Почему? На мой взгляд, есть несколько причин. Во-первых, негатив и хайп поглощаются публикой более активно, а блогосфера и каналы живут просмотрами.

Во-вторых, следует отметить упущение команды Представительства Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (FAO) в Узбекистане, не сфокусировавшей внимание на скромном семинаре по лесам. Да, это не глобальное событие, о котором стоит трубить, но и малые добрые новости помогают настраивать население Нового Узбекистана на волну поддержки происходящих в стране реформ.

В-третьих, на фоне больших цифр инвестиций в сферы экономики, выстреливаемых из всех СМИ ежедневно, небольшой телесюжет или заметка на сайте о семинаре могут пройти незамеченными.

На международном семинаре, проведенном Проектным институтом «Яшил лойиха» при Министерства экологии, охраны окружающей среды и изменения климата РУз, Агентством лесного хозяйства в сотрудничестве с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (ФАО) и Глобальным экологическим фондом (ГЭФ), обсужден ход реализации проекта «Устойчивое управление лесами в горных и долинных районах Узбекистана».

Чем же интересен проект ГЭФ и ФАО в Узбекистане? По словам технического координатора ФАО в Узбекистане Олимжона Каххорова, он стартовал в 2018 году на территории четырех лесхозов Кашкадарьинской, Наманганской и Сырдарьинской областей (общая площадь 157 тысяч га) и сосредоточен на системах устойчивого лесопользования, управления пастбищами.

В рамках проекта приняты также два важных документа, касающихся реализации Концепции развития системы лесного хозяйства Республики Узбекистан до 2030 года, утвержденной постановлением главы государства от 6 октября 2020-го, а также порядка долгосрочной аренды земель в лесных массивах на срок до 50 лет.

За годы осуществления проекта создано около десяти тысяч рабочих мест, более семи тысяч домохозяйств стали арендаторами, заложены новые леса, фисташковые рощи и плантации лекарственных растений, что обеспечило занятость 420 женщин.

Каждому со школьной скамьи известно, что зеленые насаждения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Однако мало кто из нас задумывался над тем, какое количество углекислого и выхлопных газов поглощают наши леса. Кто за этим следит? Какой опыт имеется в данном отношении в глобальном масштабе? И как можно обратить в инвестиции эти измерения?

- Для мониторинга лесов используются самые передовые технологии и зарубежное программное обеспечение, - подчеркнул заместитель директора Проектного института «Яшил лойиха» при Министерства экологии, охраны окружающей среды и изменения климата РУз Фарход Дехконов. - В частности, мы изучали опыт Чехии по инвентаризации лесов с использованием программы Field-Map. При поддержке ФАО закуплено необходимое оборудование и создана лаборатория в Проектном институте «Яшил лойиха».

В ходе семинара его участники ознакомились с планами мониторинга и количественной оценки выбросов углекислого газа, поглощения его лесами Узбекистана, устойчивого управления лесами в горных и долинных районах. При этом предоставлена информация об инициативах нашей страны по климатическому финансированию, а также о проводимых мероприятиях по ассимиляции углекислого газа в лесах Турции.

Советник министра экологии, охраны окружающей среды и изменения климата РУз Ахмад Ялвач (Турция) поделился результатами исследованиям поглощения углекислого газа лесами Турции. Эта страна добилась заметных успехов в уменьшении углеродного следа согласно Парижскому соглашению. С 2025 по 2053 год ставятся новые большие цели. По словам А. Ялвача, в Турции поглощается лесами 75 процентов от выбросов углекислого газа.

В перерыве семинара турецкий эксперт согласился дать эксклюзивное мини-интервью для газеты «Правда Востока».

- Турция приветствует стремление Узбекистана к достижению Целей устойчивого развития ООН касательно развития зеленой экономики, - сказал А. Ялвач. - Вашей страной за последние годы достигнут впечатляющий прогресс в этом направлении. Поскольку климат в Узбекистане более сухой, чем в Турции, нужно подбирать сорта деревьев, более устойчивые к нехватке поливной воды и высоким температурам в летний период. В течение семи месяцев работаю в составе Минэкологии, побывал во многих регионах, чтобы лучше ознакомиться с обстановкой на местах. Для облесения желательно выбирать горные районы в Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областях, в Ахангаранском и Бостанлыкском районах Ташкентской области. На равнинных землях от эрозии почв очень хорошо помогут кустарники. На территориях возле крупных водохранилищ тоже быстро вырастут лесные массивы.

- Что думаете о масштабных посадках кустарников на высохшем дне бывшего Аральского моря?

- По Аралу предлагается много разных проектов, надо отобрать самые лучшие из них. Хорошо приживается саксаул, желательно проверять другие виды саженцев на приживаемость, тщательно готовить почву. У нас в Турции есть район с засоленными почвами - Конья, можно оттуда получать саженцы.

