменения системы управления, законодательства и общества.

Предложения по внедрению рыночных механизмов, обеспечению здоровой конкуренции и неприкосновенности частной собственности, поддержке предпринимательства, которые в Послании отмечены как одни из основных направлений, весьма значимы.

Сегодня в непростых условиях мы осознаем, что реализация широкомасштабных реформ, смелые шаги на пути по созданию Нового Узбекистана являются главной задачей. Обеспечение экономической и политической устойчивости в условиях глобального кризиса, адресное решение существующих на местах проблем, поддержка нуждающихся в помощи соотечественников требуют от каждого из нас большой ответственности.

Как было отмечено, в мире наблюдается сложная геополитическая ситуация, усиливается дефицит энергоресурсов, повышается потребность в продовольственных продуктах, дорожают финансовые ресурсы. Несмотря на это, в стране последовательно продолжаются экономические реформы, уделяется внимание дальнейшей поддержке частного сектора путем полной мобилизации внутренних ресурсов.

Между регионами существуют экономические различия. А это требует внедрения новых подходов для одинаково успешного развития всех городов и районов. По этому вопросу глава государства выдвинул основанные на глубоком анализе предложения. Согласно им, начиная с 2023 года исходя из существующих условий, потенциала и возможностей районы будут разделены на категории: с развитым предпринимательством (1-я), с хорошей инфраструктурой (2-я), с относительно удовлетворительными условиями (3-я), недостаточно привлекательные для бизнеса (4-я), с трудными условиями (5-я).

Во-первых, такой подход позволяет составить конкретные планы и наметить эффективные задачи в государственных программах. Во-вторых, будет соблюдаться дифференцированность при выделении субсидий, кредитов и компенсаций. Применение отдельных налоговых ставок станет достойным вкладом в обеспечение экономической эффективности. Посредством этой системы регион с трудными условиями за короткие сроки перейдет в режим развития. В этих районах ставки налога с оборота, а также подоходного и социального будут установлены в размере одного процента. Предприниматели станут платить только один процент от суммы, начисленной по земельному и имущественному налогам. А индивидуальные освобождаются от уплаты фиксированных налогов.  

Важное место в Послании занял вопрос налоговой политики на 2023 год. Главным изменением стало снижение с 1 января ставки налога на добавленную стоимость с 15 до 12 процентов, что позволит оставить в распоряжении предпринимателей 14 трлн сумов оборотных средств. А поступления, по прогнозам, будут больше на 16 трлн сумов, чем в 2022 году.

С 1 апреля 2023-го будут отменены льготы по налогам на добавленную стоимость по ряду услуг, оказываемых за счет бюджетных средств. Вместе с тем окончание сроков налоговых и таможенных льгот, предоставляемых на основе других нормативно-правовых документов, учтено в бюджетных доходах. А также для микробизнеса по 14 видам деятельности вместо действующих ставок налога с оборота - от 4 до 25 процентов - будет введена единая налоговая ставка в четыре процента. При этом (исходя из региона и вида деятельности) сохранятся действующие сниженные ставки в размере с одного до трех процентов.

Предпринимателям, товарооборот которых составляет до 500 млн сумов, предоставляется право ежемесячной оплаты в равных долях 20 млн, а бизнесмены, оборот которых превышает 500 млн, - 30 млн фиксированного налога. Эти налогоплательщики будут освобождены от обязанности вести и представлять в налоговые органы бухгалтерский учет, а также от налога с дивидендов. В целях стимулирования развития малого и среднего бизнеса для предпринимателей, входящих в категорию субъектов с годовым оборотом выше миллиарда сумов, намечается снижение в течение одного года ставки подоходного налога в два раза.   

Для обеспечения устойчивости доходов местного бюджета в рамках инфляции фиксированных налоговых ставок и баз намечается 10-процентная индексация. При этом проведение индексации ставок акцизного налога планируется с 1 февраля 2023 года.

Отмечено: для улучшения бизнес-­среды недостаточно одного уменьшения налога. Предприниматели заявили, что в налоговых и таможенных органах, хокимиятах, ведомствах энергоснабжения, кадастра, пожарной безопасности, санитарного надзора они испытывали административное давление. Поэтому в первую очередь будет серьезно реформировано налоговое и таможенное администрирование. При этом во все государственные органы намечено внедрить систему оценки качества оказываемых предпринимателям услуг.

