Инклюзивное образование: как обеспечивается равенство прав и возможностей для лиц с инвалидностью

    Образование 10 октября 2023 1922

    Сегодня в стране проживают свыше 27 тысяч лиц с нарушениями слуха и речи, из которых более семи тысяч молодежь в возрасте от 16 до 30 лет.  Государство принимает всевозможные меры по созданию системы инклюзивного образования, работает над внедрением услуг, обеспечивающих инклюзивность и равенство прав и возможностей для лиц с инвалидностью.

    В частности, в два раза по отношению к ВВП увеличились расходы на финансирование социальных программ, в пять раз расширился охват малообеспеченных семей, получающих пособие. Внедрены новые виды пособий для граждан, занятых уходом за лицами с инвалидностью. В этом направлении еще много проблем ждут своего решения. На проезжей части не создано должных условий для самостоятельного передвижения лиц с инвалидностью. До конца не решены вопросы по предоставлению услуг сопровождающих, с профессиональными сурдопереводчиками. Кроме того, согласно действующим законодательным документам, государственные учреждения и частные предприятия, где трудоустроены не менее 20 человек, обязаны бронировать не менее трех процентов рабочих мест для людей с инвалидностью. Эта система показала свою неэффективность из-за отсутствия четкого механизма мониторинга за реализацией квоты.

    В соответствии с Указом Президента «О комплексе мер по оказанию качественных социальных услуг и помощи населению, а также налаживанию системы их эффективного контроля» от 1 июня этого года в целях создания профессиональной системы социальной защиты на основе комплексного подхода при Президенте Республики Узбекистан организовано Национальное агентство социальной защиты. Масштабная работа в рамках данного документа будет служить расширению охвата нуждающихся слоев населения механизмами социальной защиты. Никогда не потеряет свою актуальность проблема их образования и воспитания.

    Какие же вопросы в этом направлении рассматривает Министерство высшего образования, науки и инноваций и какие предлагает меры по их решению?

    Сфера испытывает кадровый дефицит

    Радует, что лица с нарушениями слуха и речи пользуются государственными услугами. Значит, им оказываются услуги сурдоперевода. Ранее учителя-сурдопереводчики были в числе низкооплачиваемых работников. Сегодня они получают одинаковую зарплату с учителями обычных образовательных учреждений. В этом году при проведении тестовых испытаний впервые предоставлялись услуги сурдопереводчика.

    Однако сфера все равно испытывает кадровый дефицит. Проблема существует и в самом нижнем звене образования. Так, на сегодня в 18 специальных школах-интернатах, где обучаются и воспитываются около 4700 мальчиков и девочек, не хватает сурдопедагогов, владеющих языком жестов. А это отрицательно сказывается на успеваемости учащихся. Поэтому в числе главных вопросов повестки дня - организация курсов повышения квалификации сурдопедагогов специальных школ. В Обществе глухонемых Узбекистана работают считаные квалифицированные сурдопереводчики, из которых только один специалист с высшим образованием.

    Расширение охвата высшим образованием в этой области - одно из оптимальных решений. Исходя из этого в пяти вузах открылось направление сурдоперевода, куда в нынешнем году 117 абитуриентов сдали документы и поступили, успешно пройдя творческие экзамены.

    С нового учебного года в Ташкентском, Чирчикском, Кокандском, Джизакском педагогических вузах на факультете специальной педагогики стали заниматься в совершенстве владеющие языком жестов 77 студентов, чьи родители или близкие - глухонемые. Через четыре года после обучения в бакалавриате они получат диплом сурдопереводчика.

    Приняты в магистратуру по направлениям педагогика, физическая культура, сурдопедагогика, математика более десяти лиц с дефектами речи и слуха, которые намерены проводить научные исследования в выбранных направлениях.

    Отменено требование языкового сертификата

    Жизнь показывает, что у людей с ограниченными возможностями большое желание и стремление учиться, получать знания и профессии. Они весьма ответственно относятся к своей работе.

    Выше мы говорили о проблеме нехватки квалифицированных педагогов. Однако есть еще один немаловажный аспект, который касается уровня условий, создаваемых в образовательных учреждениях для лиц с инвалидностью.

    Создана ли доступная среда, в которой каждый будет чувствовать себя в безопасности, получать поддержку для поэтапного перехода от школьного к профессиональному и высшему образованию, к работе? Будут ли лица с инвалидностью чувствовать себя в равной степени ценными, уважаемыми личностями?

