Еще в 2016-м тогда называвшиеся дошкольными учреждениями детские сады лишь выполняли функции по уходу за ребенком, а вопросы образования оставались открытыми. С началом реформ внимание к сфере стало всеобъемлющим. По инициативе Президента Шавката Мирзиёева создано профильное министерство, ответственное за проведение эффективной работы в области подготовки детей к школе. Объясняется это тем, что в первые пять лет жизни ребенок получает более 50 процентов информации, которую станет использовать на протяжении всей жизни. Отсюда очевидным становится факт: подход к дошкольному образованию должен быть комплексным.
В Послании Олий Мажлису от 29 декабря 2020-го глава государства отметил, что в 2021 году предстоит увеличить охват дошкольным образованием до 65 процентов, а к концу 2023-го - до 75. Также за счет выделения из бюджета 600 миллиардов сумов субсидий создадут две тысячи негосударственных детских садов, а доля частного сектора в сфере возрастет до 25 процентов. Наряду с этим в 2021-м системой бесплатной подготовки к школе будут охвачены 560 тысяч, или 82 процента, детей в возрасте шести лет. И это не просто цифры.
Созидательная работа в сфере продолжается, с ее результатами журналисты из разных регионов республики смогли ознакомиться в ходе пресс-тура в Андижанскую область. Здесь осуществляются последовательные реформы, принимаются меры по расширению сети дошкольных образовательных организаций, их развитию на основе современных требований и стандартов, реконструкции и модернизации.
- К настоящему моменту охват детей дошкольного возраста качественным воспитанием и образованием в области составляет 63,5 процента (167 530 малышей из 263 629), - говорит начальник управления дошкольного образования Андижанской области Азизбек Азимов. - Этот показатель еще в 2017-м был на уровне 22 процентов. Таким образом, охват ДО с того времени увеличился на 41,5 процента, и это не предел. Руководитель страны ставит задачу по обеспечению полного охвата детей качественным образованием. Это один из приоритетов государственной политики Узбекистана.
Примечательно и то, что число детских садов растет с каждым годом во всех регионах. К примеру, в Андижанской области в 2017 году действовало 454 ДОО, из которых была всего одна негосударственная. Теперь же их количество достигло 1751, а численность частных составляет 1210. 46 343 ребенка обучаются в частных и садах, образованных в форме государственно-частного партнерства.
ГЧП в целом представляет собой весьма эффективный механизм. Так, для стимулирования развития частного сектора в системе дошкольного образования и увеличения количества негосударственных детсадов в 2018-2020 годах со стороны МДО заключены соглашения о государственно-частном партнерстве с 1481 предпринимателем на 3,89 трлн сумов. Между министерством и частными бизнес-субъектами регулярно подписываются соглашения по организации ДОО семейного типа на основе ГЧП - одно из новшеств в отечественной системе дошкольной подготовки детей. Важно отметить и то, что за счет создания негосударственных ДОО в регионе появилось свыше четырех тысяч рабочих мест.
В качестве яркого примера можно привести андижанскую негосударственную ДОО «Бахтиёр Болажон», действующую с января текущего года и образованную в форме ГЧП. Здание рассчитано на 300 малышей, действуют 12 групп. На строительство потрачено десять миллиардов сумов, из которых четыре миллиарда профинансированы за счет государственных займов. В ДОО большая столовая, футбольная и баскетбольная площадки, мини-театр, искусственный водопад. Здесь детям прививают любовь к природе, что очень важно для полноценного развития. В настоящее время в организации работают 11 сотрудников, в том числе с высшим образованием. Руководство детсада рассказало о привлечении к работе соотечественниц, включенных в «женскую тетрадь». Это тоже результат эффективного взаимодействия государства с частным сектором.
Как известно, в основу современной системы ДО заложено обеспечение сферы высокопрофессиональными компетентными кадрами. Так, МДО совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности в соответствии с Концепцией развития системы дошкольного образования определило потребность в кадрах со степенью бакалавра и/или магистра. По результатам работы квота приема в вузы по направлению «дошкольное образование» выросла более чем в два раза. Для решения вопросов, связанных с подготовкой педагогических и управленческих кадров для сферы, важным представляется увеличение числа педагогов и внедрение новых подходов в процесс подготовки, переподготовки, повышения квалификации, отбора и развития профессиональных навыков. К тому же за последние годы в корне пересмотрены типовые штатные структуры дошкольных образовательных организаций.
