- Могли бы вы рассказать о министерстве, его основных целях и задачах?

- Министерство инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан (МИВТ) создано на базе Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям и Министерства внешней торговли в соответствии с Указом Президента «О мерах по совершенствованию системы управления в сферах инвестиций и внешней торговли» от 28 января 2019-го.

На МИВТ возложен целый ряд стратегических задач. Среди них, например, осуществление единой государственной инвестиционной политики, обес­печение координации разработки и эффективной реализации государственных инвестиционных и программ развития, в том числе отраслевых и региональных. Наши специалисты также занимаются конт­ролем работы по привлечению иностранных инвестиций, обеспечивают эффективное взаимодействие с международными экономическими и финансовыми институтами, иностранными правительственными организациями в двустороннем и многостороннем формате. Мы участвуем в подготовке, согласовании и подписании международных договоров Республики Узбекистан по вопросам инвестиционного сотрудничества и обеспечиваем постоянную обратную связь с инвесторами, содействуем отечественным компаниям в привлечении инвестиций.

На данный момент основной стратегической задачей остается контроль процессов вступления государства во Всемирную торговую организацию и сотрудничества с другими многосторонними экономическими организациями. В этом направлении на постоянной основе проводится анализ состояния внешнеторговой деятельности в разрезе отраслей и регионов. Особое внимание также уделяем практическому содействию предприятиям в решении характерных проблем, связанных, в частности, с возвратом выплаченных ранее сумм налога на добавленную стоимость, осуществлением экспортных поставок, погашением дебиторских задолженностей, потребностью в оборотных средствах, поиском зарубежных заказчиков, обеспечением бесперебойного подключения к инфраструктурным коммуникациям и другими вопросами.

- Спектр задач широк. Наверняка встречаются и сложности на пути преобразований. Как приходится справляться с ними?

- Опыт, в том числе зарубежных стран, показывает: системные, комплексные реформы проводить всегда сложно. Во-первых, неэффективные общественные институты, на модернизацию которых они нацелены, формируют механизмы самовоспроизводства, усложняющие процесс реформирования.

Это объясняет обстоятельство, хорошо известное специалистам: чем дольше не проводятся реформы, тем выше издержки их реализации в будущем.

За сравнительно небольшое время (чуть меньше пяти лет) сделаны важные шаги. Буквально на новые рельсы перешли малый бизнес и частное предпринимательство. Устранена волокита с получением лицензий для экспорта продукции. Кредиты стали доступнее, причем как в иностранной, так и национальной валюте. Изменения в деловой среде происходят весьма интенсивно.

Так, 5 октября 2016 года был подписан Указ Президента «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата». В то время такого поворота мало кто ожидал. Подобный беспрецедентный шаг посчитали предвестником либерализации бизнес-деятельности.

За этим документом последовали другие решения, каждое превосходило предыдущие по степени смелости идеи и уровню предоставляемых свобод. Например, в Послании Олий Мажлису 29 декабря 2020-го Президент выступил с инициативой о продлении еще на год моратория на проверки хозяйствующих субъектов.

Если частным и индивидуальным предпринимателям, ремесленникам для комфортной работы достаточно прекратить вмешательство со стороны контролирующих органов в их деятельность и сократить налоговое бремя, то для увеличения количества промышленных гигантов требуются соответствующие вложения. Выросла и инвестиционная привлекательность страны. Сегодня она позволяет осуществлять самые смелые идеи: вводить в строй мегаобъекты в нефтегазовой отрасли, осваивать атомную энергетику и строить «города будущего».

В результате в Узбекистане активизировали деятельность финансовые институты - Всемирный банк, Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский и Исламский банки развития и другие. Либерализация всех сфер, открытость республики для сотрудничества и обсуждения новых идей привлекают инвесторов.

