Президент Шавкат Мирзиёев заложил прочный фундамент реформ в сфере просвещения. Одним из первых и наиболее значимых изменений стало возвращение 11-летней системы школьного образования. В июле 2017-го в ходе посещения столичной школы № 78 глава государства поручил в качестве эксперимента организовать в этом учебном заведении 11-летнее общее образование, чтобы на основе результатов принять решение о реформировании всей системы в дальнейшем. Опыт оказался более чем успешным. Тогда же Президент подчеркнул: формирование личности происходит именно в старших классах школы, следовательно, отрывать подростка от привычной для него среды нерационально.

Как показала практика, девятилетнее школьное образование не дало ожидаемых результатов. Психологи, к примеру, убеждены, что в 15-16 лет человеку тяжело принять полноценное решение в отношении профессионального будущего. В этом возрасте подростки, как правило, подвержены влиянию извне. Более того, комплексное школьное обучение отличается стабильностью, сбалансированностью учебной нагрузки. Вот почему особое внимание сегодня уделяется профориентационной подготовке учащихся.

Сегодня содержание учебных планов и программ существенно подстроено под интересы школьников. Важно, чтобы за период обучения юноши и девушки смогли получить полное представление о профессиях и специальностях. Это необходимо для взращивания достойных кадров. Исходя из поставленных в этом направлении задач, Указом Президента «О мерах по развитию сфер образования и воспитания, и науки в новый период развития Узбекистана» от 6 ноября 2020-го определено: с 2021/2022 учебного года внедряется «Система профессиональной ориентации» для выбора выпускниками общеобразовательных учреждений профессии, соответствующей способностям и интересам, занятия ими достойного места на рынке труда и достижения успехов в профессиональной деятельности.

- Своевременные реформы в образовании - залог больших достижений не только одной отдельно взятой сферы, но и всего государства в целом, - комментирует специалист Министерства высшего и среднего специального образования Шохиста Максудова. - Глава нашего государства предлагает поистине революционные решения в этом направлении. Подумать только, насколько укрепилась материально-техническая база образовательных учреждений страны начиная от детских садов и заканчивая вузами за последние два года. Существенно возрос научный потенциал педагогических работников. Идя в ногу со временем во всех звеньях цепочки непрерывного образования, государство внедряет передовые информационно-коммуникационные технологии. Современную школу уже невозможно представить без оборудованного компьютерного класса, кабинетов, оснащенных гаджетами для проведения интересных интерактивных занятий. Подход к преобразованиям в сфере, как мы видим, отличается комплексностью, задействуются лучшие практики и передовой зарубежный опыт.

Важно отметить, что на подготовку высококвалифицированных педагогических кадров делается большой упор. Одно из главных требований - постоянное самосовершенствование, повышение квалификации и осваивание новых знаний и навыков. Не зря говорят, педагог тоже должен неустанно учиться, ведь работа с молодежью требует высокой самоотдачи.

Указом отмечается значимость повышения в обществе роли и авторитета руководящих работников, педагогов и наставников, учителей и преподавателей, профессоров-преподавателей учреждений образования и воспитания, а также представителей сферы науки, достойное почитание их кропотливого труда. С целью стимулирования педагогов с 1 ноября текущего года в 1,5 раза увеличивается доплата за классное руководство учителям общих средних, средних специальных образовательных учреждений и профессиональных школ. Кроме того, с 2021/2022 учебного года для учителей, осуществляющих деятельность в общеобразовательных учреждениях и не имеющих высшего педагогического образования, выделяются отдельные целевые параметры приема по заочной форме обучения в бакалавриате. А специалистам с высшим образованием, перешедшим на работу из других регионов в бюджетные организации, расположенные в отдаленной местности, с 1 января будет выплачиваться единовременная первоначальная денежная помощь.

Таким образом мы видим, насколько высоко в стране ценится труд педагогов. Для работников системы просвещения создаются необходимые условия для выполнения возложенных на них задач, в частности по развитию интеллектуального и творческого потенциала молодежи.

