Формирование потенциала специалистов проходит в сложном и многогранном социальном пространстве, которое, являясь «фоном» данного процесса, во многом определяет его характеристики. В Узбекистане наряду со спортом большое внимание уделяется развитию параспорта, качественному обновлению системы спортивного образования, подготовке, переподготовке и повышению квалификации профессиональных кадров.
Особое внимание - поддержке лиц с ограниченными физическими возможностями, в том числе развитию паралимпийского движения. Перед национальными командами в паралимпийских видах открываются большие возможности. Создана правовая база для развития данной сферы. При поддержке главы нашего государства Национальный паралимпийский комитет Узбекистана разработал «дорожную карту» и исходя из конкретных целей создал новую систему.
По инициативе Президента Шавката Мирзиёева социально-правовая защита лиц с ограниченными возможностями и инвалидностью выведена на уровень государственной политики. Для данной категории граждан созданы необходимые условия для полноценной жизни, адаптации в обществе. Примечательно, что работа в данном направлении последовательно продолжается.
Для создания условий для занятий спортом лиц с ограниченными физическими возможностями, их участия в международных спортивных состязаниях, оказания государственной поддержки принят ряд нормативно-правовых документов, в частности, постановление Президента «О дополнительных мерах по развитию паралимпийского движения» от 18 мая 2021-го.
Постановление Кабинета Министров «О мерах по организации деятельности Института подготовки специалистов по паралимпийским видам спорта при Национальном паралимпийском комитете Узбекистана» от 14 октября текущего года также имеет важное значение для сферы.
Согласно постановлению правительства, данный институт определен как научно-образовательное учреждение, специализирующееся на переподготовке и повышении квалификации тренеров, инструкторов-методистов и других специалистов по паралимпийским видам спорта.
Первой из основных задач образовательного учреждения, единственного в СНГ, определено повышение квалификации тренеров, инструкторов-методистов и других специалистов, ведущих деятельность в параспорте, а также привлечение к образовательному процессу специалистов и тренеров с передовым международным опытом.
Вторая - организация платной переподготовки и краткосрочных спецкурсов по параспорту для работников спортивных учебных заведений, не имеющих профессионального образования.
Третья - разработка инновационных методов обучения спортивному мастерству на всех уровнях обучения и подготовка параспортсменов, создание передовых педагогических технологий и проведение направленных на внедрение научных исследований.
Четвертая - внедрение современных и эффективных тренировочных программ и методик, нацеленных на выявление талантливых юных спортсменов в параспорте и развитие навыков и умений профессиональных спортсменов, способных обеспечить достойное выступление на международных спортивных аренах.
У специалистов, обучающихся в институте, также есть возможность повышать квалификацию за рубежом при поддержке Фонда «Эл-юрт умиди».
Результаты реформ
В нашей стране за короткий период число людей с ограниченными физическими возможностями, занимающихся спортом, увеличилось с трех тысяч до 3675, а обучающих их тренеров - с 91 до 720 человек.
В результате оказываемой поддержки паралимпийскому движению паралимпийцы Узбекистана поднялись на 16-е место среди 203 стран.
В настоящее время активно развиваются 20 видов: паралегкая атлетика, параплавание, парастрельба из лука, парабадминтон, футбол 5х5, бочче, голбол, шахматы, паравелоспорт, парадзюдо, паранастольный теннис, параволейбол, баскетбол на колясках, фехтование на колясках, теннис на колясках, парапауэрлифтинг и другие.
В Узбекском государственном университете физической культуры и спорта готовят кадры на Паралимпийском факультете и в магистратуре по специальности «Адаптивная и оздоровительная физическая культура и спорт». Сегодня на Паралимпийском факультете обучаются 130 юношей и девушек, в Нукусском и Ферганском филиалах - 26, в других вузах - 22 студента.
При колледжах Олимпийского резерва созданы тренировочные центры по подготовке к олимпийским и паралимпийским видам спорта с выделением десятипроцентной квоты.
В 2022-2023 учебном году для обучения по восьми паралимпийским видам спорта приняты на учебу на конкурсной основе 126 молодых людей. 22 из них (17 процентов) - женщины.
Впервые введена система работы «махаллабай». В махаллях под девизом «Начнем паралимпийское движение с махалли!» проведено 486 массовых спортивных мероприятий, в которых приняли участие 12 640 лиц с инвалидностью.
Для детей с ограниченными возможностями организуются соревнования по паралимпийским видам спорта среди учащихся специализированных образовательных учреждений при Министерстве народного образования, школ «Нурли-Маскан». Проводятся мастер-классы, семинары, конференции и круглые столы с участием известных спортсменов.
Определены цели и задачи
Направления переподготовки и повышения квалификации кадров по паралимпийским видам спорта утверждаются Национальным паралимпийским комитетом Узбекистана по согласованию с Министерством развития спорта. Специалисты по паралимпийским видам образовательных учреждений системы министерств и ведомств, работники негосударственных образовательных организаций и частные лица могут участвовать в курсах, организуемых Институтом подготовки специалистов по паралимпийским видам спорта.
Переподготовка и повышение квалификации лиц, окончивших учебные заведения за рубежом, осуществляется после нострификации документа об их базовом образовании.