Частные детские сады - тенденция времени. Так, на строительство ДОО «Эртаклар Дунёси», расположенной в махалле «Дустлик» города Андижана, потрачено 7,6 миллиарда сумов, из которых три миллиарда - собственные средства, остальное - кредиты. Детский сад рассчитан на 200 мест. В настоящее время здесь обучаются 150 ребятишек. Акцент сделан на изучение иностранных языков, что весьма актуально в нынешнее время.
Так, в ходе видеоселекторного совещания, прошедшего 6 мая под председательством Президента и посвященного вопросам реализации мер по совершенствованию системы обучения иностранным языкам, отмечалось, что новая система обучения иностранным языкам должна стать прочным фундаментом на будущее. В детском саду «Эртаклар Дунёси», к примеру, действуют три кружка по русскому, английскому и корейскому языкам. А еще здесь в полной мере реализуются выдвинутые Президентом пять важных инициатив, направленных на популяризацию спорта среди подрастающего поколения, привлечение к ИКТ, искусству, чтению книг и не только. Для этого в ДОО налажена деятельность секций по художественной гимнастике, каратэ, классов информатики. Есть зимний бассейн, классы для занятия музыкой и танцами. В дошкольной организации работают 35 специалистов, некоторые из них проходили стажировку в Южной Корее.
Во время посещения детских садов журналисты не упускают возможности пообщаться непосредственно с детьми и их родителями. Папы и мамы тоже отмечают создаваемые в садах условия. Говорят, что все нововведения в сфере призваны обеспечить малышам счастливое детство. К тому же сейчас в детсадах есть все необходимое для полноценной учебы и занятий творчеством и спортом, иностранными языками и информатикой, обеспечивается подготовка малышей к школе.
- Планируем довести охват детей до 70 процентов к концу 2021 года, продолжает А. Азимов. - Для этого определены первоочередные задачи по выполнению строительно-ремонтных работ в 13 государственных ДОО на основе Государственной инвестиционной программы, в 14 - по программе «Обод кишлок». Намечено создать 16 садов в форме ГЧП и 300 семейных дошкольных организаций. Новые ДОО возводятся и в отдаленной местности. В связи с этим возрастает потребность в педагогических кадрах. Так, число педагогов в региональных дошкольных организациях за последние три года увеличилось с 5503 до 9481, а потенциал кадров с высшим образованием достигает теперь 38,1 процента. Мы обозначили ряд мер по трудоустройству 375 выпускников 12 педагогических колледжей. На работу в ДОО будут устроены 208 выпускников факультета дошкольного образования Андижанского государственного университета. В текущем году создадим порядка 930 рабочих мест за счет создания ДОО в форме ГЧП, а также семейного типа.
География проводимых в сфере дошкольного образования реформ широкая. В отдаленной местности во всех регионах страны увеличивается охват детей, возводятся новые ДОО, создается инфраструктура. В Асакинском районе Андижанской области функционируют 48 детсадов, а их руководители активно внедряют инновации в процесс воспитания и обучения. Это журналисты смогли увидеть на примере государственной ДОО № 36.
- Наше учреждение образовано в 1982 году, а в 2016-м здесь проведен капитальный ремонт, что открыло большие возможности для внедрения инновационных и творческих решений в обучение дошкольников, - рассказывает директор ДОО Лочиной Джурабаева. - Пять инициатив, выдвинутых Президентом, задали тон нашей работе, определили вектор развития. Вместе с педагогами внедряем и собственные идеи. Организовали кружки по рисованию на песке, лепке. Создали мини-театр и музей. Уже проводим профориентацию, чтобы знать, в каком направлении работать с каждым ребенком.
Президент ставит задачу просвещать подрастающее поколение, прививать ему интерес к искусству, творчеству, книгам. Кто как не педагоги ответственны за это?! Поэтому наш коллектив воспитателей сообща с родителями старается дать малышам все самое лучшее - литературу, игрушки, интеллектуальные развивающие игры. Планируем расширить изучение иностранных языков. Сейчас действуют кружки по русскому и английскому.
