В основе реформ лежат инициативы Президента и идея руководителя страны «Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу», которые возлагают большую ответственность на органы управления и административный аппарат. Как известно, исполнительская дисциплина - один из важнейших показателей, обеспечивающих результативность деятельности любого государственного органа или организации. Для дальнейшего повышения эффективности реформ во всех сферах требуется, чтобы эта система исполнения поставленных задач работала подобно часовому механизму на каждом отдельно взятом уровне.
Указ Президента Республики Узбекистан от 10 февраля 2021 года № УП-6166 «О дополнительных мерах по усилению персональной ответственности руководителей органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах за эффективную организацию исполнения актов законодательства» создал правовую основу для установления железной исполнительской дисциплины в государственных органах и учреждениях. Указом внедряется единая система исполнительной и контрольной работы, нацеленная на углубление социально-экономических реформ, формирование действенной практики тщательной разработки и утверждения подзаконных актов, оперативное доведение их до конкретных исполнителей и широкой общественности.
Министерство финансов выполняет ряд мероприятий для реализации требований Указа и усиления исполнительской дисциплины. В частности, проведено расширенное заседание коллегии, где определены задачи по эффективной организации работы в системе министерства. Постановлением коллегии на руководителей высшего, среднего и низового уровней возложена персональная ответственность за исполнение требований Указа. Нововведения подробно разъяснены на заседании с использованием наглядного материала, подготовленного на основе интервью с Управляющим аппаратом Кабинета Министров Р.В. Абдукадыровым, опубликованного в газетах «Янги Узбекистон» и «Правда Востока» 3 марта 2021 года.
Теперь в министерстве по итогам каждой недели анализируются документы, у которых приближается срок исполнения, а руководители соответствующих департаментов или управлений получают предупреждения о необходимости выполнения указанных задач. В случае надобности привлекаются и другие специалисты, чтобы исполнить поручение или задачу в установленные сроки.
Налаживание систематического контроля за короткое время стало приносить положительный эффект. В частности, ощутимо сократились сроки разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов.
Если говорить языком цифр, то по состоянию на 1 апреля 2021 года через Единую систему разработки и согласования проектов нормативно- правовых актов «project.gov.uz» в Министерство финансов поступило 3016 проектов документов, обеспечено исполнение 2867 из них (95 процентов). Для согласования 27 (1 процент) проектов понадобилось больше времени, поскольку возникла потребность в более глубоком изучении вопросов специалистами сферы. Но некоторые проекты, внесенные отдельными ведомствами и организациями, нуждались в дополнительной правовой и экономической экспертизе. В связи с этим задержано исполнение 122 документов (4 процента).
Действительно, 4 процента - небольшая цифра. Но надо иметь в виду, что каждый из документов направлен на развитие нашей страны, создание рабочих мест и удобств населению. Исходя из этого необходимо обеспечить дальнейшее повышение эффективности исполнительской дисциплины.
ЗА КАЖДЫМ ОБРАЩЕНИЕМ - СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
За последние годы руководству страны удалось наладить открытый диалог с населением и сформировать новый институт работы с обращениями граждан. В результате обращений соотечественников к главе государства через Виртуальную приемную Президента Республики Узбекистан решено множество проблем, накопившихся за прежние годы, а устранение остальных включено в государственные программы и взято на особый контроль. Создана развернутая база сведений о масштабах проблем, путях их решения, необходимых средствах и сроках. Важно, что оценивать деятельность руководителей всех звеньев теперь начали с учетом реакции на обращения и степени удовлетворенности людей.
Работа с обращениями физических и юридических лиц - значимая составляющая исполнительской дисциплины. Министерство финансов уделяет ей особое внимание. За 2020 год к нам поступило 55 612 обращений. В частности, через веб-сайт Президента Республики Узбекистан - 29 310, что на 15 442 больше, чем в 2019 году. За первый квартал нынешнего года поступило 1429 обращений, включая 614 письменных, 720 электронных и 95 устных. Они тщательно рассматриваются, отправители своевременно получают ответы на свои вопросы и предложения.
Ответственные работники министерства по мере необходимости лично выезжают на места, чтобы лучше изучить ситуацию с представителями обратившихся физических и юридических лиц, а также предпринимают усилия для разрешения вопросов в рамках своих полномочий. Это помогает сократить число повторных обращений.
Первые лица министерства также общаются с гражданами в ходе выездных приемов, организуемых по всей стране, и отвечают на самые часто задаваемые вопросы, в том числе по пенсионному обеспечению, выделению субсидий и доступного жилья, получению пособий на несовершеннолетних детей. Почти 90 процентов обращений решаются на месте.
