Под председательством Президента 25 января этого года состоялось видеоселекторное совещание по вопросам сокращения бедности, обеспечения занятости населения и поддержки малого бизнеса. Приведенные данные не только показали, что процессы сокращения бедности в Узбекистане более результативны, чем общемировой тренд, но и продемонстрировали высокую эффективность системы «махаллабай», внедренной с 1 января прошлого года.
Особое место в социальной политике Узбекистана занимает решение проблемы бедности, активная борьба с которой началась с 2020-го, когда наша страна открыто признала данный факт. Были сформированы базы данных социально уязвимых групп населения с целью более адресной их поддержки. С 2021-го внедрен механизм учета малообеспеченных путем внесения их в информационную систему «Единый реестр социальной защиты». Это привело к тому, что если в 2017-м социальную помощь получали 500 тысяч малообеспеченных семей, то сегодня - более 2,2 миллиона. Объем выделяемых средств увеличился в семь раз и достиг 11 трлн сумов в год.
Рассмотрим мировые тенденции в этой сфере.
В конце прошлого года Всемирный банк опубликовал отчет «Бедность и общее процветание 2022: курс исправления». Согласно документу, восстановление экономики после пандемии COVID-19 идет неравномерно. Самые богатые страны оправились от пандемии гораздо быстрее, чем государства с низким и средним уровнем дохода. К концу 2022-го до 685 млн человек жили в условиях крайней нищеты, что на 70 млн больше, нежели ранее прогнозировалось. Высокие цены на продовольствие в краткосрочной перспективе могут иметь пагубные последствия для бедных домохозяйств, которые тратят большую часть дохода на продукты питания.
В совокупности прогресс в области сокращения бедности приостановлен минимум на четыре года. К 2030-му глобальный ее уровень составит семь процентов, а значит, примерно 574 млн человек будут жить в условиях нищеты.
На фоне мировой ситуации действия Узбекистана, предпринимаемые в этом направлении в прошлом году, успешны. На вышеупомянутом видеоселекторном совещании отмечено, что уровень бедности по итогам 2022-го снизился с 17 до 14 процентов. Особое внимание уделялось новым рабочим местам. За 2022-й создано около 200 тысяч хозяйствующих субъектов, расширена деятельность 10 тысяч и восстановлена производственная мощность 11 тысяч предприятий. Благодаря осуществлению государственных программ, в том числе в сфере профессионального обучения людей, содействия предпринимательству в махаллях из состояния бедности выведен один миллион человек.
Динамика уровня бедности в 2022 году
Детальные исследования изменения уровня благосостояния населения Узбекистана за 2021-2022 годы проведены Центром экономических исследований и реформ совместно с Агентством статистики при Президенте Республики Узбекистан и Всемирным банком. Изучались бюджеты домохозяйств по всей республике (в 2021-м участвовали 9,9 тысячи респондентов, в 2022-м - 14,1 тысячи). Домохозяйства были разделены на десять групп по размеру расходов (доходов). Расчеты осуществлялись на основе МПР (минимальных потребительских расходов, ежедневный доход на душу населения).
Согласно исследованиям, по итогам 2022-го уровень бедности в Узбекистане сократился примерно на три процента по сравнению с предыдущим годом и составил 14,1 процента (в 2021-м - 17). Наибольшего снижения данного уровня за год удалось добиться в Ташкентской, Кашкадарьинской и Джизакской областях. При этом уровень бедности вырос в Ферганской, Навоийской, Сурхандарьинской областях и городе Ташкенте.
Так называемый коэффициент Джини, или индекс неравенства доходов в 2022-м сократился по Узбекистану до 0,327, в 2021-м - 0,329. Это свидетельствует о том, что мировое имущественное расслоение с углублением рыночных отношений присуще и Узбекистану, но носит умеренный характер. Это говорит об инклюзивных подходах в правительственной политике.
Доля заработной платы увеличилась в Ташкентской, Навоийской, Сырдарьинской и Ферганской областях (приходилась на средний класс). Высокая доля доходов от малого бизнеса (отмечалась в группе с низким уровнем доходов) выросла до 2,9 процента по сравнению с 2021-м (0,6).