В Послании Олий Мажлису от 29 декабря прошлого года Президент подчеркнул: «Важнейшим периодом жизни ребенка является дошкольный возраст, когда развивается умственная деятельность, формируются нравственно-эстетические представления и физические качества». Вот почему стратегической целью на ближайшие годы определено создание в области развития дошкольного образования необходимых условий.
- Мы видим, какое внимание оказывается сейчас сфере дошкольного образования в разрезе всех регионов. И это только начало большого пути, - говорит А. Азимов. - Наша задача дать детям полноценное развитие, приобщить их к культуре, просвещению, обучить необходимым навыкам. С учетом этого разработана Государственная учебная программа «Илк кадам», по которой ведут образовательный процесс все дошкольные организации.
Президент говорил, что нужно совершенствовать систему обучения иностранным языкам в детских садах. И работа в этом направлении уже начата: воспитанники активно изучают русский, английский, корейский языки, в некоторых ДОО обучают немецкому и французскому. Знание языков станет большим подспорьем во взрослой жизни, послужит карьерному продвижению.
Сфера дошкольного образования призвана обеспечить увеличение охвата детей страны должным воспитанием и качественным образованием. Однако в силу определенных обстоятельств в некоторых регионах возводить детские сады представляется трудной задачей. Специалисты нашли оптимальный выход: внедряют альтернативные формы обучения. Один из самых крупных в этом направлении проектов - запуск мобильных дошкольных образовательных организаций «Аклвой» на базе переоборудованных автобусов ISUZU. В качестве пилота при поддержке АК «Узавтосаноат» автобусы переоборудованы для создания на их базе мобильных детских садов для охвата всех регионов Узбекистана. С целью обеспечения безопасности и создания условий для игровой деятельности воспитанников мобильных групп построены десятки соответствующих площадок. Основное преимущество мобильных детских садов в том, что они при относительно невысокой стоимости позволяют охватывать достаточно большое число ребят, обеспечивая при этом доступ к дошкольному образованию жителей самых отдаленных районов республики.
В Асакинском районе Андижанской области тоже действует такой мобильный детский сад. Знания с доставкой на дом, говорят местные.
Мобильные ДОО на базе автобусов ISUZU курсируют по установленному маршруту. Длительность пребывания в мобильных группах не превышает трех часов, а максимальная численность - 16 детей в возрасте от трех до семи лет. Чтобы сделать занятия интересными для всех воспитанников, разработана специальная программа для разновозрастных групп. Образовательно-воспитательный процесс проходит в две смены. Значительная часть занятий - на открытом воздухе. Для этого в каждой точке маршрута оборудована стоянка с навесом, ограждениями, скамейками, горкой, качелями, игровым домиком и песочницей.
Создание мобильных и модульных ДОО - важный шаг, вызванный нехваткой дошкольных организаций в отдаленных регионах. Строительство - долгий и затратный процесс, причем в некоторых местностях пока невозможный ввиду проблем с электричеством и канализацией. Но образование требуется здесь и сейчас, ведь в дошкольном возрасте у ребенка велика потребность в интеллектуальной активности. Модульные и мобильные детские сады не зависят от инфраструктуры, так как оборудованы всем необходимым. К тому же в автобусах установлены солнечные батареи. Альтернативные формы дошкольного образования отличаются меньшими затратами, что представляется весьма оптимальным решением для увеличения охвата им в регионах.
* * *
Узбекистан находится на новом этапе развития, когда широкомасштабные реформы реализуются по всем приоритетным направлениям. И это подтверждают весомые достижения. Закладывается фундамент Третьего Ренессанса, особое значение приобретают просвещенность, высокая духовность и интерес к знаниям. Этот период характеризуется подъемом науки, образования, раскрытием талантов и потенциала.
И как справедливо отметил Президент: «Для всех нас ясно, что наука, образование, воспитание - это краеугольный камень развития, сила, приумножающая мощь страны и народа. Завтрашний день, будущее Родины неразрывно связаны с системой образования и воспитанием, которое получают сегодня наши дети». Своевременный вклад в развитие подрастающего поколения, без сомнений, окупится в полном объеме.
Евгения Юн.
«Правда Востока».