Самый титулованный среди них - арбитр экстра-класса по спортивной борьбе Тохир Гуломов, которому в октяб­ре исполнится 60 лет. Он участник 29 чемпионатов и розыгрышей Кубка мира, 32 первенств Азии, Европы и Африки, шести континентальных игр. Награжден «Золотым свистком» организации «Объединенный мир борьбы» (UWW). Дважды признавался лучшим рефери года. Нынешняя Олимпиада - четвертая в его карьере. Высшие оценки за объективность, принципиальность и решительность получил в Пекине-2008, Лондоне-2012 и Рио-де-Жанейро-2016. Вот какие качества нашего земляка особо отметил глава судейского департамента UWW в одном из интервью Антонио Сильвестре (Германия):

- У Тохира огромный практический опыт, - подчеркнул он. - Как действующий спортсмен провел более тысячи поединков. Мало кто может похвастаться таким количеством. Поэтому изнутри чувствует ритм схватки борцов. Гуломов на ковре чувствует себя как в игре в шахматы с самим собой. Просчитывает и предугадывает ходы противников. Но если гроссмейстерам дается определенное время на обдумывание комбинаций, то рефери должен принять верное решение за считаные секунды.

До сих пор перед глазами полуфинал в олимпийском Рио. Встречались атлеты России и Хорватии. Первым провел отличный прием Роман Власов. Но его соперник перед падением на лопатки применил запрещенный удушающий захват. Власов потерял сознание - как мы говорим, заснул. Все произошло в какие-то доли секунды. Никто даже не понял, почему Гуломов внезапно остановил схватку. Возмущенный секундант хорвата вбросил на ковер «челлендж» в знак протеста. Однако видеопросмотр неоднозначной ситуации показал, что Тохир мгновенно среагировал на нарушение правил. Если бы не его профессионализм, мы потеряли бы Романа Власова и как спортсмена, просто человека, и как будущего олимпийского чемпиона.

Видеозапись того момента неизменно демонстрирую на международных учебно-­тренировочных сборах судей как пример непосредственного соучастия арбитра в борьбе атлетов. А об объективности и решительности вашего земляка и вовсе ходят легенды в нашем судейском сообществе...

Уроженец Бухары - неоднократный чемпион Узбекистана, призер международных турниров. Окончив Узбекский государственный институт физической культуры и спорта (ныне - университет), работал детским тренером. Избирался ответственным секретарем областной федерации. Организовывал в древнем городе разные соревнования. Его ученики добивались высоких результатов. Среди воспитанников - победитель и призер чемпионатов мира среди молодежи Юрий Витт, обладатель серебряной медали Всемирных юношеских игр Савриддин Наврузов.

Гуломова пригласили работать в Ташкент, где он вместе с известным борцом Камилем Фаткулиным десять лет тренировал молодежную сборную страны.

- Как стал судьей экстра-класса? - переспросил Гуломов. - Случайно. Однажды нашу Бухарскую областную юношескую команду пригласили на международный турнир в Египет. Не стану говорить, с какими трудностями пришлось столкнуться. Финансовую поддержку оказал давний товарищ по национальной сборной Аббос Шодиев, ставший удачливым бизнесменом. Не без приключений, с транзитными пересадками прибыли в Каир. Последний отрезок пути до него из Тель-Авива проехали на автобусе. Попали в пыльную бурю. В общем, все же добрались за два дня до начала соревнований. Тогда на арене столицы Египта завершался чемпионат Африки. Естественно, вся наша команда сидя на трибунах наблюдала за схватками. Когда еще увидишь, какой стиль борьбы демонстрируют африканцы. И тут ко мне подошли организаторы чемпионата. Оказалось, им нужен был нейтральный арбитр. Так в 1994 году попал в обойму судей международной категории. Потом были семинары, специализированные теоретические и практические курсы повышения квалификации. Побывал почти в пятидесяти странах, а в некоторых даже несколько раз. В Токио завершится моя карьера рефери - возрастной ценз не позволяет продолжить судейскую деятельность. Но есть предложения в качестве международного инструктора вести преподавательскую работу. Раздумываю. Больше тянет к тому, чтобы вновь вернуться в Бухару и тренировать там как прежде мальчишек. Самое любимое дело. Впрочем, сейчас помыслы другие: надо достойно представить Родину на Олимпиа­­де в Стране восходящего солнца.

