В последнее время все чаще информацию называют «новой нефтью», «новым сырьевым материалом». Так, по итогам 2022-го богатейшими людьми планеты стали Илон Маск и Джефф Безос - предприниматели, построившие свой бизнес вокруг инноваций, технологий и цифровизации. И это только начало, если верить экспертам сферы: по их прогнозам, в последующие годы масштабы использования данных будут расти в геометрической прогрессии. Появится возможность систематически анализировать их и действовать в режиме реального времени при решении более сложных бизнес-задач, создании конкурентных преимуществ и принятии обоснованных решений в мире коммуникаций.
Современные системы государственного управления представляют собой комплекс, развитие которого происходит в условиях постоянного возрастания степени наукоемкости информационной инфраструктуры. Управление наукоемкими системами и обеспечение их эффективного функционирования предъявляют к государственным служащим повышенные требования в области освоения современных методов управления, использования информационных систем, методов постановки и решения задач.
Сегодня госуправление основано на применении сложной и высокоэффективной технической и технологической информационной базы, определяющей мобильность, точность, реактивность и надежность управленческой информации, что существенно поднимает роль кадрового государственного служащего. Эффективность взаимодействия управленческих систем в значительной степени зависит от научно-технического уровня, интенсивности и степени использования и совместимости информационных технологий.
Как подчеркнул Президент в рамках совещания по вопросам широкого внедрения цифровой экономики и электронного правительства, состоявшегося 11 мая 2020-го: «Если мы не выполним эту работу в ближайшие два-три года, каждый год промедления будет стоить нашей стране десять лет прогресса». В результате стартовавшей тогда деятельности термин «электронное правительство» (E-Government) стал неотъемлемой частью современных реалий узбекистанцев.
Но что это такое?
Электронное правительство - явление, обусловленное практикой. Берет свои корни с момента, когда североамериканское общество, привыкшее к взаимодействию с бизнесом посредством телефона, факса и интернета, стало предъявлять к государству такие же требования. Правительство приняло тогда концепцию «7х24х365» (быть доступным для гражданина семь дней в неделю, двадцать четыре часа в сутки, круглый год). Одновременно с реализацией этого перехода началось теоретическое осмысление происходящего.
Именно тогда идея электронного правительства быстро стала популярной среди других государств ввиду своей демократичности, актуальности и удобства. Например, в настоящее время в Узбекистане реализуется достаточно широкий комплекс работ, направленных на развитие и повсеместное применение информационных технологий в государственном и местном управлении.
Начата реализация проектов по созданию сетевой инфраструктуры госорганов для обеспечения автоматизированного информационного взаимодействия между ними, выхода в глобальную сеть. Определен перечень информационных ресурсов, имеющих государственное значение, осуществляется их регистрация. Ведутся научно-исследовательские работы и разработки по созданию передовых информационных технологий и программного обеспечения, защиты сведений в рамках соответствующих научно-технических программ.
Точкой отправления нового витка развития направления можно назвать 28 апреля 2020 года, когда было принято постановление Президента «О мерах по широкому внедрению цифровой экономики и электронного правительства». Согласно документу в Министерстве по развитию информационных технологий и коммуникаций (с 1 января 2023-го - Министерство цифровых технологий Республики Узбекистан) создана специализированная интегрированная система - Центр управления проектами электронного правительства.
Еще одним фактом, подталкивающим нашу страну к ускоренной интеграции E-Government в разные структуры, стало то, что на сегодняшнем этапе в каждом уголке планеты возрастает сложность предоставления подотчетных, эффективных, всеобъемлющих, прозрачных, заслуживающих доверия и ориентированных на граждан государственных услуг. Чем это обусловлено? Информации и людей становится все больше, а массивы данных, которые необходимо перевести в «цифру», не уменьшаются (ведь они охватывают весь информационный запас человечества: от трудов древних философов до бумажных архивных материалов 2000-х). В результате наблюдаются тенденции к развертыванию электронных услуг, особенно в области здравоохранения, образования, окружающей среды и занятости, а охват наиболее уязвимых слоев населения расширяется. Так, три наиболее часто используемые онлайн-услуги по миру - это совершение коммунальных платежей, предоставление информации о доходах и регистрация новых предприятий. Их доступность по электронной почте, через обновляемые ленты, мобильные приложения и по SMS удвоилась по всему миру, в том числе и в нашей республике.
Число пользователей системы «Электронное правительство» превысило четыре миллиона. Посредством нее созданы возможности доступа более чем к 130 информационным ресурсам государственных органов. Налажено оказание в онлайн-формате почти 350 видов услуг на Едином портале интерактивных государственных услуг.
