Однако для более эффективной реализации данных целей мы должны понять сущность и способы их осуществления, так как за соблюдение верховенства права и закона отвечает не только правительство, но и народ.
Верховенство права - универсальный принцип обеспечения прав человека. Необходимость всеобщего обеспечения и соблюдения верховенства права как на национальном, так и международном уровнях была признана всеми государствами - членами ООН в 2005 году в Итоговом документе Всемирного саммита.
Принцип верховенства права подразумевает, что нормы должны быть опубликованы, стабильны и предсказуемы в своем применении. Важными требованиями являются доступность системы правосудия и ее независимость от исполнительной и законодательной ветвей власти. Если смотреть рационально, то верховенство закона не дает оценки справедливости самих норм, а скорее, устанавливает процедурные атрибуты, которыми должна обладать правовая система.
В настоящее время верховенство права является глобальной целью международного сообщества, достижение которой возможно лишь путем международной интеграции, обусловленной глобализацией и технологическим прогрессом.
Верховенство права обеспечивает для общества устойчивый экономический рост, содействует развитию подотчетности правительств всех стран мира и поощряет уважение фундаментальных прав человека. Принцип верховенств права уже стал основополагающим и системообразующим в системе прав Республики Узбекистан.
Известно, что слабое верховенство права влечет за собой такие проблемы, как безнаказанные уголовные преступления, отсутствие обеспечения медицинских учреждений необходимыми лекарствами, равенства сословий перед законом, необоснованное сдерживание иностранных инвестиций. Эффективное же верховенство закона помогает минимизировать коррупцию, улучшить здоровье населения, повысить его образованность, снизить уровень неравенства доходов, а также обеспечить защиту людей от преступлений разного характера.
В Узбекистане верховенство права создает основу для объединения всех отраслей права, особенно с учетом того, что различные отрасли права складываются разобщенно, нет единой концепции, возникает много противоречий. Конституционное закрепление норм о правовом государстве, принципе верховенства права определяет поле и методы деятельности всех ветвей государственной власти. Ведь, как известно, верховенство права и закона создает критерий оценки деятельности государства, законодательной, исполнительной и судебной власти. На его основании граждане должны оценивать, соответствует ли деятельность государства требованиям, которым должно отвечать правовое государство.
В целом можно констатировать, что правовые позиции высших судебных органов, особенно Конституционного суда, становятся важнейшим инструментом обеспечения доктрины верховенства права и реализации правовой жизни Узбекистана. При этом наблюдается и обратная связь - влияние на судебную власть нашего государства верховенства права как важнейшего доктринального и правового инструмента развития судебного усмотрения и активизма, унификации национальных судебно-правовых практик и утверждения в них надпозитивных общеправовых ценностей.
Обеспечение верховенства права во всех сферах жизни и деятельности населения является приоритетной задачей политики нашего государства, что отражается в принимаемых законах и государственных программах. Так, Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в качестве одной из важнейших задач закрепляет укрепление международного имиджа страны. При этом верховенством права должны заниматься не только государственные структуры, но и граждане Узбекистана, так как именно в интересах каждого из нас повышение рейтинга родной страны.
Поставлены задачи по реализации реформ, направленных на защиту прав человека, повышение уровня жизни населения, обеспечение свободы экономической деятельности, совершенствование материальных и процессуальных норм в судебно-правовой сфере, которые приводят к повышению показателей нашей страны в международных рейтингах и индексах, в частности, в Индексе верховенства закона.
В целях улучшения инвестиционной привлекательности и укрепления имиджа нашей страны на международной арене, внедрения новых механизмов работы с рейтингами и индексами в государственных органах и организациях принят Указ Президента «Об улучшении позиций Республики Узбекистан в международных рейтингах и индексах, а также внедрении нового механизма системной работы с ними в государственных органах и организациях» от 2 июня 2020 года.
В качестве одной из основных задач Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека, принятой в рамках Указа Президента от 22 июня 2020 года, указано обеспечение вхождения Узбекистана в 50 ведущих стран мира по международным рейтингам и индексам в сфере прав и свобод человека (верховенство закона, качество нормотворчества, эффективность деятельности правительства, свобода слова и информации, противодействие преступности и коррупции, условия ведения бизнеса, глобальная конкурентоспособность, инновационное развитие и другие).
В целях реализации поставленных задач в Ташкентском государственном юридическом университете осуществляются целевые исследования, направленные на изучение и качественное обеспечение верховенства права. В частности, состоялся ряд международных конференций, посвященных обсуждению вопросов верховенства права. В связи с этим проводятся фундаментальные исследования, направленные на выявление научных основ проблем верховенства права, а также изучение наилучшего опыта зарубежных стран.
Кроме того, ведется разработка конкретных рекомендаций путем выявления и определения правовых факторов, препятствующих улучшению позиций Узбекистана в Индексе верховенства закона. Исследования направлены на изучение и анализ таких основных факторов, как ограничение исполнительной власти, отсутствие коррупции, прозрачность институтов власти, права человека, порядок и безопасность, гражданское и уголовное правосудие.
Нозимахон Гафурова.
Заведующая кафедрой ТГЮУ
доктор философии по юридическим наукам (PhD), доцент.