Были рассмотрены меры по выявлению малообеспеченных семей и семей, находящихся в зоне риска бедности, а также по организации социальной помощи и услуг на основе единой системы с учетом реальных потребностей населения.
За прошедший период в рамках Единого реестра социальной защиты проведена оценка социального положения 1,8 миллиона семей, из которых 739 тысяч, в том числе малообеспеченные и находящиеся на грани бедности, включены в реестр. Им назначены пособия и различные виды материальной помощи.
В целях дальнейшего совершенствования этой работы предусмотрено формирование Социального реестра на основе Единого реестра социальной защиты и Реестра бедных семей. В нем семьи будут классифицироваться по социально-экономическому положению на семьи, находящиеся на государственном обеспечении, малообеспеченные семьи и семьи, находящиеся на грани бедности. Для каждой категории будут определены соответствующие меры поддержки и виды социальных услуг.
Социальная поддержка будет осуществляться на основе дифференцированного подхода с учетом уровня доходов населения и возможностей занятости.
В частности, для отдельных категорий семей с ограниченными возможностями предусматривается предоставление социальной помощи без требования обязательной занятости. При этом «махаллинской семерке» будет предоставлено право включать в Социальный реестр семьи, члены которых ограничены в трудоспособности или находятся в сложной жизненной ситуации.
Кроме того, для семей, включенных в реестр, предусматриваются меры по повышению доходов, предоставлению социальных услуг в сферах здравоохранения, занятости, жилищного обеспечения и других направлениях, вовлечению трудоспособных членов семей в занятость и предпринимательскую деятельность.
В целях расширения в регионах комплексных социальных и реабилитационных услуг для нуждающегося населения предложено создать территориальные центры социальных услуг. В 2026–2027 годах планируется открытие 20 таких центров. В них будут предоставляться комплексные услуги по уходу, присмотру, абилитации, реабилитации и обучению.
Через деятельность центров предполагается охват лиц с инвалидностью, граждан, нуждающихся в постороннем уходе, а также одиноких лиц. За счет развития дневных форм обслуживания планируется сократить их постоянное размещение в социальных учреждениях.
Одновременно предусматриваются цифровизация процессов получения услуг, внедрение электронных направлений и обеспечение постоянного мониторинга качества оказываемой помощи.
Президенту также была представлена информация о стратегии на 2026–2030 годы по защите детей от всех форм насилия.
Основной целью стратегии является создание безопасной и свободной от насилия среды для детей, раннее выявление детей, находящихся в группе риска, а также предоставление комплексной помощи детям, ставшим жертвами или свидетелями насилия.
В рамках стратегии определены приоритетные направления по профилактике насилия в отношении детей, ранней работе с семьями и детьми из группы риска, а также оказанию детям и их семьям социальных, психологических, образовательных и правовых услуг.
Документ предусматривает внедрение малоформатных «открытых» центров работы с детьми, разработку индивидуальных планов по каждому ребенку, а также меры по обеспечению доступа к образованию и социальной интеграции детей.
Для усиления правовой защиты детей обозначены задачи по гарантированию интересов ребенка в процессуальных действиях, специальной подготовке специалистов, работающих с детьми, и укреплению межведомственного взаимодействия по вопросам защиты детства.
Кроме того, стратегией предусмотрено расширение охвата социально уязвимых детей образованием, развитие механизмов альтернативного размещения, профориентация и меры по социальной адаптации детей.
В работе с семьями определены отдельные задачи по снижению рисков насилия в отношении детей, поддержке родителей, организации психологической и социальной помощи.
Важным направлением стратегии также обозначено формирование единой электронной платформы в сфере социальной защиты детей, а также внедрение единой системы учета и мониторинга случаев насилия в отношении детей.
Президент поручил ответственным ведомствам обеспечить системный подход в реализации намеченных задач в сферах социальной защиты и защиты детей, а также держать под постоянным контролем исполнение предусмотренных мер.










