В ходе последовательного реформирования финансового сектора реализован ряд мер, в результате которых созданы необходимые правовые условия для ведения прогрессивного банковского бизнеса и усиления конкурентной среды в секторе.

В частности, приняты в новой редакции законы «О Центральном банке Республики Узбекистан», «О банках и банковской деятельности», «О валютном регулировании» и «О платежах и платежных системах», соответствующие международным стандартам и создающие привлекательную правовую среду для иностранных инвестиций в финансовую сферу.

Указ Президента страны  «О стратегии реформирования банковской системы Республики Узбеки­стан на 2020-2025 годы» от 12 мая текущего года в значительной степени будет способствовать повышению доступности финансовых услуг, расширению присутствия банков в регионах и обеспечению единого спектра услуг во всех населенных пунктах. Вместе с документом утверждены соответствующая стратегия и «дорожная карта» по ее реализации, определены концептуальные основы, принципы и направления изменения отрасли на ближайшие пять лет. 

Сегодня мы беседуем с директором Департамента координации реформ коммерческих банков с участием государства Министерства финансов  Жамшидом АБДУШУКУРОВЫМ о важности, целях и задачах документа, его влиянии на развитие сферы.

- Какова основная цель принятия данной стратегии?

- Это можно объяснить появлением необходимости решения накопившихся проблем в банковском секторе как основной составляющей финансовой системы республики. В частности, высокая доля присутствия государства в банковском секторе, недостаточная конкуренция, несоответствие корпоративного управления и банковских услуг современным требованиям, низкий уровень применения передовых технологий.

Документ предусматривает кардинальную трансформацию банковского сектора в связи с задачами, поставленными в Государственной программе в Год развития науки, просвещения и цифровой экономики.

Он также предназначен для повышения эффективности банковской системы путем создания на финансовом рынке равных конкурентных условий, снижения зависимости банков от государственных ресурсов, модернизации банковского обслуживания, создания эффективной инфраструктуры, а также поэтапной отмены непрофильных функций этих финучреждений.

- На чем сосредоточено основное внимание при подготовке стратегии и какие эксперты сферы и международных организаций задействованы?

- В ходе подготовки документа основное внимание уделено вопросам снижения государственной доли в банковском секторе путем комплексной трансформации коммерческих банков с долей государства, внедрения современных стандартов банковского дела, информационных технологий и программных продуктов, реализации государственного пакета акций банков на конкурсной основе инвесторам, обладающим надлежащим опытом и знаниями, а также параллельного реформирования коммерческих банков и предприятий с долей государства.

Документ разработан с помощью экспертов Всемирного банка специалистами Министерства финансов и Центрального банка. При этом учтены лучшие международные практики и подходы, в том числе опыт стран СНГ и Восточной Европы.

- Каковы основные направления среднесрочных реформ?

- В первую очередь предусматривается реструктуризация сектора - трансформация и приватизация банков, совершенствование законодательной базы с внедрением стандартов Базельского комитета  по банковскому надзору, международных стандартов финансовой отчетности и других, расширение спектра и усовершенствование качества услуг за счет улучшения клиентоориентированности, механизмов кредитования и автоматизации бизнес-процессов, повышение квалификации кадров. 

- Как государство будет сокращать свое участие в данной системе?

- Это один из важнейших аспектов. Стратегия предусматривает реализацию положений документа в большинстве государственных банков при активной поддержке международных финансовых институтов (МФИ), таких как Международная финансовая корпорация, Европейский банк реконструкции и развития и Азиатский банк развития. Для достижения максимально положительного эффекта намечены два этапа. На первом планируется конвертация банков при поддержке МФИ с привлечением консультантов международного уровня. На втором - реализация государственной доли инвесторам, имеющим многолетний положительный опыт работы в этом бизнесе и разрабатывающим новейшие идеи, решения для сектора, обеспечивающие стабильную работу.

В частности, в документе предусматривается осуществление на основе этого порядка поэтапной приватизации доли государства в АКИБ «Ипотека-банк», АКБ «Узпромстройбанк», АКБ «Асака», АК «Алокабанк», АКБ «Кишлок курилиш банк» и АКБ «Туронбанк». При этом учитывается на первом этапе их институциональное преобразование (трансформация деятельности), а на втором - реализация государственного пакета акций.

- Документ предусматривает создание Проектного офиса по трансформации и приватизации коммерческих банков с долей государства при Министерстве финансов. Каковы его цели и задачи?

- Основной задачей данного Проектного офиса является привлечение международных консультантов в качестве советников процессов трансформации и приватизации коммерческих банков, проведения переговоров и заключения соглашений с международными финансовыми институтами и потенциальными иностранными инвесторами по вопросам трансформации и приватизации коммерческих  банков.

В заключение можно сказать, что данный документ актуален внедрением в банковскую систему ИТ на основе современных сервисных решений, финансовых технологий, обеспечением на должном уровне информационной безопасности, а также снижением влияния человеческого фактора при оказании услуг.

Беседовал
Лутфулла Сувонов.