Но есть еще не менее важный компонент реформ, который впечатлил специалистов МВФ. Всего пару лет назад в общем доступе имелся совсем небольшой объем статистической информации. Это отрицательно влияло на восприятие иностранных инвесторов и рейтинговые оценки. Министерства и ведомства страны уже присоединились к расширенной Общей системе распространения данных (р-ОСРД) МВФ, а с мая 2018-го начали публиковать все основные экономические, финансовые и социальные статистические сведения.

Данные показатели - результат огромной проделанной работы.

- За последние годы сделано многое. Назовите главные достижения, которых добился Узбекистан в направлении за подходящий к концу 2021-й?

- Значимо то, что 10 апреля текущего года Узбеки­стан присоединился к системе преференций Европейского союза (ЕС) для устойчивого развития и эффективного управления GSP+, позволяющей беспошлинно экспортировать в Евросоюз свыше 6200 видов товаров. Облегчены процедуры получения кредитов и субсидий, лицензий, приобретения недвижимости, ресурсов и сырья.

Это важная веха в отношениях между ЕС и Узбекистаном, которая позволит еще больше углубить как диалог между сторонами, так и торговые обмены. Событие также ознаменовало собой начало нового пути в партнерстве со многими заинтересованными сторонами, включая местные органы власти, бизнес-сообщество и организации гражданского общества.

Решение ЕС о предоставлении нашей респуб­лике статуса страны - бенефициара GSP+ принято с учетом ощутимых результатов масштабных реформ и преобразований, проводимых под руководством и по инициативе Президента, которые направлены на формирование демократического государства с сильными институтами государственного управления и гражданского общества.

Стоит отметить, что применение системы преференций GSP+ в отношении Узбекистана как нельзя своевременно, особенно в период восстановления от кризиса COVID-19. Это также хороший стимул для дальнейшей реализации реформ, связанных с имплементацией 27 основных международных конвенций по окружающей среде, трудовым и правам человека, эффективному управлению (что является обязательством для стран, решивших присоединиться к системе).

Как член системы GSP+ Узбекистан получил дополнительные экономические выгоды за счет полной отмены тарифов на две трети продуктовых линеек, что в свою очередь может способствовать росту экспорта и привлечению дополнительных инвестиций в страну. Ну а предусмотренные обязательства еще больше укрепляют нашу позицию как надежного и дальновидного экономического партнера.

Уровень использования преференций в рамках GSP, по последним данным, составляет 87 процентов. Сегменты продукции, которые в наибольшей степени применяют сокращенные льготы, - текстиль и одежда, изделия из пластика, а также фрукты, орехи и овощи. Это указывает на то, что структура экспорта Узбекистана сегодня более разнообразна по сравнению с соседями из Центральной Азии.

Несмотря на относительную близость к рынку Евросоюза, торговый потенциал используется не полностью, поскольку ЕС занимает лишь седьмое место в списке экспортных направлений Узбекистана. Однако это больше чем торговый инструмент. Принятие Узбекистана в качестве бенефи­циара GSP+ отражает реформы и последовательное позитивное развитие в социально-­экономической и трудовой сферах.

Еще одно важное событие произошло 25 октяб­ря, когда на официальном сайте Правительства Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии было опубликовано уведомление Государственного секретаря по международной торговле о принятом решении по присоединению Узбекистана к Расширенной схеме Всеобщей системы преференций Великобритании (GSP Enhanced Framework), внедренной после выхода страны из ЕС для развивающихся государств.

Хотелось бы отметить, что наша республика стала первой в мире‚ получившей данный статус. Этому событию предшествовал ряд консультаций Министерства инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан с Министерством международной торговли Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. А само решение принято по итогам рассмотрения заявки, поданной государством в апреле текущего года. И оно дает возможность существенно нарастить объемы экспортных поставок в Великобританию и увеличить конкурентоспособность отечественных товаров на британском рынке.

Преференции в отношении товаров узбекского происхождения в рамках GSP EF применяются уже с 1 ноября. В связи с этим в стране организуются мероприятия по ознакомлению производителей и экспортеров Узбекистана с преимуществами новой системы, а также механизмами использования полученных преференций.

- Очевидно, что инвестиции и внешняя торговля напрямую связаны с зарубежными странами и качеством отношений с ними. Каким образом министерство налаживает контакты и выстраивает диалог?

- За последние годы ощутимый прогресс достигнут во всех областях двустороннего и регио­нального сотрудничества с рядом дружественных государств. Думаю, ничто не скажет о результатах этой деятельности так же красноречиво, как конкретные примеры.

Так, за одиннадцать месяцев 2021 года товаро­оборот между Узбекистаном и США вырос на 48,5 процента по сравнению с аналогичным периодом 2020-го. Кроме того, за последние несколько лет количество предприятий с американским капиталом в нашей стране увеличилось в два раза.

Весомые результаты показывает успешное сотрудничество с Республикой Корея. Вот лишь небольшое подтверждение того: с момента открытия офиса Корейского агентства по международному сотрудничеству (KOICA) в Узбекистане реализовано более 30 проектов на 130 млн долларов, организовано свыше двух тысяч стажировок для узбекских специалистов в Корее. Более 600 экспертов - волонтеров KOICA осуществили свою миссию в нашей стране по таким направлениям, как здравоохранение, образование, информационные технологии, коммунальное, сельское и водное хозяйство, энергетика, транспорт, и другим.

А недавно (22 декабря) заместитель Премьер-­министра по вопросам инвестиций и внешне­экономических связей - министр инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан Сардор Умурзаков в формате видеоконференции провел переговоры с вице-президентом Исламской Республики Иран по экономическим вопросам Мохсеном Резайи. Особое внимание было уделено сфере взаимной торговли, рост которой в январе - ноябре текущего года увеличился на 74,4 процента. Достигнуто понимание о необходимости активизации взаимодействия по укреплению торговых отношений между двумя республиками, в связи с чем стороны договорились усилить совместную работу над проектом.

Все вышеперечисленное - лишь частные примеры. Работа ведется каждый день по всем направлениям и с разными странами.

- Какими важными мероприятиями запомнился 2021-й для МИВТ?

- В первую очередь это состоявшийся в августе открытый диалог Президента Шавката Мирзиёева с предпринимателями. Лидер страны лично поставил задачу по его проведению.

Следует отметить, что мероприятие подобного характера прошло впервые за всю историю суверенного Узбекистана. Подготовка к масштабному событию началась еще во второй половине июля. Для его организации на высоком уровне и обеспечения преемственности данной площадки проводились встречи с независимыми экспертами в области экономики, крупными предпринимателями, блогерами, налажены регулярные контакты.

За это время получено и обработано 15 309 заявлений от соотечественников. Каждое рассмотрено в индивидуальном порядке: какие-то обращения сразу решены положительно, другие - переданы руководителям министерств, ведомств и областей республики.

Согласно отдельному поручению главы государства в Национальном выставочном комплексе «Узэкспоцентр» в новом формате состоялась Республиканская межотраслевая промышленная ярмарка, организованная МИВТ совместно с хокимиятом города Ташкента. Мероприятие собрало 5169 видов продукции с 3185 региональных предприятий страны.

Замечу, что в текущем году подобные ярмарки состоялись во всех регионах республики на высоком уровне. В их рамках посредством Элект­ронного кооперационного портала Респуб­лики Узбекистан заключено 2,6 тысячи торговых контрактов на поставку отечественной промышленной продукции более чем на 4 трлн сумов. Подписано 973 инвестиционных соглашения о реализации совместных проектов по выпуску импортозамещающей промышленной продукции. В ходе мероприятий, в том числе и Республиканской межотраслевой промышленной ярмарки, специалисты Электронного кооперационного портала активно взаимодействуют с участниками и оказывают содействие в организации коммуникации с потенциальными партнерами, а также переговоров в формате B2B для обсуждения практических аспектов делового сотрудничества.