В структуре доходов населения наблюдается рост пенсий и социальных пособий относительно заработной платы, что свидетельствует о существенном усилении социальной поддержки. Отмечается рост доли доходов от малого бизнеса, обеспеченный активной государственной поддержкой за счет льготных кредитов и субсидий. Так, в целях дальнейшего стимулирования семейного предпринимательства в 2022-м выделено около 12 трлн сумов льготных кредитов.
Выросла доля доходов населения, задействованного в сфере сельского хозяйства (в 2022-м - 10,4 процента,в 2021-м - 3,4). Наибольший рост - в Сырдарьинской (до 9,8 против 0,1), Ташкентской (6,6 против 1,6), Самаркандской (10,5 против 1,9), Джизакской (13,1 против 2,9) областях и в Республике Каракалпакстан (10,3 против 1,7).
Рост данных доходов обусловлен в том числе тем, что в 2022-м населению было выделено 100 тысяч гектаров земли. В этом году намечено передать еще 100 тысяч га орошаемых площадей.
Политика социальной защиты
Согласно Указу Президента «О приоритетных направлениях государственной политики по развитию предпринимательства, обеспечению занятости населения и сокращению бедности в махалле» от 3 декабря 2021-го, с января прошлого года введена должность помощника хокима района (города) по вопросам развития предпринимательства, обеспечения занятости населения и сокращения бедности в каждом населенном пункте и махалле. Для координации деятельности новых институтов с правительственными структурами создана Республиканская комиссия по организации деятельности помощников хокимов. Так, в сжатые сроки сформирована целостная система механизма по борьбе с бедностью и экономическому развитию регионов и сельской местности.
Система «махаллабай» показала свою эффективность. Для решения проблем на местах, усиления социальной защиты, обеспечения занятости и поддержки бизнес-инициатив государством было выделено 12,5 трлн сумов (1 млрд долларов). За счет этих средств трудоустроены на постоянную работу 1,2 млн жителей, 997 тысяч стали самозанятыми, 101 тысяча (вместе с наемными работниками) зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, 158 тысяч привлечены к оплачиваемым общественным работам, 418 тысячам граждан выделены земли на основе аренды.
В рамках программы «Семейный бизнес» на реализацию 388 тысяч проектов, рекомендованных помощниками хокимов, выделены кредиты в размере 9 трлн сумов, а также субсидии - 174 млрд.
За счет этих средств более чем из 48 тысяч микропроектов по системе «махаллабай», инициированных помощниками хокимов, запущено 47 тысяч, зарегистрировано 84 тысячи юридических и 95 тысяч индивидуальных хозяйствующих субъектов, создано около 232 тысяч рабочих мест. Более 200 тысяч граждан прошли курсы по обучению предпринимательству и профессиям, а 195 тысяч отучились в моноцентрах «Ишга мархамат» и других негосударственных образовательных учреждениях.
В 2022-м были повышены размеры пенсий и социальных пособий до уровня не ниже минимальных потребительских расходов. Если в 2017-м социальную помощь получали 500 тысяч малообеспеченных семей, то на конец прошлого года - более двух миллионов. Объем выделяемых средств увеличился за тот же период в семь раз и достиг 11 трлн сумов в год.
Важное значение для дальнейшего повышения эффективности мер по сокращению бедности имеет Указ Президента «О мерах по реализации административных реформ Нового Узбекистана» от 21 декабря 2022-го. Пять ведомств, отвечающих за сокращение бедности, преобразованы в единую систему Министерства занятости и сокращения бедности Республики Узбекистан, которому предоставлены все организационные возможности и финансовые ресурсы. Концентрация вопросов, носящих взаимно пересекающийся характер (ведение учета трудовых ресурсов и безработицы, поддержки занятости и развития предпринимательства в махаллях) в рамках одного министерства, несомненно, будет содействовать их более эффективному и комплексному решению.
Приоритеты 2023 года
В Послании главы государства обозначены приоритеты проводимой политики по сокращению бедности и в 2023-м.