Эти показатели доказывают: в стране происходят реальные реформы, благодаря чему Узбекистан улучшает позиции в независимых международных списках. В глобальном рейтинге развития электронного правительства ООН в 2022 году республика заняла 69-е место среди 193 стран мира (в 2020-м находилась на 87-м).
Быстро развивающиеся технологии могут трансформировать традиционные способы ведения дел в рамках всех функций и сфер государства. В этом контексте стоит подчеркнуть: они не просто создают удобства для населения, а стали важным экономическим рычагом. Как отметил министр цифровых технологий Шерзод Шерматов во время встречи с Чрезвычайным и Полномочным Послом США в Узбекистане Джонатаном Дэвидом Хеником, в результате превращения страны в IT-хаб и вывода цифровизации на новый уровень объем IT-экспорта в минувшем 2022-м превысил сто млн долларов, а основная его часть приходится на американский рынок.
Достигнутые результаты говорят и о том, что перемены не даются легко - требуют больших усилий и затрат. Работа продолжается. Так, согласно Указу Президента «О мерах по реализации административных реформ Нового Узбекистана» от 21 декабря 2022 года поставлен курс на формирование отвечающей современным требованиям компактной системы госуправления, на повышение ответственности руководителей госорганов путем упрощения процессов рассмотрения вопросов и принятия решений, на ориентацию их деятельности на результативность, а также на обеспечение реализации программы административных реформ.
В этом плане укрепление общественного доверия для получения эффективных результатов в области применения электронного правительства - еще один значимый шаг. Так, чтобы эффективно предоставлять услуги, приложения E-Government должны удовлетворять требованиям граждан, способствовать активному участию в выявлении этих потребностей и, что самое главное, в реализации надежных планов и проектов на всех уровнях.
Информационно-технологические нововведения в государственном управлении имеют комплексный характер, связаны с одновременным и согласованным использованием организационных, правовых, социально-психологических, кадровых, технических и многих других факторов. Все это требует комплексного подхода, качественного изменения как системы работы с информацией, так и функциональной и организационной структур управления, характера и построения управленческих отношений, иных управленческих явлений.
Таким образом, электронное правительство подразумевает реализацию последовательного, простого и индивидуализированного подхода в предоставлении услуг и информации населению. Это означает структурное реформирование функционирования госорганизаций и их взаимодействия с гражданами, частными компаниями и служащими. Реализация инициатив в области электронного правительства способна кардинально повысить качество услуг, предоставляемых гражданам.
При этом важно осознавать, что новый уровень услуг будет достигнут только тогда, когда госструктуры осуществят трансформирование процессов путем интеграции ведомственных информационных систем, включая электронное управление документами. Организация такого межведомственного взаимодействия требует построения специальной интеграционной инфраструктуры.
По сути, эта же инфраструктура необходима и для предоставления интегрированных услуг через центральные правительственные порталы или порталы региональных и местных органов власти. На все это направлены вышеупомянутая административная реформа, целый ряд программных документов, а также Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы, где E-Government выделяется как отдельная задача (цель 9: Развитие системы «Электронное правительство», доведение доли электронных государственных услуг до ста процентов и устранение бюрократии).
Сюда вошли такие поручения ответственным министерствам и ведомствам, как расширение оказания государственных услуг посредством мобильных приложений; внедрение системы Mobile ID-идентификации лица при оказании госуслуг; внедрение системы выдачи разрешений и уведомлений, обеспечивающей защиту персональных данных; отмена практики истребования от населения документов, удостоверяющих определенные факты, путем внедрения проекта «Цифровой паспорт граждан». Несложно заметить, что за прошедший год большая часть инициатив реализована. Достигнутые результаты будут приумножаться.
* * *
Благодаря системе «Электронное правительство» сограждане имеют возможность быть в курсе изменений в законодательстве, в считанные минуты получить информацию о работе государственных органов и не тратить время в очередях за справкой. Система объединяет десятки электронных страниц министерств, государственных комитетов и инспекций, агентств, банков, центров, компаний, негосударственных некоммерческих организаций, других полезных ссылок.
Такая организация значительно улучшила подотчетность и прозрачность деятельности, позволила проще и быстрее оказывать услуги населению и бизнесу, повышать уровень их технологической грамотности и, что многие пользователи отмечают особо, не зависеть от географического местонахождения.
Впереди большая работа, но уже очевидно: благодаря переменам в системе, в том числе административной реформе, диалог услугополучателей и заявителей с государством расширяется, что и должно соответствовать принципу «Не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу».
Сабина Алимова.
«Правда Востока».