С учетом интересов каждого

    Современное реформирование отечественного образования придерживается принципов, обеспечивающих социальные гарантии для детей с особыми образовательными потребностями, создание адаптационной среды, служащей их образованию и воспитанию. Вместе с тем при организации системы инклюзивного образования не внедрены в практику пять инициатив, которые включают комплекс мер, направленных на создание дополнительных условий для образования и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Поэтому чрезвычайно важен поиск дополнительных ресурсов для развития инклюзивного образования. Причем ресурсов не только и не столько материальных, сколько интеллектуальных.

    Как отмечают эксперты, в нашей стране наиболее управляемая система поддержки детей с особыми потребностями (то есть специальная профессиональная ориентация для людей с инвалидностью). Создание системы инклюзивного образования, гарантии права на получение образования, внедрение соответствующих услуг обеспечиваются благодаря Концепции развития инклюзивного образования в системе народного образования в 2020-2025 годах.

    Цели инклюзии в нашей стране - обес­печение равных возможностей и создание условий, необходимых для достижения успехов в образовании, для всех детей независимо от их индивидуальных особенностей, предыдущих образовательных достижений, языка, культуры, а также социального и экономического положения родителей.

    Постановление Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы образования и воспитания детей с особыми образовательными потребностями» от 13 октября 2020 года утвердило роль инк­люзивного образования как стратегического фактора развития, реабилитации, интеграции в общество лиц с особыми образовательными потребностями.

    Конвенция ООН о правах инвалидов дает современное определение инвалидности, отмечая, что она - результат взаимодействия человека с инвалидностью с барьерами, которые есть в окружающей среде.

    Ответом на существующие потребности детей школьного возраста и молодежи до 30 лет с инвалидностью в нашей стране стало создание центров инклюзивного образования, которые должны стать ключевым звеном в продвижении инклюзивной формы образования и профессиональной подготовки.

    Образовательно-оздоровительную площадку в Навоийской области организовали на базе Центра молодежи в городе Навои. Здесь создали условия для обучения подростков с инвалидностью, в том числе обучающихся на дому, их более старших товарищей, оснастили образовательное пространство современным оборудованием. Концепция зоны для проведения оздоровительных мероприятий, помимо всего, предусматривает безбарьерную среду для игр, занятий творчеством и чтения книг. Содержание подано в доступной форме, в том числе с учетом новых технологий. Популяризируя инклюзивное образование, здесь молодежи помогают ориентироваться в огромном мире профессий, поддерживают процесс интеграции в социальную жизнь, оказывают содействие в организации содержательного досуга.

    - Социализация лиц с инвалидностью крайне важна, - говорит координатор Цент­ра инклюзивного образования Навоийской области Дилнавоз Караева. - Наш центр - четкая и ясная модель координации интересов государства, общества и личности в сфере инклюзивного образования. А созданная здесь среда - формат адекватного восприятия людей с особыми потребностями, их обучения профессиональным навыкам. В центре инклюзивного подхода - личность, при котором фокус внимания смещен на активность самого человека. Это позволяет шире видеть проблемы и более эффективно использовать ресурсы индивида. Именно поэтому в Новом Узбекистане все больше внимания уделяется созданию инклюзивного пространства для детей, молодежи и взрослых с ограниченными возможностями с целью получения ими образования и поиска своего места в обществе.

    Центр предлагает бесплатные занятия по инклюзивному образованию, в том числе профессиональному, для молодых людей в возрасте до 30 лет с инвалидностью, нуждающихся в социальной защите. По направлению «Инклюзивное образование» организованы занятия дефектологов и логопедов для детей с отставанием в умственном и психическом развитии. В направлении «Инклюзивное профессиональное образование» - обучение детей более старшего возраста с отклонениями опорно-двигательной системы, слуха и зрения, а также из семей, нуждающихся в социальной защите. Для них функционируют кружки «Умелые руки», «Знаток IT» (по компьютерной грамотности), по швейному и парикмахерскому делу.

    - Наладили тесное сотрудничество с Управлением дошкольного и школьного образования и подведомственными ему специализированными школами-интернатами, - продолжает Д. Караева. - Цель - вовлечь в орбиту деятельности нашего цент­ра обучающихся в них детей, а также их сверст­ников, находящихся на индивидуальном домашнем обучении.

    Не буду скрывать, к нам приходят много детей со страхами и тревожностью. Не меньше переживают их родители. Однако даже уже после непродолжительного посещения центра вместе с детьми начинают мотивироваться и взрослые, которые тоже включаются в занятия, что дает существенный результат. Такие маленькие шажки для нас - огромное достижение.

    Равный доступ для детей с особыми потребностями - в этом содержание инклюзивного образования.

    Цели Центра инклюзивного образования Навоийской области - обеспечить интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие как можно большего числа молодых людей с инвалидностью, помочь детям с особыми образовательными потребностями в равной степени использовать личностные возможности в обществе. Это одна из современных стратегий специального образования, направленная на активное вовлечение ребят с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду, стирание барьеров в их профессиональной подготовке.

    Дилфуза Гулямова.
    «Правда Востока».

    No date selected
    ноябрь 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates