Фото Музаффара Абдуллаева.

Каковы эти причины и что нового в сфере занятости преду­смотрено в недавно подписанном нормативно-правовом акте, мы узнали у начальника Управления организации работы по трудоустройству незанятого населения Министерства занятости и трудовых отношений Темура МАХМУДОВА:

- Разработка и принятие новой редакции Закона «О занятости населения» обусловлены рядом объективных обстоятельств.

За прошедшие более чем 20 лет рынок труда претерпел значительные преобразования, увеличилось в 1,5 раза (с 8,8 до 13,5 млн человек) количество занятого населения, в 4,5 раза - число работодателей (с 203,2 до 928,9 тысячи).

Действующая редакция закона, принятая в 1998 году, сегодня уже не отражала современного состояния и реалий рынка труда. Следовательно, не была нацелена на решение текущих проблемных вопросов и вызовов в сфере занятости населения.

В старой редакции также не были прописаны механизмы финансовых инструментов реализации государственной политики в сфере занятости, включая Фонд общественных работ, Фонд поддержки и защиты прав и интересов граждан, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом.

Не были указаны и механизмы государственного заказа на создание новых рабочих мест, профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации безработных и незанятых граждан, а также нормы регулирования Национальной системы развития профессиональных квалификаций и компетенций, цент­ров профессионального обучения безработных лиц и цент­ров оценки квалификаций.

Государство должно играть ключевую роль в создании соответствующей институциональной основы, позволяющей поддерживать баланс между потребностями в гибкости для предприятий и потребностями в гарантиях для работников в процессе удовлетворения изменяющихся требований глобальной экономики.

(Из доклада «Справедливая глобализация: роль МОТ» Генерального директора по работе Всемирной комиссии по социальным аспектам глобализации,
Международная конференция труда, 92-я сессия, Женева, 2004 год).

Кроме того, действовавший ранее закон не являлся законом прямого действия, содержал устаревшие, неэф­фективные в современных условиях нормы и положения, не выполнял социальной функции. В частности, в отношении пособия по безработице или выплаты безработным в период профессионального обучения и повышения квалификации, чьи размеры и сроки не обеспечивали удовлетворения базовых потребностей людей в период поиска работы.

В связи с этим остро возникла необходимость законодательного закрепления новых отношений, связанных с обеспечением занятости и содействием в трудоустройстве населения, защитой при безработице, регулированием рынка труда и трудовой миграции.

Сам проект закона разработан во исполнение Указа Президента «О Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в «Год активных инвестиций и социального развития» от 17 января 2019 года, так как в предыдущей редакции не отражались новые инструменты регулирования рынка труда, внедряемые в рамках выполнения указанной Стратегии действий, особенно в сфере стимулирования предпринимательства, самозанятости, развития личных приусадебных участков, системы профессионального обучения безработных, информационных систем учета занятости и трудового стажа.

В вышеупомянутой Государственной программе министерствам занятости и трудовых отношений, юстиции, экономики и промышленности (ныне - Министерство экономического развития и сокращения бедности), Совету Федерации профсоюзов Узбекистана поручено разработать законопроект, предусматривающий современные эффективные формы организации трудоустройства населения, повышение роли частных организаций в обеспечении занятости населения, вопросы организации общественных работ, внешней трудовой миграции.

- Для чего необходим закон о занятости населения?

- Целями разработки нормативно-правового акта стали процессы стимулирования организации рабочих мест и обеспечение занятости населения, в том числе путем формирования госзаказа на создание постоянных рабочих мест.

Кроме того, закон предусматривает материальную поддержку, стимулирование и социальную защиту безработных, принятие мер по сокращению безработицы, содействие трудоустройству социально уязвимых категорий населения, меры по обеспечению трудоустройства молодежи, особенно в сельской местности, выпускников общеобразовательных школ, высших и средних специальных образовательных учреждений, внедрение современных профессиональных и трудовых стандартов в сфере занятости, совершенствование механизмов нормирования и оплаты труда, обеспечение соблюдения гендерного равенства в сфере, активное внедрение передовых информационных технологий в процессы трудоустройства, создание современной инфраструктуры и конкурентной среды на рынке услуг по содействию занятости, содействие гражданам Республики Узбекистан в трудоустройстве за рубежом, предоставление им правовой и социальной защиты в период их трудовой деятельности вне страны.

