Поскольку в судебно-следственной практике в большинстве случаев уровень юридических знаний лица недостаточен, лицо может быть не в состоянии защитить свои права и законные интересы, в результате чего эти права могут быть нарушены. Наиболее правильным решением такого рода вопроса является обеспечение прав лица на защиту.

С каждым днем потребность в профессональной юридической помощи возрастает. Обеспечение основных прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции, невозможно без определения на законодательном уровне правового механизма. Исходя из актуальности данного вопроса, в обновляемой Конституции Республики Узбекистан право на защиту был поднят до уровня вышей, т.е. конституционной нормы. В частности, в статье 29 Конституции в новой редакции дополнительно закреплено, что "...каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государства. Каждое лицо имеет право пользоваться помощью адвоката по своему выбору на любой стадии уголовного процесса, а при задержании лица – с момента фактического ограничения его права на свободу передвижения”.

В результате введения данной нормы были обеспечены безусловные гарантии получения квалифицированной юридической помощи всеми слоями населения. В свою очередь, юридическая помощь социально незащищенным слоям населения обеспечивается за счет государства.

В соответствии со статьей 50 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан, статьей 11 Закона Республики Узбекистан “Об адвокатуре” и постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 июня 2008 г. № 137 “О мерах по совершенствованию механизма оплаты оказанной адвокатами юридической помощи за счет государства” подозреваемый, обвиняемый или подсудимый вправе обратиться за юридической помощью, оказываемой адвокатами. При освобождении лица от оплаты юридической помощи ввиду его неплатежеспособности юридическая помощь адвоката, участвующего в уголовном деле по назначению, осуществляется за счет государства в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Кроме того, в настоящее время конституционной нормой также устанавливается, что лицо пользуется услугами защитника с момента его задержания (с момента, когда его право на свободу передвижения фактически ограничено). Потому что в большинстве случаев при задержании человека есть случаи получения от лица показаний без разъяснения его прав и последующего использования этих показаний против него самого. Предоставление лицу права на защиту с момента задержания служит для предотвращения негативных ситуаций.

В заключение можно сказать, что дальнейшее расширение прав личности на защиту и установление их в качестве конституционной нормы служит не только фактическому обеспечению прав личности на защиту в судебно-следственной практике, но и обеспечению им равных процессуальных возможностей при производстве по уголовным делам.

Б.Б.Хидоятов,

Профессор кафедры “Уголовно-прцессуального права

"Ташкентского государственного юридического университета, кандидат юридических наук.

Б.К.Худайбергенов,

Доцент кафедры, доктор философии по юридическим наукам