Как отмечается, дистанционное обучение в условиях пандемии также негативно сказывается на его качестве. Многие студенты, которые ранее работали или занимались подработкой и таким образом оплачивали контракт за обучение, теперь с трудом зарабатывают деньги на еду и лекарства или вовсе потеряли работу. В такой ситуации 10-процентная скидка на оплату контракта считается очень незначительной, и люди говорят о необходимости предоставления 30-40-процентной скидки. В социальных сетях стоимость платного контракта связывают с качеством обучения. Например, пишут, что из-за низкого качества образования ни одно высшее учебное заведение страны не входит в ТОП-1000 университетов мира. Также говорят, что государственные органы и депутаты безразличны к этой ситуации.
Конечно, необходимо учитывать снижающуюся платежеспособность населения, однако стоить отметить, что текущий размер контракта не покрывает даже минимальные затраты на обучение (в среднем покрывается 68%). Поэтому предоставление всем студентам 10% скидки нужно оценивать положительно. Кроме того, определено оказание адресной финансовой помощи для покрытия контрактной суммы сиротам, круглым сиротам, студентам с инвалидностью, а также студентам из семей, включенных в «железную тетрадь», а студентами, отслужившими срочную военную службу в составе Вооруженных Сил, оплачивается 35 % стоимости контракта.
В связи с этим, мы считаем, что было бы целесообразно, если бы скидки на оплату контракта были распределены дифференциально, исходя из уровня материальной обеспеченности студентов. Потому что для некоторых студентов не только размер скидки, но и вся сумма контракта не оказывает значительного влияния на их финансовое положение, в то время как для других оплата даже 10-процентной скидки может быть обременительной в настоящих условиях.
Поэтому мы ждем, что представители соответствующих ведомств выскажут свое мнение по вышеуказанным вопросам.
Ситуация с пандемией обнаружила ряд недостатков в системе образования, особенно в механизме ее управлением. Например, почему министерство должно устанавливать стоимость контрактов и скидки? Разве не должно руководство образовательного учреждения, действующего как самостоятельное юридическое лицо, исходя из собственных финансовых ресурсов, решать этот вопрос? Мы считаем, что только при нехватке средств на скидки с социальной точки зрения, руководство образовательного учреждения должно обращаться в министерство за субсидиями.
Известно, что в этом году в высших учебных заведениях страны выделено 162 364 места для бакалавриата и 10 425 мест для магистратуры. 1 млн. 484 000 абитуриентов подали документы для поступления в вузы по направлению бакалавриата. То есть на одно место 10,6 претендентов. Ожидается, что более 1 млн. 321 тысячи претендентов «останутся на улице». Если посмотреть с точки зрения теории относительности, заслуживают ли столько претендентов «быть выкинутым на улицу»? Ведь, как уже не раз писали средства массовой информации, в развитых странах, если 90-95% претендентов могут себе позволить оплатить за учебу, то они будут приняты в то или другое образовательное учреждение.
Учитывая, что в условиях нынешней пандемии закрытые здания не соответствуют эпидемиологическим требованиям, было поручено провести экзамены на стадионах в городах и областных центрах.
Если сейчас взглянем на средства массовой информации, то мы увидим, что они больше говорят о поступлении в вузы, а не о самом насущном вопросе сегодняшнего дня – о пандемии коронавируса. В основном это касается организационных вопросов: работа камер, безопасность. Здесь возникает резонный вопрос – какие меры предпринимает менеджмент высшего образования для завершения этой «компании», т.е. обеспечения прозрачности путем полного перевода процесса приема на режим онлайн, как это сделали зарубежные образовательные учреждения, находящиеся в нашей стране, не мешая тем самым госструктурам, а привлекая лишь настоящих специалистов? Может быть, целесообразно выделить дополнительные квоты по таким видам образования, как заочное, вечернее, дистанционное, дуальное путем расширения возможностей высших образовательных учреждений для духовной и моральной поддержки молодых людей, которые, как ожидается, будут вынуждены «остаться на улице»?
Безусловно, отбор лучших студентов для получения высшего образования – важное событие. Вопросы качественной организации образования – это другая тема, и ей мы уделим отдельное внимание...