Вопросы низкой эффективности государственного управления были наиболее болезненными в период, предшествующий новому этапу реформ, начавшемуся в 2017-м. Тогда неоднократно поднимался вопрос о необходимости проведения административной реформы, но серьезных действий в этом направлении не следовало.

Однако в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, утвержденной в феврале  2017-го, одним из важнейших приоритетных направлений обозначалось реформирование системы государственного управления, предусматривающее его  децентрализацию, реформирование госслужбы, обеспечение открытости деятельности органов власти и управления, совершенствование системы «Электронное правительство», повышение эффективности, качества оказания и доступности государственных услуг для населения и субъектов предпринимательства.

8 сентября 2017-го Указом Президента утверждена Концепция административной реформы в Республике Узбекистан, в основу которой легла идея главы государства «Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу». В документе были определены шесть основных направлений коренного реформирования системы государственного управления - от совершенствования институциональных и организационно-правовых основ деятельности органов исполнительной власти до формирования эффективной системы профессиональной государственной службы, введения действенных механизмов противодействия коррупции в системе органов исполнительной власти. 

Концепцией внедрена система координации и контроля за деятельностью органов исполнительной власти: «Аппарат Президента Республики Узбеки­стан - Кабинет Министров - респуб­ликанские органы государственного управления - структурные и территориальные подразделения - органы исполнительной власти на местах». Было предусмотрено кардинальное сокращение межведомственных коллегиальных органов с передачей их полномочий конкретным государственным органам и возложением на них ответственности за результаты принимаемых решений. Внед­рена модель анализа принимаемых решений для недопущения принятия нормативно-правовых актов без должной оценки их воздействия.

В дальнейшем все решения, так или иначе связанные с деятельностью органов власти и управления, базировались на подходах, заложенных в данной Концепции административной реформы. 

Агентство развития государственной службы (АРГОС)

Следующим важным шагом в совершенствовании системы государственного управления стало подписание Указа Президента «О мерах по кардинальному совершенствованию кадровой политики и системы государственной гражданской службы в Республике Узбекистан» от 3 октября 2019-го и постановления главы государства «О мерах по организации деятельности Агентства развития государственной службы при Президенте Республики Узбекистан» от этой же даты.

 В задачи АРГОС вошли разработка реформ в сфере государственной гражданской службы, координация кадровой политики госорганов, внедрение инновационных методов управления персоналом, руководство Национальным кадровым резервом, внедрение системы оценки эффективности госслужащих и другое. При агентстве также был создан Фонд поддержки развития государственной службы, средства которого направляются АРГОС на научные исследования, стажировку чиновников за границей, привлечение квалифицированных специалистов.

Ориентиры Нового Узбекистана

В ноябре 2021-го распоряжением Президента созданы Республиканская комиссия по координации разработки Программы административных реформ Нового Узбекистана на 2022-2023 годы, рабочие группы по разработке предложений об определении статуса, совершенствовании структур и оптимизации штатных единиц органов госуправления и не только.

Благодаря этой работе в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы в области совершенствования системы государственного управления нашли отражение такие цели, как «Приведение институциональных основ деятельности органов государственной власти на местах в соответствие с современными требованиями», «Трансформация деятельности органов государственного управления на основе принципа «ориентации на служение гражданам», «Внедрение компактной, профессиональной, справедливой и служащей достижению высокой результативности системы государственного управления», «Сокращение административного аппарата в системе государственного управления и оптимизация рабочих процессов».

Сегодня налажены система диалога с народом, распределение части средств бюджета на основе инициатив населения, непосредственная работа с гражданами в махаллях. Стало проще получать лицензии, заказывать услуги, подавать документы в разные инстанции, пользоваться платежными системами. Благодаря этому растет стремление населения к более активному участию в развитии страны, своей махалли. Например, в первом полугодии текущего года запущено свыше двух тысяч таких проектов с помощью портала «Открытый бюджет», через который гражданские инициативы воплощаются в жизнь. В настоящее время на государственной гражданской службе работают 118 тысяч человек.

Вместе с тем в сфере государственного управления еще имеются недочеты. Например, для получения субсидии необходимы заключения в среднем от десяти министерств и ведомств. С лишними расходами и бумажной волокитой сопряжено подключение к электрическим сетям. В медицине не всегда ясно, услуга платная или бесплатная, отсутствует четкая система расчета и доставки лекарств от государства.

В прошлом году в народные приемные поступило 25 тысяч жалоб на некомпетентность и безответственность сотрудников министерств и ведомств. Некоторые должностные лица не справляются со своими обязанностями из-за отсутствия системы выявления компетенций, обучения и совершенствования работы. Только 20 процентов госслужащих повысили свою квалификацию. Среди руководителей этот показатель менее одного процента, а их заместителей - меньше пяти процентов.

Приоритетные задачи

На совещании 4 августа рассматривались также вопросы, связанные с Законом «О государственной гражданской службе», одобренным Сенатом в мае этого года. Закон разрабатывался как документ прямого действия и направлен на комплексное правовое регулирование государственной гражданской службы. Он распространяется только на госслужащих и устанавливает одним из принципов служение народу, вводит требование декларировать доходы и имущество, оценку деятельности на основе KPI  (ключевые показатели эффективности) и запрет на прием на госслужбу лиц, совершивших коррупционные преступления.