Образование неразрывно связано с молодежной политикой. В выступлении по случаю празднования 29-й годовщины независимости Президент отметил: «Главной нашей целью и впредь будет создание всех условий для того, чтобы молодое поколение реализовало свои таланты и способности, благородные устремления, росла его общественная активность, и оно заняло достойное место в жизни».

Именно молодежь - самая большая надежда страны, на которую возложены огромные задачи. Вместе с тем созданы лучшие условия для обучения и всестороннего развития по всем направлениям. 14 сентября 2016 года принят Закон «О государственной молодежной политике». Нормативный акт направлен на совершенствование государственного управления в сфере, расширение и установление порядка, при котором будет обеспечено всестороннее развитие молодежи в Узбекистане, ее вовлечение в частное предпринимательство, ставшее локомотивом экономического роста страны.

Принятие документа подтверждает, что руководство республики осознает важность последовательного осуществления государственной молодежной политики. Воспитание подрастающего поколения всесторонне развитым и целеустремленным приобрело особое значение в период начатых в стране масштабных реформ, в том числе в сфере просвещения.

Говоря об условиях, созданных для молодежи, нельзя не упомянуть о появившихся в стране Президентских, творческих и специализированных школах. Для одаренных мальчиков и девочек возведены учебные здания, оборудованные по последнему слову техники. В распоряжении ребят оснащенные всем необходимым кабинеты, в том числе современными компьютерами, а также спортивные площадки, качественное питание.

Как отметил Президент в торжественном выступлении по случаю празднования Дня учителей и наставников, за последние два года в стране возведены 77 новых школ общей стоимостью 556 миллиардов сумов. Более чем в 1900 школах проведены реконструкция и ремонт. В сотнях образовательных учреждений улучшены системы отопления, энергоснабжения, обеспечения питьевой водой, построены столовые, спортивные залы, другая инфраструктура. Изменения затронули и порядок изучения таких предметов, как математика, химия, биология. Так, в нынешнем году открыто свыше 50 школ с математическим и 27 - с химико-биологическим направлением.

Среди важных целей, стоящих перед сферой просвещения, - принятие дополнительных мер по созданию единой и эффективной системы работы с одаренной молодежью, поддержки ее инициатив для реализации таланта и потенциала подрастающего поколения, изданию учебников и учебно-методических пособий, в том числе в электронной форме, на основе требований передового зарубежного опыта, а также по обеспечению подготовки востребованных специалистов, способных на высоком профессио­нальном уровне достойно представлять интересы нашей страны на международной арене. Большое значение получила работа, направленная на поднятие на качественно новый уровень работы по выявлению, отбору, обучению и воспитанию одаренной молодежи, дальнейшей поддержке и стимулированию юных талантов, созданию системы по управлению и организации деятельности специализированных и творческих школ.

К примеру, школа творчества имени Абдуллы Кадыри специализируется на углубленном изучении узбекского языка и литературы. Введены такие дополнительные предметы, как теория литературы, ораторское и искусство дикции, выразительное чтение. Также в школе на регулярной основе проходят мастер-классы ученых, известных писателей и поэтов, а уроки проводятся на основе передовых современных методик. Учащиеся развиваются духовно. Для этого организованы отдельные кружки молодых литераторов и журналистов. На углубленное изучение отдельных предметов направлена деятельность специализированной школы информационно-коммуникационных технологий имени Мухаммада аль-Хорезми, государственной специализированной общеобразовательной школы-интерната имени Мирзо Улугбека, а также специализированной школы-интерната юных биологов и химиков имени Абу Али ибн Сино.