Стоит сказать и о том, что руководство МИВТ приняло участие в работе Международного форума уполномоченных по защите прав предпринимателей Европы и Азии «Укрепление межрегио­нального сотрудничества и добропорядочности бизнеса» с участием Бизнес-­омбудсманов Узбеки­стана, Российской Федерации, Казахстана, Кыргызстана, Грузии, Украины, Кореи и Польши. В его рамках были озвучены некоторые достигнутые результаты.

По оценкам Европейского банка реконструкции и развития, Узбекистан обладает самой быстрорастущей экономикой в регионе с прогнозом роста ВВП в размере 6,3 процента к концу 2021 года и 6,1 - в 2022-м. Впервые в истории страны Узбекистан в текущем году был избран членом Совета ООН по правам человека, занял 44-е место в Глобальном индексе открытых данных, поднявшись на 125 позиций, а также получил рейтинг «положительный» от Международного рейтингового агентства Moody's.

Подобные перемены оказывают положительное влияние на инвестиционный климат в нашей стране и способствуют созданию рабочих мест, углублению переработки сырья, налаживанию производства новых видов продукции, поиску рынков сбыта товаров субъектов малого предпринимательства, особенно вновь создаваемых предприятий.

- Подводя итоги, назвали бы вы текущий год успешным для направления? Каковы его итоги и достигнуты ли все поставленные цели?

- Считаю, что в вопросах экономики, финансов за себя должны говорить цифры и факты. Реальные перемены - главный результат нашей деятельности. И они говорят о том, что за это время Узбекистан добился определенных положительных показателей.

Взгляните на статистику. По состоянию на ноябрь текущего года только за 11 месяцев 2021-го освоено 9 млрд 229 млн долларов иностранных инвестиций, что составляет 111 процентов от прогноза. Среди них прямые иностранные инвестиции и займы - 7 млрд 318 млн долларов (115 процентов от прогноза); средства международных финансовых институтов и иностранных государственных финансовых институтов - 1 млрд 910 млн долларов (101 процент от прогноза).

Основная часть средств международных финансовых организаций и иностранных государственных финансовых организаций поступает от Азиатского банка развития (25 процентов, или 471 млн долларов от общей суммы), Всемирного банка (20 процентов, или 382 млн долларов), Китая (16 процентов, или 300 млн долларов), Исламского банка развития (5,2 процента, или 99 млн долларов) и финансовых институтов Японии (3,9 процента, или 75 млн долларов).

Эти средства в основном направлены на развитие транспортной сферы (24 процента), энергетики (21), сельского хозяйства и управления водными ресурсами (17), здравоохранения (7,5), коммунальных услуг (7,2) и строительство жилья в сельской местности (6,3).

За отчетный период реализовано 224 крупных и важных проекта на 4 млрд долларов, создано 30 тысяч рабочих мест. За счет запуска 10 828 проектов на 4,2 млрд долларов в рамках региональных инвестиционных программ создано 136 тысяч рабочих мест, в том числе:

  • в промышленном секторе - 2922 проекта на 1,6 млрд долларов, 66 тысяч рабочих мест;
  • в сфере услуг - 4763 проекта на 1,8 млрд долларов, 43 тысячи рабочих мест;
  • в сфере сельского хозяйства - 3143 проекта на 845 млн долларов, 27 тысяч рабочих мест.

В результате работы правительственной комиссии на местах досрочно запущен 2121 проект на 1,2 млрд долларов, создано 36,5 тысячи рабочих мест. Кроме того, намечены к реализации 3073 дополнительных проекта на 715 млн долларов, которые не предусмотрены региональными программами.

***

Экономическая сфера в республике переживает исторический период. Законы, указы и постановления направлены на создание благоприятного инвестиционного климата, расширение и рост отечественных предприятий, увеличение объема иностранных капиталовложений, упрощение разрешительных процедур, повышение качества госуслуг.

Реформы кардинально изменили отечественный бизнес-сектор. Вместе с тем они способствуют укреплению позиций на международной арене. При этом происходят позитивные перемены в жизни соотечественников. И сегодня главная задача сферы - сохранить наблюдаемую динамику.

Беседовала
Сабина Алимова.
«Правда Востока».