Так, продолжится принятие мер по улучшению условий жизни и преодолению бедности на уровне махалли (государственные инвестиционные программы будут формироваться в разрезе сходов граждан). Для повышения самостоятельности СГМ в финансовом плане в рамках внедрения системы «Бюджет махалли» с 1 января этого года часть поступлений от налога на имущество и земельного налога будет оставаться в махалле. В 2023-м на реализацию инициированных населением проектов намечено выделить почти в три раза больше средств, то есть восемь трлн сумов.
Заложен механизм, обеспечивающий снижение экономического неравенства между регионами, которые в 2023-м исходя из своих условий и потенциала разделены на пять категорий. Так, комплексно развитые в плане предпринимательства районы отнесены к первой категории, районы с хорошей инфраструктурой - ко второй, с удовлетворительными условиями - к третьей, недостаточно привлекательные для бизнеса - к четвертой, с трудными условиями - к пятой. Исходя из конкретной категории предпринимателям намечено выделять субсидии, кредиты и компенсации. Налоговые ставки также будут дифференцированными. Для районов пятой категории ставки налога с оборота, налога на прибыль и социального налога должны быть в размере одного процента, а индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты фиксированных налогов.
Продолжена начатая два года назад программа ипотечного кредитования на льготной основе. В Ташкентской области запускается ипотечная программа «Мой первый дом» (предусматривается строительство жилья в первую очередь для нуждающихся в нем молодых семей). Объем строительства жилья увеличится в 1,5 раза и достигнет 90 тысяч квартир и индивидуальных жилых домов.
Поставлена задача более тщательно разработать и утвердить программы занятости на 2023 год в разрезе районов.
На упомянутом выше совещании определено: в районах четвертой и пятой категорий работа по сокращению бедности будет организована по-новому. Так, на первом этапе «железную», «молодежную» и «женскую» тетради намечено объединить в единую систему, а для каждой семьи - разработать единый цифровой паспорт. На втором этапе - подготовить индивидуальные программы по выходу из бедности. На третьем - реализовать проекты профессионального обучения и предпринимательства. В этих целях в махаллях начато создание 300 микроцентров. Министерству занятости и сокращения бедности поручено совместно с Торгово-промышленной палатой РУз разработать программу развития предпринимательства по каждому району.
В этом году на программу семейного бизнеса выделяется 12 трлн сумов. Предельный размер таких кредитов увеличится. Согласно постановлению Президента «О дополнительных мерах по поддержке программ развития семейного предпринимательства» от 25 января этого года, в 2023-м для финансирования проектов в рамках программ развития семейного предпринимательства АКБ «Агробанк», АКБ «Микрокредитбанк» и АК «Народный банк» будут выделены средства в эквиваленте 300 млн долларов по ставке десять процентов сроком на семь лет с трехлетним льготным периодом.
* * *
Если в большинстве стран борьба с бедностью осуществляется на основе готовых рецептов по рекомендациям международных организаций на основе накопленного опыта, то в Узбекистане в сжатые сроки сформирована оригинальная организационная модель сокращения бедности, которая внедрена в прошлом году и показала положительные результаты.
Конечно, при разработке отечественной модели также изучен зарубежный опыт (США 60-х годов, Южной Кореи 70-х годов прошлого века). Тем не менее система «махаллабай» - национальный продукт Узбекистана, не имеющий аналогов в мире.
Данной системой интересуются и зарубежные эксперты. Так, посещавшие Узбекистан представители ведущего в мире института по вопросам борьбы с бедностью J-PAL Киллиан Нолан и Карла Петерсен отметили, что институт помощников хокимов - интересная область для исследования, где лучше сосредоточить усилия по обеспечению социальной защиты уязвимых слоев населения, так как власти на местах обладают большой информацией по этим вопросам.
Успешная и эффективная деятельность системы «махаллабай», иные государственные инициативы позволяют с уверенностью констатировать, что цели Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы в области повышения доходов населения, сокращения бедности будут успешно выполнены.
Обид Хакимов.
Директор Центра экономических
исследований и реформ при Администрации Президента Республики Узбекистан.