Для коренной модернизации сферы просвещения в Узбекистане создана прочная правовая база. Указом Президента от 29 апреля 2019-го утверждена Концепция развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года. Основными направлениями определены вхождение к 2030 году в число 30 передовых стран мира по рейтингу оценки образовательных достижений учащихся PISA (The Programme for International Student Assessment), качественное обновление содержания системы непрерывного образования, а также подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров, совершенствование методики преподавания, внедрение современных информационно-коммуникационных технологий и инновационных проектов, расширение конкурентной среды за счет развития государственно-частного партнерства и многое другое. В рамках концепции поэтапно внедряются новые образовательные стандарты и программы общего среднего образования, отвечающие требованиям современной инновационной экономики.

- Узбекистан идет в ногу со временем и активно внедряет ИКТ во все сферы народного хозяйства, - продолжает Ш. Максудова. - Необходимо принимать во внимание тот факт, что современная система подготовки кадров отличается активным задействованием в процессе обучения передовых информационно-коммуникационных технологий, методик, прошедших этап апробации и годных для применения на практике. Вот почему особым пунктом в Указе Президента от 6 ноября текущего года прописана важность создания в сфере системы всестороннего анализа с применением современных ИТ, дальнейшего развития электронных ресурсов и дистанционного образования, популяризации IT-профессий среди подрастающего поколения. Предусмотрено также превращение науки в основную движущую силу экономики, расширение масштаба научных исследований, стимулирование инновационной деятельности молодых талантливых ученых, дальнейшее укрепление и развитие потенциала действующих научных органи­заций.

Как известно, в стране полным ходом идет реализация пяти инициатив Президента, непосредственно связанных с преобразованиями в сфере просвещения и молодежной политики. Третья из них направлена на организацию эффективного использования населением и молодежью ИКТ и интернета. Ускоренное развитие цифровой экономики, основанной на современных технологиях, направлено на совершенствование системы подготовки квалифицированных программистов и специалистов в сфере ИТ. Одним из основных аспектов деятельности в этом направлении определено обучение молодежи основам компьютерного программирования, компьютерной грамотности, предоставление им знаний и профессиональных навыков в данной области.

В процессе реформирования системы народного образования важное значение имеет внедрение современных стандартов, учебных планов и программ с учетом их глубокого анализа и сравнения с передовыми зарубежными практиками.

Так, вышеупомянутым Указом предусмотрено: до 1 марта 2021 года будет разработана Национальная учебная программа, предусматривающая совершенствование опорного учебного плана и оптимизацию числа взаимосвязанных предметов за счет их объединения; подготовка учащихся к самостоятельной жизни и разработка в разрезе классов квалификационных требований, обучающих применению своих знаний и навыков; создание и издание учебников нового поколения в комплексе с учебным пособием учителя, ученической тетрадью и мультимедийным приложением; внедрение системы оценки грамотности, компетенций и личностных качеств, а также определения интереса учащихся к профессиям наряду с полученными знаниями по предметам.

При разработке Национальной учебной программы учитывается несколько компонентов: образовательные программы, методика преподавания и концепции общеобразовательных наук, квалификационные требования к общему среднему образованию, учебный план общего среднего образования, система оценки. В документе также будут описаны общие положения, цели и задачи, механизмы реализации, приоритетные направления развития в области общеобразовательных наук и ожидаемые результаты. Внедрение такой программы сегодня - требование времени. О необходимости пересмотра государственных образовательных стандартов и учебных планов неоднократно говорил Президент, в том числе на совещании по вопросам реформирования и развития системы общего среднего образования 17 июля 2018-го. Глава государства тогда указал на важность создания и издания учебной литературы на основе самых современных методик.

В основу всех реформ, проводимых в сфере, заложена единая цель - сформировать поколение достойных последователей выдающихся Беруни, Навои, Фараби и других прославивших Узбекистан на весь мир ученых и мыслителей.

Воплощение в жизнь инициатив в области образования служит важным шагом в развитии современного Узбекистана. Молодежь нового времени заинтересована в получении качественных знаний и образования, которые в дальнейшем откроют для нее все двери, помогут реализовать самые смелые идеи. Поэтому сегодня создание необходимых условий для поднятия учебного процесса в образовательных учреждениях на высокий уровень - среди приоритетных направлений государственной политики нашей страны.