Финляндия - одна из стран с наиболее передовой системой просвещения, показывающей самые высокие результаты в мире по общей грамотности, естественным наукам и математике.

О том, какое значение имеет обмен опытом в этом направлении, а также об уровне качества отечественного образования в преддверии Дня учителей и наставников мы побеседовали с педагогом из скандинавской страны Мильеной Латденперой.

В настоящее время она работает в школе № 1 города Зарафшана, где обучает ребят финскому языку. Проект, в котором задействован преподаватель из Финляндии, направлен на дальнейшее укрепление партнерства в области образования между двумя странами, внедрения передовых образовательных стандартов в деятельность школ Узбекистана.

 

- Расскажите о своих впечатлениях об Узбекистане и его образовательной системе в част­ности?

- Узбекистан и страны Цент­ральной Азии всегда интересовали меня. К сожалению, раньше о вашей стране знала не так много, но слышала от друзей о гостеприимстве узбекского народа. И по прибытии сюда лично убедилась в этом.

История, связанная с моим решением приехать в Узбеки­стан, очень интересная. В декабре прошлого года мы с другом беседовали о том, какую страну хотели бы посетить в качестве туристов. Оба выбрали Узбекистан. А уже на следующий день при проверке электронной почты я обнаружила письмо, где говорилось о новом проекте по обучению финскому языку школьников Узбекистана. Тогда сразу же позвонила другу и сказала, что поеду в страну не как турист, а как учитель, причем на долгосрочный период.

Могу сказать, что мне нравится подход узбекских коллег к работе. Учителя здесь очень инициативные: видно, что любят свою работу и полностью отдаются ей. Отрадно и то, что в стране стали активнее внедряться международные стандарты в учебный процесс. Современные методики, которые в том числе применяются у нас в Финляндии, призваны улучшить деятельность общеобразовательных учреждений, повысить качество образования.

А еще в Узбекистане наблюдаю крайне высокий интерес к изучению не только иностранных языков, но и ряда других дисциплин. Молодежь здесь инициативная, у нее есть стремление к учебе. И это очень важно.

Кроме того, в Узбекистане давно сложилась культура многоязычия. Здесь в обиходе узбекский, русский, таджикский, казахский, английский и многие другие языки. И я радуюсь, когда вижу энтузиазм моих учеников, с которым они подходят к изучению финского. Многие уже даже общаются на нем между собой. Таким образом ребята смогут глубже погрузиться в культуру моей родины, что является для меня большой честью.    

Еще одно наблюдение: в Узбекистане у подрастающего поколения сильно развито чувство уважения к педагогу. В стране в принципе высоко ценят образование. Не будем забывать: ваш край известен всему миру как родина великих ученых. И отрадно видеть, что традиции не меняются. Молодежь старается, работает над собой, полностью осознавая: успех в будущем зависит только от знаний.

 

- С какими трудностями вы сталкиваетесь в преподавательской деятельности в Узбекистане?

- Преподаю детям иностранный язык - одну из самых занимательных дисциплин. Здесь есть возможность для креатива, применения современных и необычных форматов. Ежедневно по два часа обучаем ребят финскому языку в группах и организуем 30-минутные индивидуальные занятия с каждым школьником раз в неделю. По окончании курсов увеличиваем количество часов. Но ежедневное изучение языка уплотняет расписание уроков, оставляя мало времени для других предметов. Считаю, что следует создавать более широкие возможности для изучения языка на постоянной основе без ущерба для учебного процесса.

 

- Как вы думаете, на какие наиболее важные аспекты должен обращать внимание учитель в своей деятельности?

- Самое главное - наладить общение с учащимися. Учитель - человек, который приспосабливается к потребностям детей. Ему важно понять, как те осваивают предмет, успевают ли они, нужны ли им дополнительные материалы. Каждый ребенок по-разному воспринимает информацию. И это необходимо учитывать. А в изучении языков особенно важно определить то, в каком формате тот или иной ученик лучше усваивает знания.

 

- Перенимаете ли опыт узбекистанских коллег?

- Регулярно обсуждаем вопросы совершенствования учебного процесса, методов обучения.

Одно из самых важных качеств, которому научилась у учителей Узбекистана, - энтузиазм. Здесь педагоги чувствуют личную ответственность за успеваемость детей, вкладывают в каждое занятие максимум профессионализма, креативности, любви. Видя перед собой такого наставника, дети тоже будут стремиться быть похожим на него.

 

- Какие особенности финской системы образования могут быть эффективными в Узбекистане?

- В школах Узбекистана активно внед­ряется финский опыт. Так, система базового образования в Финляндии начинается со всестороннего обучения. Это означает, что мы полагаемся на взаимную интеграцию наук, когда можно сочетать химию с инженерией, математику - с информационными технологиями, английский язык - с историей.

Отталкиваясь от собственных наблюдений, могу сказать: такие эксперименты уже проводятся в Узбекистане и показывают высокую эффективность.

 

- Как в целом оцениваете уровень образования в Узбекистане?

- Основываясь на том, что уже видела, могу сказать: все процессы проходят на высоком уровне. Проекты, реализуемые в Узбекистане, стремление молодежи к получению новых знаний, усилия государства по дальнейшему совершенствованию системы образования вселяют оптимизм. Уровень образования в республике хороший. Но замечу, что в сфере начального образования имеются широкие возможности для внедрения международного опыта. Такая работа послужит достижению в будущем высоких показателей узбекской системы образования. И я намерена внести в это свой скромный вклад.

Многие государства при установлении дружеских отношений часто опираются на сферу образования. И я в свою очередь очень рада, что стала частью этого совместного проекта.

Инвестиции в образование, несом­ненно, большой вклад в будущее страны. Потребуется несколько лет, чтобы увидеть их результат. Это не тот процесс, когда все достигается за два или три года. Могу сказать одно: мне очень приятно, что дети наших стран довольны этим проектом. Они получают качественные знания, а мы вносим вклад в их стабильное и успешное будущее.

Беседовала
Евгения Юн.
«Правда Востока».