    В Узбекистане ведется значительная работа по созданию условий жизни, получению образования для лиц с ограниченными возможностями. В частности, процесс экзаменов - промежуточные и итоговые контрольные работы, итоговые госэкзамены, а также учебно-производственная практика - организован с учетом возможностей студентов с нарушениями слуха и речи. Так, устные экзамены они сдали письменно. А для прохождения практики были выбраны удобные по локации предприятия. При приеме на учебу на специальности магистратуры и послевузовского образования отменен порядок требования с этих лиц сертификата по знанию иностранного языка. В результате выделения дополнительных квот для граждан с ограниченными возможностями сегодня в вузах страны обучается 11 301 студент, 210 из которых - ребята с нарушениями слуха и речи.

    С 2023/2024 учебного года для абитуриентов подготовили видеоролики о процессе проведения экзаменов в сопровождении сурдоперевода или субтитров, что весьма разумно и необходимо для обеспечения доступа к информации.

    Кроме того, ответственные работники министерства изучили условия четырех колледжей, где обучаются профессиям лица с инвалидностью. Был выявлен ряд недочетов, среди которых - отсутствие необходимых условий для самостоятельного передвижения учащихся с инвалидностью. В результате в этих колледжах установили лифты, нуждающимся ребятам передали инвалидные коляски.

    Не менее важно и то, как государство оказывает содействие лицам с инвалидностью в трудоустройстве. Отметим, что в 2022 году была обеспечена занятость 14,6 тысячи граждан с ограниченными возможностями. Однако это показывает, что они не полностью охвачены обучением профессиям. Существуют недочеты и в сфере обеспечения работой лиц с инвалидностью с высшим образованием. Причин множество. Например, мало специальных профессиональных школ. Не каждый человек с ограниченными возможностями может получить высшее образование. Однако каждый хочет обучиться профессии, работать и достойно обеспечивать себя и свою семью.

    Исходя из этого организация на базе Национального агентства социальной защиты специализированных профессиональных школ для лиц с ограниченными возможностями стала большим прорывом в системе инклюзивного образования.

    Как решаются вопросы в рамках постановления

    В целях системной организации работы по подготовке сурдопереводчиков и усиления внимания к лицам с нарушениями слуха и речи Министерство высшего образования, науки и инноваций разрабатывает проект постановления Кабинета Министров, в соответствии с которым предусматривается налаживание системы обучения детей с нарушениями слуха и речи иностранным языкам, повышения квалификации и аттестирования педагогов. Вносится предложение об изучении в школах иностранных (английского, немецкого и других) языков и языка жестов с шестого класса.

    В проект постановления внесены такие вопросы, как организация в одном вузе каждой области учебных курсов по подготовке сурдопереводчиков; в каждом высшем образовательном учреждении - кружков по изучению языка жестов, внедрение практики присвоения квалификационной категории педагогам, обучающим детей с инвалидностью. Предлагается рассматривать олимпийское и паралимпийское движение как целостную систему, создавать для спортсменов с ограниченными возможностями равные условия, широкие возможности и стимулы. Актуальны и вопросы приравнивания размера зарплаты работников культурного центра при Обществе глухих Узбекистана к зарплате учителей общеобразовательных школ, разработки механизма оплаты услуг сурдопереводчиков.

    В проект постановления включены и вопросы создания приложений услуг переводчиков на основе узбекского языка жестов с привлечением технологий искусственного интеллекта; предоставления налоговых льгот и преференций предприятиям и организациям, принявшим на работу лиц с нарушениями слуха и речи; организации в специальных школах-интернатах групп для слепых, глухонемых детей дошкольного возраста и обеспечения их специальными аппаратами и средствами связи.

    Людям с ограниченными возможностями в любом возрасте требуется внимание. В особой заботе нуждаются дети и подростки с инвалидностью. Если дать им достойное образование и воспитание, обучать профессиям, то они станут полноценными активными членами общества, будут трудиться и вносить свой посильный вклад в развитие экономики страны.

    В целях совершенствования в республике инклюзивного образования все высшие образовательные учреждения, организации системы на основе отдельного графика прикреплены к Обществу глухих Узбекистана, четырем специальным профессиональным колледжам. Данные инициативы по привлечению граждан с ограниченными возможностями к образованию и научной деятельности и заботе о них уже дают результаты.

    Шамшод Эргашев.
    Начальник секретариата Министерства высшего образования,
    науки и инноваций доктор исторических наук.

    No date selected
    май 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates