Численность трудоспособного населения в Узбекистане растет. При этом нельзя не учитывать уровень качества знаний, которые молодежь получает в учебных заведениях. Поэтому перед системой образования стоит ряд приоритетных задач. Эксперты считают: следует создавать возможности для получения трудоспособным населением образования на протяжении всей жизни, формировать навыки и компетенции, необходимые молодежи, для того чтобы найти достойное место в социуме.
Об этом и многом другом говорили в ходе II научно-практической конференции, посвященной региональным аспектам устойчивого развития профессионального образования и перспективам его развития в Узбекистане. В мероприятии, организованном в рамках образовательных проектов «РЕСА» и «TexVET» Германского общества по международному сотрудничеству (GIZ), принимали участие представители профильных министерств и ведомств Узбекистана и Германии, свыше 200 специалистов сферы образования и бизнес-сообщества. На полях форума говорили о проделанной работе и о намеченных к реализации планах.
Будучи одним из ключевых партнеров Узбекистана в Европе, Германия оказывает поддержку в реализации в республике крупных инфраструктурных проектов, предлагает практические инициативы в образовательном секторе. В стремительно развивающиеся области узбекско-германского взаимодействия сегодня входят вопросы торговли, защиты прав человека, науки, туризма, здравоохранения и экологии. Динамично реализуются договоренности в сферах экономики, торговли, финансов, а также в сферах образования, науки и инноваций, достигнутые в ходе официальных визитов Президента Шавката Мирзиёева в Берлин.
- В Узбекистане формируется новая система профессионального образования в соответствии с международными стандартами, - отмечает заместитель министра высшего образования, науки и инноваций Республики Узбекистан Шахло Турдикулова. - Цель реформ - интеграция профессионального образования с рынком труда. Уже внедрены программы профессионального обучения, адаптированные к международным стандартам World skills. Введены такие предметы, как основы бизнеса и организация управления бизнесом. Стоит задача по подготовке кадров среднего звена, владеющих качественными навыками и компетенциями. В работу активно вовлекаются и работодатели. Ключевым же элементом здесь выступает дуальное обучение, которое введено более чем в 200 учреждениях Узбекистана по разным профессиям.
Германия - одна из стран, где профессиональное обучение на рабочем месте выступает как традиционный компонент всей системы образования. Большинство выпускников выбирает обучение по дуальной системе. Поэтому при его организации в Узбекистане налажено тесное сотрудничество с GIZ. Так, в рамках совместной работы реализуются два проекта по развитию системы профессионального образования: дуальное в системе высшего образования внедряется по направлениям пищевая промышленность и логистика.
К настоящему времени разработаны профессиональные стандарты с учетом передового зарубежного опыта, а программы обучения совершенствуются по шести специальностям для обучения в дуальной форме в 15 профессиональных образовательных учреждениях. Совместные проекты - это большой вклад в процесс реформирования системы профессионального образования в Узбекистане. Так, около ста представителей министерства и учебных заведений к настоящему времени прошли стажировку в Германии. В реализации образовательных проектов содействие Узбекистану также оказывают ведомства Германской службы академических обменов, Гёте - Институт в Ташкенте, представительства фондов имени Конрада Аденауэра и Фридриха Эберта в нашей стране, Институт международного сотрудничества Немецкой ассоциации народных университетов. Совместно осуществляются плодотворные культурные и образовательные обмены, проекты по устойчивому развитию.
- В развитии профессионального обучения и профориентации неоценимо создание современных образовательных программ, - отмечает заместитель министра занятости и сокращения бедности Республики Узбекистан Раъно Турдибоева. - В рамках широкомасштабных реформ Нового Узбекистана происходят существенные изменения и в сфере трудовых отношений. Обеспечивается занятость населения, создаются и внедряются новые механизмы системы профессионального обучения. Так, в республике действуют 32 моноцентра «Ишга мархамат» и их филиалы, 53 центра профессионального обучения, где в соответствии с требованиями работодателей обучаются востребованным на рынке труда профессиям 76 тысяч человек. Работа в центрах с 2019 года осуществляется посредством интенсивных курсов на основе стандартов World skills, а система обучения строится на соотношении практики и теории (70 на 30).
В течение 2022-2023 годов к работе в моноцентрах привлечены 70 квалифицированных иностранных специалистов из пяти стран - Турции, Германии, Южной Кореи, России. Их передовой опыт продуктивно используется в процессе обучения. При этом остаются нерешенные задачи по дальнейшему обеспечению занятости населения и согласованию требований работодателей и образовательных учреждений. Узбекистан заинтересован во взаимном сотрудничестве в данном направлении и намерен и дальше динамично развивать действующие и новые проекты с применением передового зарубежного опыта.
Сотрудничество между Узбекистаном и Германией в образовательном секторе развивается динамично во многом благодаря кооперации деловых кругов. В этом направлении ряд проектов ведет Торгово-промышленная палата Узбекистана.
Так, ТПП взаимодействует с немецкими партнерами на основании двусторонних соглашений с торгово-промышленными палатами Германии, Берлина, а также другими структурами. В рамках сотрудничества организуются бизнес-форумы и круглые столы. Так, в сентябре текущего года проведены переговоры в Ташкенте с участием немецкой делегации. Прошла серия мероприятий по случаю проведения Дня германской экономики в Узбекистане.
Торгово-экономическое сотрудничество между странами показывает солидные результаты. К примеру, с 2017-го по 2022-й взаимный товарооборот между странами вырос до 1,2 млрд долларов, а за восемь месяцев текущего года достиг отметки в 700 млн. Одно из важных направлений взаимодействия - промышленная кооперация. В результате растет число предприятий с участием немецкого капитала. На сегодня их 219.
Крупные инвестиционные соглашения подписаны в ходе визитов главы нашего государства в Берлин. В свою очередь делегация ТПП Узбекистана уже дважды встречалась с представителями Центра саксонской экономики по вопросам развития профобучения дуального образования, повышения квалификаций предпринимателей и технических специалистов, а также по направлениям международного сотрудничества. Проводится совместная работа с германскими предпринимателями, заинтересованными в трудовых ресурсах и совместном развитии профессионального образования.
Эффективность всех отраслей экономики - ответственность кадров, задействованных в них. Вот почему соответствующая подготовка специалистов служит своего рода гарантом процветающего будущего со стабильно развивающейся экономикой и высоким уровнем жизни. В свою очередь знания и профессиональные навыки позволяют искоренить бедность и повысить уровень занятости населения. Именно поэтому стратегия экономического развития Узбекистана неразрывно связана с качеством обучения и учебных программ на всех этапах системы образования. Главным фактором здесь выступает развитие человеческого капитала и науки.
Руководство нашей страны уделяет огромное внимание вопросам совершенствования системы непрерывного образования, подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии с современными потребностями рынка труда, повышения доступности и качества образовательных услуг. На сегодня реализован комплекс мер по развитию профессионального образования, укреплена правовая база в целях обеспечения модернизации и обновления содержания учебного процесса, принят ряд системных мер по оказанию адресной поддержки талантливой молодежи в достижении весомых результатов на республиканских и международных олимпиадах и конкурсах.
Теперь в фокусе внимания - исследования и разработки для поддержки инноваций, привлечение инвестиций в ключевые сферы, развитие человеческого капитала и налаживание эффективной системы подготовки кадров для всех секторов национальной экономики.
Евгения Юн.
«Правда Востока».