Надо подчеркнуть, что руководство министерства всегда требует от сотрудников повышения эффективности работы с обращениями, строгого соблюдения законодательства и недопущения поверхностного подхода при их рассмотрении, глубокого изучения причин увеличения числа повторных обращений.
РЕФОРМЫ НА ПРАКТИКЕ
Глава государства Шавкат Мирзиёев поставил перед Правительством ряд задач на Форуме молодежи Узбекистана, проведенном в формате видеоселектора 25 декабря 2020 года, и в Послании Олий Мажлису от 29 декабря 2020 года. Для их обеспечения принят Указ Президента от 3 февраля 2021 года № УП-6155 «О Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в «Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения».
Документом предусмотрена реализация в 2021 году 273 мероприятий Госпрограммы на общую сумму 57,6 трлн сумов. В установленном порядке предстоит принять 120 нормативно-правовых актов, 150 планов мероприятий и 3 протокола Президиума Кабинета Министров.
Ряд приоритетных задач определен и для Министерства финансов, в частности:
- обеспечить своевременное выделение необходимых средств по принятым государственным программам;
- при формировании параметров бюджета на следующие годы предусмотреть нужные средства для обеспечения жильем сирот - выпускников домов милосердия и детей, оставшихся без попечения родителей;
- внедрить с этого года в экспериментальном порядке механизм направления 5 процентов расходов бюджета одного района или города в каждом регионе на реализацию предложений общественности. Требующиеся дополнительные средства предусмотрено выделять из республиканского бюджета. С 2022 года запланировано отдельно указывать соответствующие суммы в бюджете каждого района или города;
- совместно со Счетной палатой и Агентством по противодействию коррупции разработать и внедрить порядок размещения сведений об исполнении бюджета министерствами и ведомствами на своих официальных веб-сайтах. Также намечено наладить практику обнародования информации о доходах и расходах внебюджетных фондов государственных учреждений, закупках организаций с государственной долей, государственных субсидиях и грантах;
- усилить общественный и парламентский контроль путем создания во второй половине 2021 года централизованного информационного портала государственных закупок, обеспечивающего открытость всех данных в этой области;
- разработать проект постановления Президента о сокращении численности органов государственного управления в среднем на 15 процентов в нынешнем году;
- усовершенствовать систему возмещения части расходов на внедрение водосберегающих технологий на основе анализа их применения и эффективности в 2019-2020 годах;
- принять меры для постепенного увеличения доли суверенных международных облигаций, выпущенных в национальной валюте, с 25 до как минимум 40 процентов.
Надо подчеркнуть, что решение этих первоочередных задач напрямую связано с благополучным настоящим и будущим нашего народа. Именно поэтому министерству важно обеспечить целевое расходование каждого тийина из бюджета и установить жесткий контроль над реализацией проектов.
Также ведется большая работа по дальнейшему улучшению оказания социальных услуг и адресной помощи уязвимым слоям населения. Для широкого внедрения информационно- коммуникационных технологий в эту сферу принято постановление Президента от 4 августа 2020 года № ПП-4797 «О дополнительных мерах по автоматизации процедур предоставления государственных социальных услуг и помощи населению». Согласно документу на внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов возложена задача обеспечить внедрение и функционирование информационной системы «Единый реестр социальной защиты». С 1 сентября через эту систему поэтапно будут осуществляться рассмотрение заявлений о социальных пособиях и их назначение.
БУДУЩЕЕ СФЕРЫ ОПРЕДЕЛЯЮТ КАДРЫ
Наиважнейшие цели министерства - усилить исполнительскую дисциплину и быть активным участником реформ. Потому приоритетное значение имеют соблюдение прав, свобод и интересов населения, оперативное рассмотрение обращений и широкое привлечение специалистов для поиска их решений. Для реализации поставленных задач министерство в своей работе опирается на ряд принципов, в том числе:
- обеспечение высоких темпов экономического роста и пропорциональности финансирования разных сфер;
- полное и своевременное исполнение социальных обязательств государства;
- коренное совершенствование форм и методов работы (от центрального аппарата министерства до его структурных подразделений), недопущение случаев бюрократизма и волокиты в деятельности финансовых органов.
Все это в свою очередь напрямую связано с профессионализмом и опытом наших кадров. Потому в Учебном центре при министерстве организованы курсы повышения квалификации для сотрудников центрального аппарата и структурных подразделений. Они нацелены на обогащение знаний, умений и навыков специалистов, повышение их потенциала, мастерства и эффективности деятельности.
Подобные своевременные мероприятия по усилению исполнительской дисциплины позволяют проводить успешные преобразования в рамках реформирования финансовой сферы. Эта масштабная практическая работа служит самой главной цели - ускоренному развитию всей нашей страны.
Тимур Ишметов.
Министр финансов Республики Узбекистан.