О том, какие меры осуществляются в рамках развития электронного правительства, мы побеседовали с первым заместителем министра по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан Олегом ПЕКОСЬ.

 

- Какие преимущества цифровые технологии несут для общества? Почему развитие цифровой экономики столь важно для сегодняшнего Узбекистана?

- Возможности, которые появились с цифровыми технологиями, позволяют достичь максимального эффекта за счет многократного сокращения организационных, временных, трудовых и финансовых ресурсов. И их роль не только в экономике, но и жизни общества будет лишь возрастать: они несут очевидные выгоды для каждого гражданина.

К примеру, возьмем такую актуальную услугу, как выдача справки по месту жительства. Раньше, чтобы получить этот документ, который в обязательном порядке предъявляли при поступлении, трудоустройстве и не только, необходимо было ехать в махаллю по месту жительства. Теперь же с внедрением соответствующей онлайн-услуги на Едином портале интерактивных государственных услуг («Информация по месту постоянного (временного) жительства») необходимости в этом нет.

Или, к примеру, подошел срок оплаты коммунальных услуг. Не надо ехать в соответствующее ведомство - вы можете своевременно осуществить эту операцию с помощью различных онлайн-сервисов посредством биллинговой системы. Таким образом, цифровые технологии дают возможность значительно сэкономить время и финансовые расходы.

Следует отметить, в этом году через ЕПИГУ оказано 1,2 млн госуслуг, а через центры госуслуг - 3,1 млн, поскольку не до конца задействованы возможности системы электронной идентификации и цифровой подписи.

Эти и другие вопросы, а также пути их решения обсуждены 10 мая в ходе презентации Президенту. Определены приоритеты дальнейшего развития сферы и повышения удобства и доступности услуг для населения.

 

- Год назад принято постановление Президента «О мерах по широкому внедрению цифровой экономики и электронного правительства», заложившее фундамент цифровых реформ. Какая работа проделана министерством за это время?

- Данное постановление стало отправной точкой для реализации масштабных цифровых реформ в республике, определив основной вектор развития ИКТ-сферы на ближайшую перспективу. Согласно документу на 2020-2022 годы запланированы реализация 104 проектов по развитию электронного правительства и доведение доли электронных госуслуг в 2022-м до 60 процентов.

В Указ Президента «Об утверждении Стратегии «Цифровой Узбекистан-2030» и мерах по ее эффективной реализации», принятый 5 октября 2020 года, включены «дорожные карты» по цифровой трансформации приоритетных экономических отраслей и регионов. В 2020-2022 годах предусматривается внедрение более 400 информационных систем, электронных услуг и других программных продуктов в рамках социально-экономического развития регионов, а также свыше 280 - по автоматизации процессов управления, производства и логистики на предприятиях реального сектора экономики.

Одно из приоритетных направлений - развитие системы «Электронное правительство». Осуществляются коренные реформы, направленные на создание эффективного механизма по интерактивному взаимодействию между госорганами и населением, повышение открытости и прозрачности деятельности госслужб.

В ходе презентации особый акцент сделан на межведомственную интеграцию информационных систем и баз данных. Е-правительство должно стать полноценной виртуальной средой, где граждане могут легко и безопасно пользоваться госуслугами. Поставлена задача направлять 20 процентов средств, поступающих от оказания госуслуг, на развитие системы информационных технологий организаций, цифровизации архивных документов.

В числе наиболее значимых проектов в рамках E-правительства можно отметить Единую систему идентификации граждан OneID (https://id.gov.uz/). С ее помощью граждане могут получить доступ к различным электронным ресурсам правительства с сохранением конфиденциальности их данных. В новой версии системы упрощена система регистрации пользователей, проведена интеграция с системой выдачи ID-карт с автоматическим созданием учетной записи владельцев.

На сегодня в данной системе интегрированы более 60 информационных систем и ресурсов государственных органов и организаций. В их числе - Виртуальная приемная Президента Республики Узбекистан, Национальная база вакансий Министерства занятости и трудовых отношений, Портал коммунального хозяйства и жилищного фонда E-Kommunal, Единый сайт цент­ров «Одно окно», Портал коллективных обращений Mening fikrim и другие. Количество пользователей данной системы превысило 820 тысяч.

С целью ведения учета информационных систем государственных органов, внедренных и внедряемых в систему Е-правительства, а также перевода в электронный формат процессов рассмотрения проектно-технической документации запущен Единый реестр информационных систем и информационных ресурсов системы «Электронное правительство» (www.reestr.uz).

Также разработана новая версия Регистра справочников и классификаторов Е-правительства. Основные цели - формирование, хранение, обновление и пополнение современных справочников и классификаторов информационных систем госорганов на основании единых требований в рамках межведомственного электронного сотрудничества. К настоящему времени в Регистре со стороны 13 организаций внесен 41 классификатор.

Совместно с Государственным комитетом по статистике разрабатывается новая версия Портала открытых данных. В ней будут интегрированы информационные системы госорганов и создана система мониторинга по своевременному обновлению данных. Сегодня на портале со стороны 149 государственных ведомств размещено более 11 тысяч баз данных, количество их применений превысило 7,5 млн.

