Важность трансформации госучреждений и механизмов оказания ими услуг в инструмент, служащий людям и решающий главные вопросы в соответствии с международными стандартами, невозможно переоценить. Это суждение стало лейтмотивом политики Нового Узбекистана, где во главе угла стоят человек и повышение качества его жизни. Чтобы добиться последнего, нужна комплексная система мер, в которой гражданам будет комфортно.

Особыми компонентами в этом плане стали расширение доступа к услугам, оказываемым правительством, и повышение качества их предоставления. Так, сегодня центры государственных услуг (ЦГУ) превратились в необходимую точку взаимодействия узбекистанцев и госорганов. Через них соотечественникам оказывается более 150 видов услуг.

Ключевая их цель - предотвращение коррупции и бюрократии посредством минимизации контакта между двумя сторонами.

Работа ЦГУ регламентирована и предсказуема по времени в условиях дружелюбной среды к людям. В нынешнем виде это своего рода смарт-офисы, в которых есть возможность получать сервисы в одно касание, а создание так называемой зоны комфорта для посетителей и включение новой локации самообслуживания повысило качественный уровень доступности и оперативности получения автоматизированных услуг, сыграв положительную роль в формировании имиджа государственного учреждения. Как следствие - прозрачность, объективность и отсутствие личного интереса при содействии в решении того или иного вопроса.

Между тем в некоторых государственных и органах исполнительной власти на местах еще продолжают применяться устаревшие бюрократические про­цедуры, включая истребования справок в бумажном виде, которые можно получить посредством электронной системы, и незначительных для организации работы документов, сохраняется практика излишнего беспокойства граждан и субъектов предпринимательства.

В этой связи принят Указ главы государства «О дополнительных мерах по дальнейшему созданию благоприятных условий для населения и субъектов предпринимательства при пользовании государственными услугами, сокращению бюрократических барьеров в данном направлении» от 23 марта текущего года.

Документ определяет комплекс организационно-правовых мер по повышению качества, оперативности, транспарентности и доступности госуслуг, основой которых является безусловная реализация благородной идеи «Не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу».

Им предусмотрено, что с 1 июня 2021 года регистрация актов гражданского состояния, медицинское обследование лиц, вступающих в брак, и оформление биометрического паспорта для выезда за границу осуществляются по экстерриториальному принципу независимо от места постоянной (временной) регистрации граждан.

Также впредь при осуществлении нотариальных действий все сведения, связанные с записями актов гражданского состояния, получаются нотариальными конторами самостоятельно, без истребования у граждан излишних справок, через информационную систему «Единый элект­ронный архив ЗАГС». Стоит отметить, что специалистами Агентства государственных услуг (АГУ) уже полностью налажена система регистрации актов гражданского состояния на экстерриториальной основе. Внедрена эта операция была раньше остальных с целью апробирования, поиска возможных проблем и технических аспектов на практике.

Вместе с тем в соответствии с вышеназванным Указом юридическим лицам, являющимся субъектами предпринимательства, при оплате сборов и государственных пошлин, установленных за пользование государственными услугами, разрешается осуществление оплаты в наличной форме через своих представителей. Отменяется и практика истребования сертификата об отсутствии ВИЧ-инфекции при аккредитации сотрудников представительств зарубежных коммерческих организаций на территории Республики Узбекистан.

Суммы платежей, излишне уплаченные физическими и юридическими лицами при пользовании услугами через ЦГУ, а также суммы сборов, дополнительно уплаченные за оказание госуслуг в ускоренном порядке (в случае неоказания), возвращаются в упрощенном порядке в течение одного рабочего дня.

Отменяется и порядок предоставления дубликатов документов, выдаваемых путем проставления QR-кода. При этом данные акты получаются в электронной форме бесплатно и в неограниченном количестве через Единый портал интерактивных государственных услуг.

АГУ является уполномоченным органом и по государственной регистрации субъектов предпринимательства. Поэтому особенно важно, что на июль этого года запланирован полный критический анализ системы госуслуг, ее оптимизация. Будут пересмотрены сборы, взимаемые госорганами и организациями, упростятся межведомственные и внутриведомственные процедуры.

Таким образом, проделанная за последние годы широкомасштабная работа способствует снижению временных и финансовых затрат граждан, повышению уровня их удовлетворенности деятельностью госорганов. В результате обеспечиваются хорошие шансы для ускоренного развития бизнеса и предпринимательства, успешного вложения средств в долгосрочные инвестиционные проекты. Для этого предпринимателям предоставляются необходимые для эффективного ведения бизнеса льготы и преференции, упрощаются административные процессы, над чем и продолжает работать агентство вместе с центрами государственных услуг.

Сабина Алимова.
«Правда Востока».

При поддержке пресс-службы Агентства государственных услуг
при Министерстве юстиции Республики Узбекистан.