По итогам Всемирной конференции по воспитанию и образованию детей раннего возраста, прошедшей в столице Узбекистана в прошлом году, была принята Ташкентская декларация. Она включила в себя фундаментальные положения о повышении качества и актуальности учебных программ и педагогики; обеспечении всех детей равными и инклюзивными образовательными услугами; развитии педагогических кадров; широком внедрении инноваций; государственной поддержке сферы образования и не только. В рамках этих задач в стратегии предусмотрен стопроцентный охват детей дошкольным образованием до 2030 года.

Внедрение компьютерной грамотности в систему дошкольного образования - требование времени. Поэтому перед нами поставлена важная задача по обеспечению всех государственных ДОО компьютерными классами. Ибо знание информационных технологий высоко ценится на рынке труда. С раннего возраста мы должны учить малышей математике, иностранным языкам, работе на компьютере. Без этого невозможно сформировать конкурентоспособное поколение.

Не секрет, что связанная с чистой питьевой водой проблема все еще актуальна во многих регионах страны. Обеспечение дошкольных образовательных организаций чистой питьевой водой важно для здоровья детей. Ибо только здоровый ребенок может уделить основную часть своего времени образованию. Поэтому на нас возложена еще одна задача - стопроцентное обеспечение ДОО чистой питьевой водой и современной санитарно-­гигиенической инфраструктурой. Этот аспект касается и школьного образования. Также немаловажно обеспечение транспортом детей, которые проживают в дальних селах и вынуждены преодолевать пять-семь км, чтобы попасть в школу.

Качество образования зависит и от учебной литературы. Поэтому в документе предусмотрены задачи по разработке около 700 новых учебников, тетрадей для выполнения заданий, методических пособий для педагогов, решение которых имеет жизненно важное значение.

С 1 января 2024 года планируется обеспечить воспитанников государственых ДОО молоком, обогащенным белком, витаминами, минералами, а также хлебной продукцией, насыщенной йодом.

В порядке эксперимента все учащиеся начальных классов в Кошкупырском и Ханкинском районах Хорезмской области (а в последующем - школьники всех регионов республики) будут обеспечены образовательными планшетами. Поэтому предстоит разработка мультимедийных программ на основе учебников нового поколения, позволяющих выполнять дополнительные аудио-, видеозадания по пройденной теме посредством образовательных игр. Такие приложения - увлекательное и познавательное дополнение к традиционным учебникам. Их применение существенно активизирует обучение, сделает уроки более продуктивными в процессе восприятия и легкими для усвоения.

В исследованиях зарубежных ученых доказаны положительные стороны привлечения в школы учителей иностранных языков, для которых преподаваемый ими язык - родной. Так, детям интереснее работать с носителями языка из Америки, Англии, Франции или Германии. В результате живого общения с учителем-иностранцем заметно повысится уровень их знаний. Поэтому планируется ежегодно привлекать 500 педагогов из зарубежных стран. Сегодня знание иностранных языков не роскошь или привилегия, а жизненная необходимость. Ибо без этого невозможно воспитать конкурентоспособное поколение.

В стратегии также намечено организовать курсы по обучению востребованным на соответствующей территории профессиям для учащихся 10-х классов: не все выпускники могут поступить в высшие образовательные учреждения. Основная их часть по окончании общеобразовательной школы желает получить профессию. На начальном этапе этот порядок будет внедрен в школах с необходимым кадровым потенциалом и материально-­технической базой, определенных Министерством дошкольного и школьного образования.

В нынешнем году в качестве эксперимента отберут 200 школ по республике. В них будут обучать востребованным на их территории профессиям. А к 2030-му намечено охватить все школы, выпускники которых овладеют одной из профессий хотя бы на начальном уровне.

С 2023/2024 учебного года Президентские и специализированные школы определены в качестве базовых в целях подготовки учителей средних общеобразовательных учреждений по новым образовательным программам для усвоения ими передовых методик проведения уроков и современных методов оценки знаний школьников. Это предоставит каждому ребенку возможность пользоваться качественными образовательными услугами.

Оказание особого внимания педагогам, повышение их потенциала, обеспечение социальной защиты - среди приоритетных задач стратегии. Совместно с фондом «Эл-юрт умиди» до 2030 года планируется отправить в зарубежные страны на повышение квалификации и стажировку 1000 воспитателей и учителей. Это позволит перенять передовой опыт зарубежных коллег, освоить новые подходы к образовательному процессу.

Также в целях обеспечения социальной защиты учителей предусматривается повышение их заработной платы в два раза. Каждый педагог должен постоянно работать над собой. Поэтому до 2030 года намечено повысить квалификацию более 500 воспитателей и учителей.

 В некоторых регионах существует нехватка педагогических кадров. В целях адресного решения этой проблемы в профильных вузах будет налажен механизм бесплатного обучения по определенным педагогическим направлениям.

Пришло время отказаться от мнения, что развитие сферы общего среднего образования - обязанность только государства. Необходимо создавать благоприятные условия для частного сектора, который способствует открытию новых ученических мест, внедрению нетрадиционных, инновационных педагогических технологий и методик. В стратегии определены задачи по увеличению их количества в три раза. В этих целях в следующие пять лет намечено выделение одного триллиона сумов кредитных средств. С 2024 года планируется создать 100 частных школ на основе государственно-частного партнерства.

Словом, надлежащее исполнение задач Стратегии «Узбекистан-2030» по направлению образования - важное условие обеспечения будущего нации и государства.

Лазиз Хужакулов.
Начальник управления Министерства дошкольного 
и школьного образования.