Если Тохир Гуломов почти треть века шел к судейскому Олимпу, то фехтовальщица Аида Хасанова буквально ворвалась в число элитных арбитров технически сложного и аристократичного вида спорта.

Она не раз стояла на перепутье. Училась в музыкальной школе и занималась в секции фехтования. Предрекали успех как преподаватели по классу скрипки, так и тренеры. Когда надо было выбирать, чтобы не гнаться за двумя зайцами, предпочла смычку острие рапиры. Талантливой спортсменке предлагали выступать за университетские клубы США и Австралии. Однако она хотела принять участие в возрождении славных традиций оригинальной фехтовальной школы Узбекистана. Вышла на дорожку уже в качестве рефери. В 2014 году выполнила тестовые испытания на первенстве Азии в Иордании и получила сертификат судьи международной категории. Тогда же признана лучшим арбит­ром на нашем континенте. Удивительное достижение новичка.

Аида была главным судьей на Азиатских играх в 2018 году в Индонезии, завершив учебу в Международной федерации фехтования (FIE) в Лозанне (Швейцария). Больше года работала в штаб-квартире FIE. Прочили блестящую карьеру, но она заявила, что дома - на родине - еще много незаконченных дел. Хасанова входит в топ-5 лучших в мире, и еще два года назад получила уведомление МОК о том, что ей вручается путевка на поездку в Токио.

Дебютировать на Олимпиаде будут Евгения Дедушева и Дмитрий Дуранидис (теннис). Они начали постигать секреты мастерства еще как лайсмены на международных турнирах серий «Фьючерс» и «Челленджер», проводимых уже два десятка лет на кортах Намангана и Ферганы, Бухары и Самарканда, Карши и Ташкента. Теперь они обладатели бронзового значка в судействе. Их приглашают на турниры «Большого шлема» и розыгрыши Кубка Дэвиса. Примером для них был ташкентец Андрей Корнилов, ставший своеобразным первопроходцем в мир большого тенниса. Под его началом проходили матчи на играх в Пекине, Лондоне и Рио-де-Жанейро. Андрей единственный в Азии, который имеет золотой судейский значок (высшая категория в теннисной иерархии).

На Токийской олимпиаде и Паралим­пиаде станут определять победителей и призеров среди дзюдоистов соответственно Рамзиддин Саидов и Вячеслав Перетейко, в недавнем прошлом завоевывавшие награды на чемпионатах мира и Азии. Тоже авторитетные рефери в мире дзюдо.

Тернистым и сложным был путь Ольги Блохиной, чтобы получить престижный судейский сертификат Wolrd triathlon TO Level2. За ее плечами опыт судейства триатлонистов на Паралимпиаде в Рио. Теперь добилась права участия и в Олимпиаде.

Статус рефери высокой квалификации определяется... незаметностью. Иными словами, судьи не должны своими свистками заслонять главных действующих лиц. Так считают специалисты. Одной из таких «незаметных» является Зухра Абдуллаева в коллегии судей по тяжелой атлетике. Она тоже признанный мэтр, особенно среди женщин-штангистов. Безошибочно действовала на олимпийском помосте в Бразилии, теперь свое реноме намерена подтвердить в Японии.

Как известно, только два наших пловца завоевали право поехать в Токио. Столько же будет и арбитров из Узбекистана. Организаторы Игр-2021 задействовали Шерзода Иногамова в споре атлетов на так называемой гладкой воде и Эльмиру Файзуллаеву, которая является служителем Фемиды по синхронному плаванию.

В узком кругу специалистов по спортивной и художественной гимнастике известны имена Людмилы Ли и Талии Абдурамановой. Опять же это свидетельствует об их профессионализме на судейском поприще. Но сами участницы в этих видах спорта знают их в лицо, потому что оценки выставляют строгие, но справедливые. Могут предоставить бонусы за мастерство, однако не пропустят нарушения правил и допущенные ошибки.

Насколько схожи биографии судей на пути к заветной мечте, настолько разные они как асы своего дела. Ими по праву можно и нужно гордиться.

Тимур Низаев.
«Правда Востока».