Проводимые реформы в области элект­ронного правительства заслужили высокую оценку со стороны международного сообщества. В Рейтинге открытых данных наша страна, набрав 63 балла, поднялась на 125 позиций вверх и заняла 44-е место в мире, став лидером в Центральной Азии. А в исследовании ООН по уровню развития E-правительства-2020 согласно рейтингу Глобального индекса открытых данных Узбекистан удостоился наивысшего показателя (Very High OGDI) и занял 41-е место среди 193 стран мира.

С целью дальнейшего совершенствования системы электронного правительства принят Указ Президента «О дополнительных мерах по дальнейшему созданию благоприятных условий для населения и субъектов предпринимательства при пользовании государственными услугами, сокращению бюрократических барьеров в данном направлении». Как следует из названия документа, он нацелен на дальнейшее совершенствование системы оказания госуслуг путем широкого внедрения наиболее актуальных и востребованных видов сервиса, устранения излишних бюрократических процедур.

 

- Важная роль в процессах цифровизации отводится Единому порталу интерактивных государственных услуг...

- ЕПИГУ стал отправной точкой в цифровом развитии Узбекистана: госуслуги оказываются дистанционно и в режиме реального времени. Сегодня в системе для населения предоставляется более 250 видов.

За все время существования ЕПИГУ прошел путь от правительственного портала до полноценной многофункциональной интернет-среды, где пользователям оказывается целый комплекс виртуальных госуслуг, в том числе информационные и платежные.

Под интернет-средой подразумевается, что потребители получают услуги посредством различных гаджетов - с помощью компьютера или мобильного приложения на смартфоне. Всеобщая «мобилизация» - генеральный тренд нашего времени, неразрывно связанный с процессами цифровизации. Важная роль здесь отводится мобильным приложениям.

С учетом этих факторов разработана мобильная версия ЕПИГУ, обладающая рядом очевидных преимуществ. Во-первых, здесь можно осуществлять поиск при помощи ключевых слов, отслеживать процесс рассмотрения отправленной заявки, изучать геолокацию центров госуслуг. Во-вторых, в целях безопасности и экономии времени граждан в мобильной версии внедрены только автоматизированные электронные услуги. В настоящее время через мобильное приложение ЕПИГУ пользователи могут получить 35 видов услуг. В планах - увеличить их количество до ста.

В числе важных преимуществ ЕПИГУ отметим также, что граждане могут воспользоваться госуслугами на льготной основе с 10-процентной скидкой. Помимо этого, в системе расширены возможности электронных платежей, в том числе интегрирована PaySys, дающая возможность привязать банковскую карту в личном кабинете и осуществлять транзакции онлайн в нескольких платежных системах.

С целью создания еще больших удобств для населения в соответствии с вышеупомянутым Указом с 1 июня текущего года упраздняется порядок истребования от населения и субъектов предпринимательства ряда сведений и документов, которые теперь государственные и органы исполнительной власти на местах, хозяйственные и государственные организации и учреждения должны запрашивать в самостоятельном порядке.

Вводится порядок оформления ряда документов по экстерриториальному принципу (независимо от места постоянной (временной) регистрации граждан), в том числе регистрации актов гражданского состояния, медицинского обследования лиц, вступающих в брак и оформления биометрического паспорта для выезда за границу.

- В числе важных и перспективных направлений в рамках развития системы электронных госуслуг - почтовая сфера.

- Почта - один из важных стратегических видов связи, не теряющий своего значения. Сегодня в сфере происходят качественные изменения, направленные на ее модернизацию за счет широкого внед­рения цифровых технологий, расширения числа оказываемых услуг. Среди новшеств можно отметить гибридную почту - электронную отправку документов и их последующую распечатку для предоставления получателю.

Ведется организационная работа по оказанию электронных госуслуг на основе аутсорсинга для отдаленных районов. Более чем на 500 почтовых объектах налажена система оказания 17 видов госуслуг через ЕПИГУ. А к концу нынешнего года запланировано оказание госуслуг в каждом почтовом отделении страны. При этом среди граждан будет вестись разъяснительная работа о механизме пользования госуслугами.

Чтобы создать дополнительные удобства для населения и предпринимателей, с мая внедрена специальная система с утвержденным перечнем. К примеру, можно получить по почте дубликат документа об образовании, новое водительское удостоверение взамен утерянного, сведения о выдаче патентов, свидетельства на товарный знак и другое.

Продолжается работа по расширению собственной электронной платежной (биллинговой) системы. Сегодня для населения создана возможность осуществления более 60 видов платежей, в том числе за телефонные, мобильные и коммунальные, интернет-услуги, оплата штрафов и не только.

Словом, внедрение системы «Элект­ронное правительство» направлено на улучшение жизни граждан, создание для них удобств при обращении в государственные органы путем получения необходимых документов в Е-форме и экономии времени и средств.

Беседовала
Юлия Сарымсакова.