Интеграция обучения  и производства

    Образование 1 августа 2023 1533

    Образование - начало любого высокого прогресса. Глядя на опыт развитых стран, можно увидеть, что все направления развиваются за счет подготовки зрелых и конкурентоспособных кадров. Неспроста признаны в числе экономически и культурно стабильных такие страны, как Сингапур, Китай, Финляндия, Франция, Германия, США, Малайзия, Япония.

    Сочетание теории и практики играет важную роль в процессе обучения. Безусловно, будет эффективным закрепление знаний учащихся, формирование умений, относящихся к области выбранного направления. Так, в целях повышения качества образования, гармонизации теории и практики в учебном процессе, привлечения молодежи к научной деятельности, создания инновационных структур налаживается активное сотрудничество между вузами и промышленными предприятиями.

    В частности, согласно постановлению Президента «О мерах по повышению качества педагогического образования и дальнейшему развитию деятельности высших образовательных учреждений по подготовке педагогических кадров» от 21 июня 2022 года, теперь проводятся недельные учебные занятия для студентов вторых-четвертых курсов, обучающихся на дневной форме обучения в педагогических высших образовательных учреждениях в порядке «4+2». В частности, четыре дня - в вузе, а два - в учреждениях дошкольного и общего среднего образования в порядке прохождения практики. Начиная с 2023/2024 учебного года отменен прием на заочную форму обучения по 14 образовательным направлениям. Установлено, что на заочную форму обучения принимаются лица, имеющие как минимум пять лет стажа работы в системе образования по педагогической деятельности. Внедрен порядок, в соответствии с которым студентам, обучающимся по совместным образовательным программам педагогических высших образовательных учреждений, за счет средств Государственного бюджета выплачивается компенсация на покрытие стоимости контракта. Конечно, это также в значительной степени помогает студентам, обучающимся по педагогическому направлению, овладеть навыками и квалификацией по своей специальности, приобретать опыт непосредственно на предприятиях и в организациях.

    Постановление предусматривает, что не менее пяти процентов профессоров-преподавателей ежегодно направляются в зарубежные страны на повышение квалификации и стажировку на конкурсной основе. Это положительно сказывается на изучении и внедрении в практику зарубежного опыта в системе образования.

    Проводится ряд работ по гармоничному сочетанию практики и теории в Ташкентском государственном педагогическом университете имени Низами, который сегодня считается базовым высшим учебным заведением по педагогическому направлению. Итак, в чем проявляется важность учебно-ознакомительной практики? В ходе нее студенты приобретают практические навыки (медиаграмотность, принципы работы с родителями и лицами, их заменяющими, и другие), знания о социальной, образовательной среде учреждения общего среднего образования, отношениях между субъектами учреждения и не только. Практикантам также следует ознакомиться с процессом делопроизводства учреждения, управленческой деятельностью, отношением учителей-предметников к учащимся во время занятий и классных руководителей к ученикам в плане воспитательной деятельности, с нормативными документами.

    Цели практики - формирование практико-профессиональных навыков будущих учителей и подготовка их к педагогической деятельности. Также в ее задачи входят адаптация студентов к образовательной среде, закрепление полученных теоретических знаний, ознакомление их с нормативными документами по налаживанию образовательного процесса, формирование представления об особенностях, присущих обучению в образовательных учреждениях, развитие медиаграмотности и коммуникативных способностей.

    Важность прохождения практики заключается в том, что студент получает представление об общем среднем учебном заведении, формирует навыки работы в коллективе, привыкает к педагогической среде. Знакомится с механизмами работы с учащимися вне урока и класса. Будет иметь представление о таких вопросах, как ведение образовательной и нормативной документации, гигиенические требования к классным комнатам, проведение духовно-просветительских мероприятий и оформление их в соответствии с нормативными документами.

    Как показывает мировой опыт, трудовые отношения, взаимное сотрудничество неизменно приносят результаты. В частности, в Японии отношения между работодателем и работником (часто на протяжении всей жизни) являются неотъемлемой частью японской культуры. Этот процесс похож на взаимные семейные отношения, то есть в обмен на приверженность делу обеспечиваются финансовые и социальные обязательства. Главное - нового сотрудника принимают на работу в зависимости от возраста и эффективности практики, которую он прошел на предприятии или в организации.

    В Стране восходящего солнца работник тщательно изучает деятельность компании, участвуя во всех процессах и приобретая достаточный опыт. Действенный механизм предприятия формируется благодаря моральным качествам, а сотрудник привязывается к компании, как правило, на всю оставшуюся жизнь. Новый сотрудник должен изучить неписаные правила предприятия, чтобы в полной мере вписаться в коллектив и максимально эффективно выполнять свои задачи.

    Система оплаты труда в японских компаниях основана на уровне квалификации. В системе оценки квалификации существуют две иерархии: одна определяется профессией, а другая - уровнем. Сотрудник за один раз может быть повышен только на один уровень. Для любой карьеры существует минимум времени и опыта. Кроме того, уровень квалификации сотрудника всегда должен повышаться и расти, считают японские эксперты.

    Другим важным аспектом является то, что основная стратегия найма крупных японских компаний направлена на привлечение лучших выпускников средней школы, пока не имеющих опыта, на должности более низкого уровня. Выпускников принимают на работу за их общие знания, а после проводят обучение и отсев. Это важно при формировании кадрового резерва компании. В этом смысле концепция практики в образовательном процессе не теряет актуальности. И появляется возможность отбора среди молодых кадров.

    Камолахон Аброрхонова.
    Заведующая кафедрой Ташкентского государственного
    педагогического университета имени Низами,
    доктор философии по педагогическим наукам, доцент.