В том же году в соответствии с постановлением главы государства «О мерах по строительству железнодорожной линии Бухара - Мискен» от 13 марта была построена железная дорога протяженностью 29,6 километра в направлении Ургенч - Хива. В Хиве возведен современный железнодорожный вокзал, способный обслужить одновременно двести человек.
В сентябре 2017 года железнодорожники ввели в эксплуатацию 355-километровую железнодорожную линию Бухара - Мискен. В результате почти на два часа сократилось время пути пассажирских поездов из Ташкента в Ургенч, Хиву, Нукус и из этих городов в столицу. Безусловно, это способствовало развитию туризма в стране и увеличению туристического потока в республику.
В марте текущего года началась работа по электрификации магистрали для организации рейсов скоростных поездов по маршруту Бухара - Ургенч - Хива, закладывается фундамент и устанавливаются железобетонные столбы согласно постановлению главы государства «О мерах по реализации Инвестиционной программы Республики Узбекистан на 2021-2023 годы» от 28 декабря 2020 года.
Сегодня особое внимание уделяется развитию внутреннего и зарубежного туризма путем адаптации к международным стандартам транспортной системы.
Туризм считается одной из самых прибыльных отраслей в мире. Узбекистан относится к странам с большими возможностями и потенциалом для привлечения туристов. В связи с этим необходима качественная и безопасная, быстрая и современная транспортная система для привлечения туристов и увеличения их потока в богатые древними и редкими историческими памятниками города: Самарканд, Бухару, Шахрисабз, Хиву. С этой целью в 2011 году впервые в Центральной Азии запущено движение высокоскоростного электропоезда Afrosiyob по маршруту Ташкент - Самарканд. Затем были налажены рейсы в Карши, Бухару и Шахрисабз. Теперь - в Ургенч и Хиву.
До 2017 года поезда из Ташкента в Ургенч проезжали 1064 километра по трассе Навои - Учкудук - Мискен. Расстояние сократилось почти до 100 километров после строительства линии Бухара - Мискен, пересекающей пустыню Кызылкум. Специалисты в кратчайшие сроки проложили новую железную дорогу в пустынной долине. На следующем этапе эта линия полностью электрифицируется.
- Общая протяженность электрифицированной трассы Бухара - Ургенч - Хива составляет 465,5 километра. Согласно проекту будут построены восемь дежурных зданий электросети, 18 охраняемых железнодорожных перекрестков, 27 автопутепроводов и не только, - рассказывает руководитель Унитарного предприятия «Энергомонтажный поезд № 1» Руслан Низомов. - Планируется реконструировать два пункта технического обслуживания вагонов и промышленного предприятия по демонтажу и текущему ремонту, а также строительство шести обслуживающих зданий и других сооружений.
Проект «Электрификация железной дороги Бухара - Ургенч - Хива» осуществляется за счет средств АО «Узбекистон темир йўллари» и международных финансовых институтов. Большая часть маршрута проходит через пустыню Кызылкум, и это вызывает некоторые неудобства в процессе электрификации при прочной установке фундаментов и столбов. Решение проблеме все же найдено. По проекту фундаменты и столбы для электропроводов будут установлены на глубине от шести до девяти метров буровым методом с помощью спецтехники. Такая технология применяется впервые в истории проектирования и электрификации железных дорог в стране.
Работа по электрификации ведется одновременно по двум направлениям: на территории Бухарской области и со стороны Хорезмской области. Более ста специалистов используют около полусотни единиц необходимой железнодорожной и строительной техники.
Большое внимание уделяется безопасности движения на электрифицированных участках. Взято под строгий контроль неукоснительное соблюдение правил охраны труда. Работники обеспечиваются трехразовым горячим питанием, им предоставлены специальные вагоны для отдыха. На стройку своевременно доставляются качественные железобетонные изделия отечественных предприятий.
В перспективе электрификация ж/д путей обеспечит запуск рейсов скоростных и экологически чистых электропоездов по маршруту Ташкент - Самарканд - Навои - Бухара - Ургенч - Хива. Это сэкономит время, большое количество топлива и другие расходы. Снизит и негативное воздействие на окружающую среду. По завершении проекта грузовые и пассажирские составы по маршруту Бухара - Ургенч - Хива смогут двигаться на электровозах.
За счет увеличения скорости движения улучшится качество обслуживания потребителей, повысится пропускная способность маршрута. Будут созданы рабочие места, снизится спрос на подвижной состав за счет увеличения оборота грузовых вагонов.
В последующие годы железнодорожно-транспортная система страны выйдет на новый этап развития. В частности, будет способствовать развитию не только транспортной инфраструктуры, но и экономики страны в целом.
Рустам Хайдаров.
Специалист Информационно-аналитического медиацентра
АО «Узбекистон темир йуллари».
Абдурауф Коржовов.
Журналист.