Специалисты паралимпийских видов повышают квалификацию не реже одного раза в четыре года. Курсы организуются на основе договора по инициативе вышеназванного института в связи с переквалификацией педагогов или приобретением новой специальности, определяемой заказами юридических и физических лиц, требованиями рынка труда.
Цель повышения квалификации - улучшение профессионально-педагогического мастерства по паралимпийским видам спорта по занимаемым должностям, специальностям или учебным модулям (дисциплинам), обеспечение слушателей передовыми педагогическими и информационными технологиями, материалами и научно-учебной литературой, инновационными методами обучения.
Формирование навыков самостоятельного мышления, стремление к педагогическому новаторству, повышение способности пользоваться ИКТ и применение международного опыта в воспитательной работе - также в числе приоритетов.
При педагогической переподготовке акцент направлен на приведение базового профессионального образования к соответствующим требованиям. А профессиональная переподготовка - освоение новых знаний, умений и навыков в паралимпийских видах спорта в объеме, необходимом и достаточном для ведения педагогической деятельности по учебной дисциплине или курсу на уровне, обеспечивающем требуемое качество обучения, определяемое Государственными образовательными стандартами соответствующего вида образования. Подготовка же на специальных курсах организуется для спортсменов, завершивших профессиональную деятельность и имеющих как минимум первый спортивный разряд. Они могут работать тренерами паралимпийцев, вести педагогическую деятельность.
Подготовка специалистов по паралимпийским видам идет в форме прямого обучения, стажировки в научно-исследовательском учреждении, за рубежом, в виде самостоятельной учебы или дистанционно.
В данном случае непосредственная подготовка является соответствующим видом образования, относящегося к паралимпийской сфере на основе образовательных программ и предложений рынка труда с учетом результатов мониторинга образовательного процесса и качества подготовки специалистов, усвоения целевых программ профессионального обучения по модулям, разработанным в соответствии с государственными требованиями.
Вышеназванный институт после освоения курсов переподготовки и специальных образовательных курсов учебных программ проводит аттестацию, состоящую из итоговых онлайн-тестов, защиты дипломной работы и собеседования.
Продолжительность и размер учебной нагрузки определены как педагогическая переподготовка - не менее четырех месяцев (576 часов), профессиональная (576 часов), обучение на специальных учебных курсах - три месяца (432 часа), шесть месяцев (864 часа).
Время обучения определяется с учетом форм его организации и требований министерств, ведомств и иных организаций (заказчиков) в системе профессиональной квалификации и индивидуальных профессиональных потребностей, где работают специалисты по паралимпийским видам спорта.
Общая продолжительность прямых форм повышения квалификации определена не менее четырех недель (144 часа). Для прямых форм повышения квалификации максимальный объем аудиторных занятий и самостоятельной работы устанавливается в размере 36 часов в неделю.
В некоторых случаях прямые формы повышения квалификации могут быть определены как минимум три недели (144 часа) обучения отдельно от основной работы, аудиторных занятий и самостоятельной работы - максимум 48 часов в неделю. Максимальная недельная нагрузка аудиторных занятий и самостоятельной работы установлена 36 часов в неделю.
Быть здоровым и достичь совершенства
Институт предоставляет программы для поддержки параспортсменов, развития двигательных и специальных спортивных навыков, подготовки к соревнованиям и обеспечения здорового образа жизни.
С учетом передового мирового опыта это позволит поэтапно создать благоприятный инвестиционный климат в системе спортивного образования, расширить сеть спортивно-образовательных учреждений, повысить конкурентную среду, поддержать одаренную молодежь. В результате параспортсмены, окончившие институт, участвуют в Паралимпийских и Параазиатских играх, чемпионатах и кубках мира, пополняя ряды победителей и призеров.
Считаем целесообразным организовывать учебно-тренировочные курсы по отдельным программам для более качественной подготовки молодежи. Поэтому увеличение знаний о факторах, влияющих на тренировочный процесс параспортсменов, выявление препятствий, с которыми сталкиваются эти лица, требуют систематической работы.
Система подготовки кадров выходит на новый этап путем разработки специалистами института учебно-методических материалов и педагогической аттестации по соответствующим направлениям, с особым вниманием к педагогике, дидактике, прикладной психологии, методике, общепрофессиональным и специальным дисциплинам. Это дает стимул для поддержки системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере параспорта, в том числе привлечения молодых кадров.
В ходе саммита Шанхайской организации сотрудничества, прошедшего в Самарканде 15-16 сентября текущего года, также утвержден план реализации «дорожной карты» по сотрудничеству в сфере физической культуры и спорта на 2022-2024 годы между уполномоченными органами государств - членов ШОС.
В этом процессе Узбекистан выделяется активностью и инициативностью. Мы это видим на примере реформ по созданию системы материально-технического обеспечения, подготовки и переподготовки спортсменов.
Определение средне- и долгосрочных перспектив развития образовательных учреждений, специализирующихся в области спорта, создание необходимых условий для подготовки спортсменов по олимпийским и паралимпийским видам спорта, в том числе совершенствование системы их управление и финансирования, расширение материально-технических и ресурсных возможностей выведут проводимую работу на новый этап.
Мухторхон Ташходжаев.
Председатель Паралимпийского комитета Узбекистана,
вице-президент Азиатского Паралимпийского комитета,
кандидат экономических наук, доцент.