Система энергетики - одна из сфер, которая ожидает конкретных решений. Глава государства отдельно остановился на этом вопросе и выдвинул соответствующие предложения.

За последние шесть лет население страны выросло на 13 процентов, а количество промышленных предприятий - с 45 тысяч до 100 тысяч. В результате потребность в электроэнергии увеличилась минимум на 35 процентов и продолжает расти. Если в течение 1991-2016 годов внедрено 3300 мегаватт, то в период с 2017-го по 2021-й созданы новые мощности в 5021 мегаватт. С начала 2022 года начали функционировать семь электростанций мощностью 1,5 тысячи мегаватт.   

Несмотря на это, для устойчивого развития отечественной экономики необходимо инвестировать в энергетику 25-30 млрд долларов. За последние три года в сферу направлено восемь миллиардов прямых инвестиций. В Бухаре, Намангане, Хорезме проведены тендеры по строительству трех солнечных электростанций общей мощностью 500 мегаватт. В 2023 году завершится реализация еще 11 крупных проектов мощностью 4,5 тысячи мегаватт. Создаваемые солнечные и ветровые электрические станции будут вырабатывать 14 млрд киловатт. В результате подача электроэнергии в домохозяйства увеличится на 50 процентов.

Президент с сожалением отметил, что в нашей экономике энергии расходуется в два раза больше, чем в других странах. Поэтому намечено принять Национальную программу повышения энергоэффективности.

Будут значительно расширены малые станции, работающие от возобновляемых источников энергии. Хокимы районов и городов республики должны реализовать проекты по использованию установок в домохозяйствах и на предприятиях общей мощностью 5-10 мегаватт. В предстоящие три года во всех государственных организациях установят солнечные панели и коллекторы горячей воды. На реализацию этих целей будет направлено 2 млрд долларов инвестиций. Размер субсидий, выделяемых на установку солнечных батарей в домохозяйствах, увеличится в два раза.

В 2022 году экономика страны выросла на 5,5 процента, объем экспорта увеличился на 13 процентов и достиг 19 млрд долларов. В 2023-м прогнозируется повышение объема ВВП на 5,3 процента.

Несмотря на сложную ситуацию в мире, отмечены важные задачи по достижению в следующем году роста в промышленности на 5,1 процента, сельском хозяйстве - на 3,5, сфере услуг - на 14,1. Выявленные ресурсы позволят повысить объем производства дополнительно на 12 трлн сумов. Для развития предпринимательства намечено выделить 10 трлн кредитных средств. В экономику будет привлечено 200 трлн сумов долгосрочных инвестиций банков, 500 млн долларов - международных финансовых организаций.

В 2023 году предполагается повышение на 19 процентов прямых зарубежных инвестиций и кредитов, доведение их до 10 млрд долларов, а также начало реализации новых крупных проектов общей стоимостью восемь млрд долларов. В регионах будут запущены около 300 крупных проектов почти на восемь млрд долларов. Таким образом, появится возможность повысить регио­нальную промышленность на 11 процентов.

В Послании отмечено, что за последние шесть лет приток инвестиций увеличился до уровня, превышающего 30 процентов ВВП. В 2023 году будет привлечено 30 млрд долларов инвестиций, из которых 25 млрд составят частные.

Для привлечения активных инвестиций необходимо задействовать возможности приватизации и государственно-­частного партнерства. В 2023 году в результате большой приватизации на продажу планируется выставить около тысячи предприятий. В том числе акции десяти крупнейших компаний и коммерческих банков будут выставлены на открытые и прозрачные торги для населения путем проведения IPO.  

В 2022-м стартовала программа «Новый Узбекистан - страна конкурентоспособной продукции». За один год около двух тысяч предпринимателей впервые вышли на зарубежные рынки. В результате в 2023 году экспорт готовой продукции увеличится на четыре млрд долларов, объем экспорта впервые нашей истории превысит 23 млрд. Для этого необходимо вдвое увеличить поставки на европейские рынки текстиля, электротехники, кожевенно-обувной и другой готовой продукции.

Обеспечение неприкосновенности собственности также служит повышению инвестиционной привлекательности. В целях усиления защиты собственности и инвестиций осуществляется работа по организации Международного коммерческого суда.

Каждая приоритетная задача, направление и выдвинутые предложения, отмеченные в Послании Президента, служат воплощению идеи «Прежде всего - человек, а затем - общество и государство».

Алишер Мирсоатов.
Доктор философии (PhD)по экономическим наукам.