- Насколько осуществимы наши амбициозные планы по облесению территории Узбекистана?

- Леса не вырастают быстро, нужны трудолюбие и терпение. У народа Узбекистана и его руководства эти качества в наличии. Планы грандиозные, но осуществимые. Страна движется в правильном направлении. Результаты придут, если усилия будут наращиваться. В Узбекистане хорошо растут не только плодовые и декоративные деревья, но и лекарственные травы. Если в лесах станут интенсивно выращивать такие травы, это благотворно скажется на здоровье нации, а также обеспечит занятость.

В режиме видеоконференцсвязи выступил перед участниками международный эксперт Эдвард Антуан, который разработал программное обеспечение по определению и мониторингу количества углекислого газа, поглощаемого лесами Узбекистана.

На Конференции Сторон Организации Объединенных Наций по изменению климата, состоявшейся на острове Бали (Индонезия), в декабре 2007 года, правительства развитых и развивающихся стран договорились об ускорении своих усилий по борьбе с изменением климата и приняли документ - «Балийская дорожная карта». Были достигнуты договоренности о проведении на национальном уровне соответствующих действий (NAMA, Nationally appropriate mitigation actions - национальный план по сокращению выбросов), осуществляемых развивающимися странами, поддерживаемых и возможных благодаря технологиям, финансированию и созданию потенциала измеримых, подлежащих отчетности и проверке.

Исследование Э. Антуана проведено в рамках NAMA. Отмечено, что изучение лесов осуществляется с помощью спутниковых снимков с высоким разрешением, а также благодаря использованию дронов, сенсоров на деревьях, искусственного интеллекта для измерения биомассы в лесах. Создана «дорожная карта» для Узбекистана. Собранные за первые годы сведения станут базой для дальнейшего анализа динамики процессов облесения страны.

Как отметил советник Представительства ФАО в Узбекистане Санжарбек Муратов, в рамках проекта проведено картографирование в Папском районе Наманганской области, Дехканабадском и Китабском - Кашкадарьинской, Сырдарьинском лесхозе. На основе полученных данных разработаны планы устойчивого лесопользования в четырех лесничествах. В созданной на десять лет программе подробно расписано, какие работы и в каком регионе будут проводиться.

С весьма содержательными докладами выступили старший научный сотрудник научно-исследовательского института лесного хозяйства Одина Назарова («Устойчивое управление лесами в горных и долинных районах Узбекистана в рамках национального плана мероприятий NAMA»), старший преподаватель Ташкентского государственного аграрного университета Камола Халилова («Планы Узбекистана по мониторингу углеродного следа и влиянию на него лесных массивов»), менеджер проектной группы по восстановлению лесных ландшафтов в Узбекистане Шахло Аманбаева («Инициативы Узбекистана по смягчению последствий изменения климата»).

Следует отметить, что структуры ООН не просто призывают страны к уменьшению углеродного следа, но и материально поощряют усилия по росту лесных массивов при содействии финансовых структур Всемирного банка. В частности, существует Фонд лесного углеродного партнерства (FCPF) - глобальное партнерство правительств, бизнеса, гражданского общества и организаций коренных народов, главные цели которого - сокращение выбросов, связанных с обезлесением и деградацией лесов; сохранение запасов углерода в лесах; устойчивое управление лесами и увеличение запасов углерода в лесах развивающихся стран.

Фонд осуществляет деятельность с 2008 года, сотрудничает с 47 развивающимися странами Африки, Азии, Латинской Америки и Карибского бассейна, а также с 17 донорами, которые перечислили взносы и взяли на себя финансовые обязательства на общую сумму 1,3 млрд долларов. То есть при условии доказанности сокращения выбросов углекислого газа той или иной компанией любой страны она может получить углеродный кредит Всемирного банка, а впоследствии монетизировать.

Богатый опыт в части использования таких кредитов имеют Россия и Япония. По словам А. Ялвача, Узбекистан достиг договоренностей с коллегами в этих странах об использовании углеродных кредитов. Для развивающейся экономики нашей страны такие инвестиции будут иметь важное значение. При этом решается и главная задача - очищение атмосферного воздуха в Узбекистане.

Если на благом деле можно получить кредиты, то почему бы и нет! А значит, польза от успешной реализации проекта Глобального экологического фонда в Узбекистане будет не просто очевидная - двойная. Тема, безусловно, получит развитие.

Аблай Камалов.

«Правда Востока».

При содействии Агентства лесного хозяйства

при Министерстве экологии, охраны окружающей среды

и изменения климата Республики Узбекистан.

Фото из архива службы.