Одним из первых международных правовых актов, к которым присоединился Узбекистан, является Конвенция о правах ребенка. Позже наша страна стала участником Факультативных протоколов к Конвенции о правах ребенка, касающихся торговли детьми, участия детей в вооруженных конфликтах и т.д.
Конвенция является документом международного значения, поэтому содержит положения общего характера, которые подходят для детей любого государства, к ней присоединившегося. Республика Узбекистан, ратифицировав Конвенцию, приняла на себя обязательство соблюдать все ее положения и нести ответственность перед мировым сообществом за их выполнение.
Помимо Конвенции о правах ребенка, Узбекистан присоединился к семи конвенциям ООН в сфере защиты прав человека, а также конвенциям о борьбе с дискриминацией в области образования, против транснациональной организованной преступности, к конвенциям МОТ о дискриминации в области труда и занятий, о минимальном возрасте для приема на работу, о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда и многим другим документам, имеющим непосредственное отношение к защите прав и интересов детей.
В Республике Узбекистан государственная политика в области обеспечения интересов детей осуществляется в соответствии с основными требованиями международных договоров в сфере защиты прав ребенка на национальном, отраслевом (ведомственном), региональном (местном) уровнях, с вовлечением в реализацию государственной политики международных организаций и гражданского общества.
Созданная в Узбекистане национальная система защиты прав и свобод детей состоит из законодательства, регулирующего отношения в сфере обеспечения прав человека и системы государственных и общественных институтов, обеспечивающих реализацию всего комплекса прав и свобод человека, закрепленных в Конституции и законодательстве, принятых с учетом общепризнанных норм международного права.
Многообразие различных учреждений, занимающихся вопросами реализации и защиты прав ребенка, отражает современную действительность. Несомненно, такой комплексный подход к проблеме обеспечения защиты детства позволяет вовлекать в ее решение как государственные органы, так и структуры гражданского общества.
Вопрос законодательной регламентации прав и свобод детей, а также обязанностей по их реализации особенно важен, так как требует надежных гарантий со стороны государства. В свою очередь обязанность страны руководствоваться нормами международного права закреплена в преамбуле и статьях Конституции. В частности, указано, что наша страна признает приоритет общепризнанных норм международного права. Также в статье 64 определено: «Родители обязаны содержать и воспитывать детей до их совершеннолетия». А статья 65 гласит: «Дети равны перед законом вне зависимости от происхождения и гражданского состояния родителей. Материнство и детство охраняются государством».
Статья 4 Конвенции о правах ребенка определяет, что государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции.
В отношении экономических, социальных и культурных прав государства-участники принимают такие меры в максимальных рамках имеющихся у них ресурсов и в случае необходимости - в рамках международного сотрудничества. Так, Законы «О гражданстве Республики Узбекистан», «О судах», «Об образовании», «О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан», «О противодействии торговле людьми», «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин» и другие направлены на обеспечение прав, свобод и законных интересов различных категорий несовершеннолетних, в числе которых дети с особыми потребностями, находящиеся в конфликте с законом или трудной жизненной ситуации, и др.
Статья 5 Конвенции о правах ребенка определяет, что государства-участники уважают ответственность, права и обязанности родителей и в соответствующих случаях членов расширенной семьи или общины, как это предусмотрено местным обычаем, опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им признанных настоящей Конвенцией прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка.
В этом плане основным кодифицированным актом, регламентирующим правоотношения в сфере обеспечения и защиты прав детей в семье, равно как детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, является Семейный кодекс Республики Узбекистан. В частности, статьей 11 определено, что защита семейных прав осуществляется судом по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных кодексом, - органами опеки и попечительства или другими государственными органами.
В целях защиты прав несовершеннолетних в последние годы принят ряд законов прямого действия, в числе которых можно отметить Законы «О гарантиях прав ребенка», «О профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», «О профилактике правонарушений», «О государственной молодежной политике», «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью», «Об опеке и попечительстве», «О защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного процесса».
Принятый во исполнение требований Конвенции о правах ребенка Закон «О гарантиях прав ребенка» расширил законодательную базу, которая обеспечивает основные права детей на жизнь, защиту чести и достоинства, личную неприкосновенность, недискриминацию, доступ к образованию и культурным ценностям, свободу передвижения, нормальные условия и оплату труда, социальные обеспечение и обслуживание, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Статья 16 Конвенции, в частности, определяет, что ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную и семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию. В свою очередь статья 10 Закона «О гарантиях прав ребенка» закрепляет гарантии свободы и личной неприкосновенности ребенка.
Государство принимает необходимые меры по защите ребенка от алкогольной зависимости, курения, употребления наркотических средств, психотропных и других веществ, влияющих на интеллектуально-волевую деятельность, посредством введения специальных ограничений и реализации специальных профилактических программ.
Принятие постановления Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по дальнейшему усилению гарантий прав ребенка» от 22 апреля 2019 года было обусловлено усилением потребности в коренном совершенствовании институциональных и правовых основ обеспечения деятельности по защите прав и законных интересов ребенка (детей), воспитания гармонично развитого поколения.
В целях всестороннего внедрения в жизнь требований Конвенции о правах ребенка, обеспечения реальных гарантий прав детей, предусмотренных в Конституции и законах Республики Узбекистан, воспитания физического, интеллектуального, нравственно и духовно развитого поколения, а также в соответствии с задачами, определенными в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, установлено: детям оказываются все виды социальных услуг независимо от места их регистрации и гражданства. Также гарантируется полноценное рассмотрение их непосредственных обращений в государственные органы, не допускается оставление без рассмотрения таких обращений по причине недостижения ребенком полной дееспособности и т.д.
На основании постановления внесены соответствующие изменения и дополнения в Законы Республики Узбекистан «О гарантиях прав ребенка», «О профилактике правонарушений», Уголовный кодекс и другие нормативно-правовые акты.
Также введена должность заместителя Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) - Уполномоченного по правам ребенка.
В свою очередь постановлением Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по совершенствованию системы защиты прав ребенка» от 29 мая 2020 года определены основные задачи и направления деятельности Уполномоченного по правам ребенка.
К слову, омбудсман - независимый орган, наделенный правом выступать от имени несовершеннолетних. Важным звеном в этой работе являются вопросы осуществления парламентского контроля деятельности государственных органов, детских учреждений, организаций по обеспечению прав ребенка, а также исполнения международных обязательств в данном направлении.
* * *
Дети - будущее Узбекистана. В связи с этим приоритетным направлением государственной политики в сфере прав и свобод человека является создание наилучших условий для физического, интеллектуального и духовного развития подрастающего поколения, а также всесторонняя поддержка многодетных семей, детей-сирот, а также лишенных семейного окружения.
Феруза Мируктамова.
Преподаватель ТГЮУ.









