Потому проведение масштабной выставки «Сокровища оазисов Узбекистана. На пересечении караванных путей» в этой обители высочайшей культуры стало знаковым событием, а вместе с тем и признанием неоценимой значимости отечественного наследия.
В рамках экспозиции гости институции могут больше узнать об участке Великого шелкового пути, который проходил через южные районы Узбекистана. На вернисаже представлены артефакты, предметы искусства и культуры, отражающие практически все периоды нашей почти двухтысячелетней истории, начиная с самых древних (настенной живописи Варахши и Афросиаба) и заканчивая предметами современности.
Для выставки в Париже отобрано 138 предметов из 16 музеев нашей страны. Это крупное событие стало важной вехой в гуманитарном сотрудничестве Узбекистана и Франции, а вместе с тем большим шагом на пути представления Узбекистана миру, способным открыть новые двери для многостороннего партнерства. Так, по словам главы Центра исламской цивилизации Узбекистана Шоазима Миноварова, вернисаж сделает нашу страну более узнаваемой, повысит к ней интерес, к ее культуре и истории… послужит большой рекламой для развития туризма.
Одним из уникальных экспонатов экспозиции стала «Триада» (статуарное изображение Будды с монахами), изготовленная почти две тысячи лет назад.
О ней и хотелось бы поговорить.
Узбекистан - колыбель цивилизаций
Наша страна богата уникальными археологическими находками. Здесь с древнейших времен возникали, развивались и приходили в упадок крупнейшие цивилизации. Сюда стремились иноземные завоеватели, которых влекли слухи о богатых городах, сокровищах, накопленных местной знатью, плодородные земли. Именно тут по Великому шелковому пути, связывавшему Восток и Запад, проходили купеческие караваны.
Этим и обусловлено то, что территория современной республики издревле была местом пересечения не только многих караванных дорог и путей, но и колыбелью прогресса, где еще в античный период мирно сосуществовали разные религии, среди которых и буддизм. Возникнув в середине I тысячелетия до нашей эры, он исповедуется сегодня населением Шри-Ланки, Бирмы, Лаоса, Таиланда, Китая, Японии, Вьетнама, Кореи и ряда других азиатских стран.
Проникновение буддизма в Центральную Азию из Индии обычно связывают с правлением кушанской династии. Данная могущественная империя включала в себя южные районы нашего региона, Афганистан, Пакистан, Северную Индию. Буддизм считался государственной религией империи. Путь Будды исповедовал самый знаменитый из кушанских царей - Канишка. Центрами этой религии, очагами ее распространения, своеобразными университетами и библиотеками были монастыри. Хорошо укрепленные, обеспеченные необходимыми припасами, они представляли собой развитые самостоятельные хозяйственные единицы со своими ремесленными мастерскими, гостиницами и другими элементами инфраструктуры.
В самом южном регионе нашей страны, Сурхандарьинской области, сохранилось несколько буддийских храмовых комплексов той эпохи. Среди них самые известные - Фаязтепа, Каратепа и Айртам. Они служили форпостом распространения буддизма на просторах Кушанской империи и центрами монашества.
Бесценный образец древнего искусства
Буддийская иконография зародилась на рубеже новой эры и отражала переход к учению Махаяны с ее практикой поклонения изображениям Будды - Сиддхартхи Гаутамы. Исключительно важную роль в ее возникновении сыграли центральноазиатские культурные традиции.
Так, известняковый барельеф с изображением Будды и двух учеников, известный как «Триада», - один из самых совершенных образцов раннего буддийского искусства, обнаруженных на территории Узбекистана. Произведение представляет собой рассказ о просветлении. Он запечатлел Будду в позе медитации под деревом Бодхи (древо познания). Рядом, по обеим сторонам, два монаха-ученика.
Когда-то барельеф был раскрашен и позолочен, но время смыло краски. Однако от этого изображение даже выиграло: благородная белизна камня подчеркивает незамутненное совершенство скульптуры, изумительно согласуясь с небольшими коринфскими колоннами под аркой, в которую вписана композиция.
Вторая жизнь легенды
«Триада» найдена в ходе раскопок храмово-монастырского комплекса Фаязтепа близ Термеза (комплекс датирован I-II веками нашей эры), проводившихся ученым-археологом, старшим научным сотрудником Института археологии Академии наук Узбекистана (ныне - Национальный центр археологии АН РУз), впоследствии - сотрудником Государственного музея истории Узбекистана Лазарем Альбаумом. Кстати, название памятнику (переводится оно как «Холм Фаяза») придумал сам ученый в честь человека, который принес небольшую статуэтку, найденную им на холме.
Обнаруженная там «Триада» хранится в Государственном музее истории Узбекистана. Находка великолепного памятника культуры и искусства получила мировую известность. Это доказывает тот факт, что именно у данного экспоната сделано совместное фото Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева и Президента Французской Республики Эммануэля Макрона во время открытия выставки «Сокровища оазисов Узбекистана. На пересечении караванных путей».
Крупный пласт национального достояния
Помимо «Триады», на Фаязтепе найдены многочисленные фрагменты храмовой скульптуры, живописи по глиняной штукатурке, детали архитектурного декора, осколки керамических сосудов с надписями, выполненными черной тушью, светильники, монеты, позволившие датировать комплекс. Все эти предметы также поступили в музейный фонд.
Храмово-монастырский комплекс Фаязтепа поражает величием и удивляет дизайнерскими решениями. Это грандиозное сооружение четко подразделяется на три части: храм, монастырь и хозяйственные постройки с трапезной. Каждая из них состоит из двора и расположенных вокруг помещений. Отдельно от основной части на специальном пьедестале возведена наиболее ранняя ступа с идеально круглым куполом и крестообразным фундаментом.
Обособленность основных помещений и их расположение в виде анфилады - особенности буддийских сооружений. Главными строительными материалами, как и других типичных для региона конструкций, стали глина и необожженный кирпич.
Учитывая важное историческое значение памятника для изучения эпохи буддизма, Министерство культуры Республики Узбекистан (ныне - Министерство культуры и туризма), ЮНЕСКО и Японский трастовый фонд выделили грант на реставрацию и консервацию объекта. По завершении этих работ буддийский храмовый комплекс Фаязтепа превратился в музей под открытым небом и открыл свои двери для посетителей. Благодаря чему сегодня комплекс известен всему миру.
Памятники буддийского искусства на территории Сурхандарьинской области, являющейся средоточием уникальной буддийской культуры, обнаружены также в ходе раскопок на городищах Дальверзинтепа, Халчаян и некоторых других. Памятники, ставшие музейными экспонатами, - яркое свидетельство высокой развитости художественных традиций местных народов, взаимовлияния культур.
Лариса Левтеева.
Искусствовед.