На совещании поставлены при­оритетные задачи, исходящие из требований данного закона. Внедряется открытая и прозрачная система приема на службу в государственные органы. Для этого до конца года все вакантные должности будут размещены на единой открытой электронной платформе. Требование о представлении 16 документов для участия в конкурсе на вакантную должность отменяется, все процессы переводятся в электронную форму. Знания, опыт и потенциал кандидата будут оцениваться на открытом конкурсе. Система уже опробована в порядке эксперимента в Самаркандской области и в Государственном налоговом комитете.

Президент подчеркнул необходимость уделить особое внимание повышению кадров по службе по принципу «от махаллинского до республиканского уровня». Для этого с 1 ноября отменяется справка-объективка устаревшего образца. Будет использоваться система оценки квалификации и достижений работника на основе передовых технологий.

Уделено внимание и улучшению качества обслуживания населения в госорганах. «Главное требование - удовлетворение людей», - сказал по этому поводу Президент Шавкат Мирзиёев. Премьер-министру поручено сделать процессы обслуживания в каждом министерстве и хокимияте понятными и удобными, сократить излишние расходы и документы. На подобные проекты «Открытого бюджета» в ближайшие полгода планируется выделить еще один трлн сумов.

Гарантии деятельности государственных служащих также будут усилены. Так, со следующего года вводится система стимулов в зависимости от опыта, квалификации и результатов сотрудника.

Академия государственного управления при Президенте Республики Узбекистан будет трансформирована. Кабинет Министров в двухмесячный срок рассмотрит деятельность 110 учебных цент­ров в системе министерств и утвердит адресную программу обновления программ и методик обучения. Ответственным лицам поручено создать совместные образовательные программы с зарубежными учебными центрами и обучить пять тысяч государственных служащих до конца года.

Президент поручил руководителю Администрации Президента Республики Узбекистан до конца года завершить административные реформы по внед­рению «компактной, профессиональной, справедливой, ориентированной на результат системы управления».

8 августа глава государства подписал Закон «О государственной гражданской службе», который вступит в силу через три месяца после подписания.

Исходя из зарубежного опыта

Почему процессы совершенствования государственного управления, начатые еще 2017 году, до сих пор не завершены? Реформа государственного управления - одна из самых сложных и медленных во всем мире, о чем ярко свидетельствует и зарубежный опыт.

Необходимость преобразований в данной сфере появилась в большинстве развитых стран в конце 1970-1980 годов на фоне развития постиндустриального общества и спровоцировала реформирование государственного управления на основе концепции «нового государственного менеджмента» в 1990-2000-х. Альберт Гор - бывший вице-президент США, глава Комиссии по административной реформе в США определил цель реформы как «создание правительства, которое работает лучше и стоит меньше».

Парисон и Н. Мэннинг по итогам анализа хода административных реформ в 14 странах выделяют их четыре системные цели: снижение государственных расходов при поддержке благоприятного климата для инвестиций, повышение способностей к реализации политики при преодолении сопротивления со стороны заинтересованных кругов, улучшение выполнения государством функций работодателя при ограничении совокупных затрат на рабочую силу, повышение качества предоставления услуг и укрепление доверия к власти со стороны населения и частного сектора.

В основу данных преобразований положены принципы демократизации, разграничения полномочий по уровням власти, ориентации на клиента, конечный результат, рентабельности, достижения простоты управления.

Последовательно структурные реформы проведены в Великобритании, Австралии, Новой Зеландии. Акцент был сделан на создании системы защиты интересов частных лиц. В романо-германских странах в приоритете обеспечение эффективности деятельности публичной власти, реализации механизмов привлечения институтов гражданского общества к принятию управленческих решений. Для стран постсоветского пространства актуально устранение избыточного прямого государственного управления в экономической и социальной сферах.

Очевидно, что всех этих условий, обозначаемых экспертами, в сжатые сроки добиться практически невозможно. Поэтому реформы осуществляются медленно и государства устанавливают очередность приоритетов.

По факту административная реформа не завершена ни в одной стране. Ее реализация в условиях изменений в мировой экономике положила начало сменяющим друг друга этапам государственного управления. Вне зависимости от модели реформ целевые ориентиры каждой страны - снижение государственных расходов на содержание аппарата, повышение качества государственных услуг и эффективности государственного управления в целом.

*  *  *

Государственное управление - тот каркас, который обеспечивает плавное поступательное развитие экономики и общества во избежание разного рода кризисов.  Поэтому реформы госуправления проводятся тщательно и выверенно, не допуская резких движений и непродуманных решений, так как эффективность преобразований опирается на реальные отношения и положение дел в экономике и обществе.

Названное выше совещание ввиду поставленных обширных задач - еще один важный шаг на пути углубления административной реформы, которая должна в общих чертах на сегодняшнем этапе завершиться к концу года.

Полноценная реализация намеченных реформ позволит создать отвечающую общемировым тенденциям систему государственного управления, способную обеспечить права и свободы граждан, достойные условия жизни и деятельности государственных служащих, свое­временно выявлять и эффективно решать проблемы общественно-политического и социально-экономического развития.

Виктор Абатуров.
Эксперт Центра экономических исследований и реформ
при Администрации Президента Республики Узбекистан.