- Чем отличается современная редакция закона от действовавшей с 1998 года?

- Содержит ряд принципиально новых положений. Главная особенность состоит в том, что новый закон носит характер прямого действия, концентрирует правовые нормы, предусмотренные в 3 законах, 12 Указах и постановлениях Президента Респуб­лики Узбекистан, более чем в 40 нормативных актах, принятых Кабинетом Министров, по вопросам занятости, регулирования рынка труда, организации трудовой миграции.

Трудовые отношения - правовое понятие, широко использующееся в странах мира для обозначения отношений между лицом, которое называется наемным работником (трудящимся), и работодателем, для которого работник выполняет работу на определенных условиях в обмен на вознаграждение.

Также законом определены основные принципы, направления и инструменты государственной политики в сфере. Отражен понятийный аппарат определений, используемых в практике обеспечения занятости и регулирования трудовой миграции, в том числе такие, как «рабочее место», «рынок труда», «трудовая миграция», «государственный заказ на создание рабочих мест».

Занятостью называется деятельность граждан, не запрещенная законодательством, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей, приносящая им заработок (трудовой доход). Занятыми считаются несколько категорий граждан, в том числе лица, зарегистрированные в качестве самозанятых (статья 4 Закона «О занятости населения).

Отдельными новыми статьями включены вопросы участия частных агентств занятости, использования фондов стимулирования создания рабочих мест, общественных работ, поддержки и развития предпринимательской деятельности, фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, финансирования программ микрокредитования, поддержки и защиты прав трудовых мигрантов.

Пересмотрены, дополнены и расширены полномочия самого Министерства занятости и трудовых отношений, его структурных подразделений, органов государственной власти на местах, органов самоуправления граждан и других структур в реализации государственной политики обеспечения занятости, разработке и осуществлении программ занятости, в достоверной оценке рынка труда, создания рабочих мест и трудо­устройства населения.

В частности, расширен перечень услуг, оказываемых органами по труду безработным и незанятым лицам, пересмотрены и упрощены порядок и условия признания человека безработным, социальные гарантии и компенсации при утере рабочего места, детально изложены порядок учета и регистрации незанятых, лиц, активно ищущих работу и признаваемых в качестве безработных, условия назначения и выплаты пособий по безработице.

В специальной главе отражен весь комплекс вопросов, связанных с такой формой обеспечения занятости, как право граждан на трудовую деятельность за рубежом, в том числе ее порядок, формирование полноценной базы данных трудовых мигрантов, право на их предвыездную подготовку, мониторинг занятости мигрантов за рубежом и их материальную и социальную защиту.

Действие настоящего закона распространяется на граждан Узбекистана, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории республики, а также иностранных граждан, привлекаемых к трудовой деятельности в Республике Узбекистан.

В законе впервые приведены новые, эффективные и перспективные направления занятости: национальная система развития профессиональных квалификаций и компетенций, единая национальная система труда, включающая электронный учет трудового стажа, трудовых книжек, трудоустройства. Их внедрение - необходимое условие обеспечения занятости, так как позволяет определять требования при приеме на работу, оценивать, аттестовать, повышать квалификацию работников, а также формировать и получать полноценную информацию о рынке труда, что особенно важно в условиях перехода на цифровую экономику и осуществления мер по регулированию занятости и трудовой миграции.

- На чем основывались специалисты при разработке законопроекта?

- Изучен и проанализирован соответствующий зарубежный опыт, в том числе положения ратифицированной Узбекистаном Конвенции МОТ № 122 о политике в области занятости, Глобального пакта о рабочих местах, Резолюции о занятости и социальной защите в новом демографическом контексте, принятой на 102-й сессии Международной конференции труда в 2013 году, а также модельного закона о занятости населения, принятого в 1999 году Межпарламентской ассамблеей государств - участников СНГ. Наряду с этим изучен опыт законодательства о занятости зарубежных стран, включая государства СНГ, европейские и азиатские.

- Каких результатов ждать от вступления нового закона в силу?

- Главное - качественно новое развитие национального рынка труда и занятости. То есть внедрение стимулов для повышения качества работников (компетенций), усиление работы по трудоустройству социально уязвимых граждан, материальной поддержки и стимулирования социальной активности безработных, а также создание современной инфраструктуры и институциональной среды на рынке труда.