Как итог, сегодня по поручению лидера республики производится ускоренная цифровизация логистики в стране.
Логистика - наука, помогающая прогнозировать, контролировать и оптимизировать процесс передачи товаров, информации или услуг от производителя/поставщика непосредственно их потребителю. Она сфокусирована на решении практических вопросов и помогает снизить затраты при производстве, хранении и перевозке товаров.
Как теория это явление возникло еще в Византии. В те времена чиновники при дворце правителя вели строгий учет продовольствия и распределяли его внутри империи. А в начале прошлого столетия, в период мировых экономических потрясений, возникла острая необходимость эффективно распределять потоки сырья, готовой продукции и финансов. Так логистика вошла практически во все отрасли.
В этом контексте грузоперевозки - одна из наиболее важных составляющих любой хозяйственной деятельности. Именно поэтому на них сегодня в мире акцентируется столько внимания. Ведь от процесса рационального продвижения товаров от поставщика сырья к потенциальному потребителю зависят качество и вид продукта, а вместе с тем и его цена. Правильно созданная логистическая цепочка может играть ключевую роль для производителя, работающего в условиях справедливой конкуренции, свойственной странам с рыночной экономикой, коей и является Узбекистан.
С учетом специфики работы предприятия различают большое количество подвидов подобных услуг, поэтому общепринятого объяснения этого термина пока не существует. Если говорить кратко, то данная сфера деятельности связана с поставками, снабжением, контролем и организацией транспортировки грузов, при этом все базируется на правовых нормах и экономических законах существования рынка.
Дисциплина включает множество процессов, связанных с осуществлением перевозок: управление, планирование, минимизацию трат, соблюдение сроков, увеличение прибыльности и прочее. Стоит отметить, что применение последних значительно повышает рентабельность бизнеса. Если товар доставлен заказчику своевременно, с минимальным потреблением временных и финансовых ресурсов, то можно смело говорить, что главная логистическая цель достигнута.
Данная сфера услуг появилась тогда, когда производители поняли, что неправильно организованные транспортные мероприятия могут оказывать негативное влияние на общую доходность всего предприятия.
Именно поэтому был разработан и стандартизирован огромный набор операций, направленных на реализацию существующих потребностей клиентских организаций, который подразумевает:
- ответственное хранение;
- перемещение (перевозку);
- приобретение;
- планирование;
- доставку;
- обработку;
- оптимизацию транспортировки;
- сопровождение в органах государственного контроля;
- оформление документации;
- сертификацию.
Главная задача логистической компании - обеспечить рациональный и эффективный процесс передвижения материальных ценностей от места производства к конечному клиенту. Специализированный перевозчик способен не только снизить себестоимость отправки продукции, но и значительно сэкономить время.
Сегодня отечественный рынок переживает самый настоящий подъем. Увеличивается количество частных предприятий, фермерских хозяйств. Государственные дотации позволяют бизнесменам начать свое дело буквально с нуля, отсюда большой дефицит услуг и технологий, которые прежде не были для местных реалий актуальны.
Так, по данным онлайн-сервиса международной биржи грузоперевозок ATI.SU, рынок автомобильных грузоперевозок Узбекистана стремительно развивается. В третьем квартале 2022 года биржа отметила следующие показатели по сравнению с аналогичным периодом прошлого года:
число заявок на перевозки внутри Узбекистана увеличилось в два раза, по экспортным направлениям - почти в полтора (на 145 процентов);
зафиксирован рост количества заявок на доставку товаров в Армению, Молдову, Кыргызстан, Беларусь, Монголию, Казахстан и Россию (в последнюю - в 2,6 раза).
О чем говорят данные показатели? Наша республика успешно ведет политику не только внутри страны, но и создала для себя крайне положительный имидж за рубежом. В итоге - крупные заказы на дальние расстояния, растет спрос, который, как известно, рождает предложение. Так и работает рост экономики: узбекистанские предприниматели, принимающие заказы, станут производить больше товаров, а те будут заполнять рынки.
Уже очевидны результаты происходящих в нашем государстве перемен. За счет либерализации рынка авиаперевозок количество компаний, выполняющих рейсы в республику, увеличилось в два раза за последние три года. Доля отечественных перевозчиков в объеме международных автомобильных грузоперевозок достигла 62 процентов.
Именно данной дорогой шли все крупные экономики, взлет которых в разное время называли чудом. Например, Китай и Дубай. Однако, чтобы осуществить подъем, необходимо как можно скорее интегрировать самые современные методики ведения бизнеса, сделать процесс поставки товаров простым, наименее затратным как в плане финансов, так и времени. О чем и шла речь в ходе вышеупомянутого совещания по вопросам ускорения реформ в транспортной сфере.
- Эта отрасль является жизненно важной для экономики. Если мы не выведем транспорт и логистику на новый уровень, то не сможем обеспечить стабильное развитие экономики, - подчеркнул тогда Президент.
Но как решать данный вопрос? Конечно, первостепенную значимость имеет человеческий капитал. Без грамотных и хорошо подготовленных специалистов невозможно успешно внедрить даже самую хорошо продуманную и идеально работающую в теории методику ведения деятельности.
Оттого необходимо начинать с подготовки кадров, а именно логистов. Если говорить кратко, то это профильный специалист, который отвечает за глубокий анализ и оптимизацию перемещения, снабжения, складирования, распределения и доставку готовых продуктов конечному потребителю. Профессионал в данной области организует и координирует все процедуры, связанные с транспортировкой: разрабатывает оптимальные маршруты, гарантирует бесперебойное получение груза заказчиком независимо от возникших форс-мажорных обстоятельств.
Чтобы войти в профессию, помимо специфических знаний, человек обязан уметь быстро и самостоятельно принимать решения, быть ответственным, коммуникабельным, обладать аналитическим складом ума и мыслить творчески. А также хорошо владеть математикой, юриспруденцией, основами экономики. Постоянное стремление к самосовершенствованию, изучение новых технологий - только так можно стать успешным логистом.
Кстати, внедрение данной должности - это и возможность создания рабочих мест, что крайне актуально для Узбекистана с его растущим населением, больший процент которого - молодежь. Так, для организации процесса хранения и перевозки товара от производителя к конечному потребителю предприятие может организовать свое собственное подразделение или же обратиться за помощью к сторонней (аутсорсинговой) компании. В зависимости от специфики бизнеса применяются разные схемы транспортировки.
* * *
Абсолютно любой товар - от пачки бумаги для принтера до упаковки сахара - производится благодаря логистическим цепочкам. Они и формируют итоговую цену определенного товара, который мы берем с полки в магазине, в пункте выдачи заказов или из рук курьера. В свою очередь все компании стремятся к успеху, стараясь выгодно представить конкурентные преимущества на рынке.
Специалисты строят прогнозы покупательских запросов и способностей, чтобы удовлетворить их в полном объеме. Для этого им нужно поставлять товары в торговую точку своевременно, не допустив дефицита.
Сегодня Узбекистан как никогда заинтересован в работоспособности данных цепочек. Стране, создающей все условия для успешного ведения бизнеса, необходимы предприниматели, которые способны воспользоваться преференциями, строящимися дорогами и железными путями, выделяемыми дотациями. И здесь свои плоды дает взвешенная и мудрая молодежная и образовательная политика государства, взрастившая новое поколение соотечественников, которые не боятся начать собственное дело.
Сабина Алимова.
«Правда Востока».