Экономика Узбекистана продемонстрировала исключительную устойчивость к возникшим в последнее время глобальным вызовам - МВФ

    Финансы 22 декабря 2023 1781

    В период с 11 по 19 декабря 2023 года миссия МВФ под руководством г-на Яссера Абдиха провела встречи с официальными органами Узбекистана и обсудила текущую экономическую ситуацию, перспективы развития экономики и приоритеты экономической политики. В конце визита г-н Абдих сделал следующее заявление:

    «Экономика Узбекистана продемонстрировала исключительную устойчивость к возникшим в последнее время глобальным вызовам. Геополитические потрясения повлекли за собой приток мигрантов и существенное увеличение объема поступающих в экономику страны денежных переводов в 2022 году, что способствовало росту внутреннего спроса. Вкупе с более высоким внешним спросом это привело к росту реального ВВП на 5,7 процента в 2022 году. Хотя в этом году объем денежных переводов снизился до тренда, преобладавшего до начала войны России в Украине, ожидается, что значительное увеличение бюджетных расходов, а также высокий рост заработной платы и экспорта позволят сохранить реальный рост ВВП на уровне 5,7 процента в 2023 году. Высокий уровень импорта и сокращение денежных переводов будут способствовать увеличению дефицита внешнего счета текущих операций в этом году. Предполагается, что международные резервы останутся достаточными и составят восемь с половиной месяцев ожидаемого импорта. По прогнозам, к концу 2023 года темпы инфляции за 12 месяцев снизятся более чем на 3 процентных пункта (до 9 процентов) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, чему будут способствовать высокая реальная основная ставка, снижение ставки налога на добавленную стоимость (НДС), а также снижение мировых цен на продовольствие и энергоносители».

    «Прогноз на 2024 год остается позитивным, но риски сохраняются.

    • Несмотря на необходимость проведения консолидации бюджета, рост экономики, по прогнозам, останется выше 5 процентов.
    • Дефицит внешнего счета текущих операций увеличится незначительно, поскольку экспорт золота снизится до уровня тренда, компенсируя замедление роста импорта, которое вызвано ограничениями в области государственных расходов.
    • Внешние риски обусловлены возможным снижением темпов роста в странах - ключевых торговых партнерах (в частности, в Китае и России) и дальнейшим ужесточением внешних финансовых условий. Внутренние риски включают условные обязательства государственных финансовых и нефинансовых предприятий (ГП) и государственно-частных партнерств (ГЧП)».

    «Сохранение макрофинансовой стабильности и продолжение структурных реформ являются ключевыми факторами повышения устойчивости и поддержания высоких темпов экономического роста в сложных текущих глобальных условиях.

    • Проводившаяся в 2023 году расширительная налогово-бюджетная политика должна смениться курсом на консолидацию бюджета. По оценкам персонала, консолидированный дефицит бюджета (в национальном определении) предположительно составит 5,5 процента ВВП в 2023 году, превысив целевой показатель дефицита бюджета в 3 процента ВВП из-за дополнительного повышения заработной платы, а также увеличения социальных пособий, энергетических субсидий и директивного кредитования. Правительство намеревается принять надлежащие меры по сокращению консолидированного дефицита до 4 процентов ВВП в 2024 году и до 3 процентов в 2025 году. Это позволит восстановить бюджетные буферные резервы для реагирования на потенциальные шоки, а также поможет снизить инфляцию, что особенно положительно скажется на бедных слоях населения. Консолидация будет достигнута за счет повышения адресности социальных выплат, сокращения директивного кредитования и неадресных энергетических субсидий и защиты уязвимых слоев населения путем введения социальной нормы потребления. Меры в области оптимизации расходов будут дополнены отменой налоговых льгот и усилиями по сокращению теневой экономики.
    • Совершенствование бюджетного планирования позволит добиться более высоких результатов при меньшем объеме необходимых ресурсов и минимизировать отклонения от целевых бюджетных показателей. Меры по совершенствованию планирования включают обеспечение строгого соблюдения бюджетного календаря, унификацию инвестиционного бюджета вне зависимости от источника финансирования и его подготовку вместе с очередным годовым бюджетом, а также ограничение частоты изменений в течение года, так как частые изменения усложняют исполнение бюджета и вряд ли улучшают его результаты. Для реализации запланированной бюджетной консолидации необходимо постоянно работать над совершенствованием контроля и оценки фискальных рисков, особенно связанных с деятельностью госпредприятий и ГЧП.
    • Денежно-кредитная политика должна оставаться жесткой, чтобы обеспечивать дальнейшее снижение инфляции. Ожидается, что необходимое повышение регулируемых цен на энергоносители приведет к росту инфляции. Однако это влияние будет частично компенсировано продолжением жесткой денежно-кредитной политики и значительной консолидацией бюджета. Миссия МВФ положительно оценивает приверженность Центрального банка Узбекистана (ЦБУ) сохранению относительно жесткого курса денежно-кредитной политики до тех пор, пока инфляция не замедлится до целевого уровня, и повышению основной ставки, если базовая инфляция неожиданно станет расти. Необходимо продолжать усилия по усилению воздействия трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, которое остается ограниченным из-за низкого уровня финансового посредничества, высокой степени долларизации и все еще значительными объемами директивного кредитования. Гибкость обменного курса важна для поглощения потенциальных шоков и сохранения резервов.
    • Для поддержания стабильности необходимо продолжать реформы финансового сектора. Несмотря на жесткую денежно-кредитную политику, рост кредитования остается высоким, особенно в сфере автокредитования, микрокредитования и ипотеки. ЦБУ должным образом ужесточил нормативы соотношения суммы кредита к стоимости залогового обеспечения и ввел лимиты концентрации для банков. Дополнительные надзорные и макропруденциальные меры обеспечат проведение банками более качественной оценки кредитоспособности заемщиков и ограничат риск снижения качества активов. Официальным органам необходимо продолжать усилия по укреплению системы корпоративного управления, повышению прозрачности государственных банков и дальнейшему сокращению директивного кредитования. Эти меры будут способствовать приватизации банков, выравниванию рыночных условий, углублению финансового посредничества и расширению доступа к финансовым услугам.
    • Продолжение реализации структурных реформ является ключевым фактором для поддержания устойчивого экономического роста. Правительство повысило прозрачность государственных закупок, укрепило отчетность и процедуры корпоративного управления госпредприятий, а также приватизировало крупный банк и несколько государственных предприятий. Было проведено повышение энергетических тарифов для предприятий, а в октябре 2023 года вступил в силу Закон «О конкуренции». В сентябре и октябре 2023 года были объявлены дальнейшие реформы, включая создание независимого регулятора в энергетическом секторе и функциональное разукрупнение национальной железнодорожной компании, а также были приняты меры по борьбе с изменением климата. Тем не менее, необходимы дополнительные меры по повышению энергетических тарифов как минимум до уровня окупаемости затрат, улучшению корпоративного управления и прозрачности (в том числе на госпредприятиях), дальнейшей реструктуризации и приватизации государственных предприятий, а также укреплению конкурентной политики для снижения роли государства в экономике. Ускорение переговоров о вступлении во Всемирную торговую организацию и сотрудничество с соседними странами по развитию транспортных маршрутов позволит снизить транспортные расходы и открыть новые рынки для продукции Узбекистана».

    Миссия выражает признательность официальным органам Узбекистана за тесное сотрудничество, открытые и конструктивные обсуждения, а также за теплое гостеприимство.

    No date selected
    декабрь 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates