Ковроделие издавна считалось у восточных народов широко распространенным видом ремесла, имеет многовековые национальные традиции и долгую историю. Жившие на территории древней Средней Азии люди в основном занимались животноводством. Поэтому ковры и сотканные из шерсти изделия удовлетворяли потребности кочевых племен.
Образцы ковроделия исполняли не только роль украшения, но и применялись в качестве стены, двери. Коврами и тканым войлоком покрывали кочевые кибитки, укладывали на пол, а также использовали как тент для четырехколесных повозок. Ими пользовались как внутри, так и снаружи юрты: летом они спасали от солнечных лучей, пыли, ветра, зимой - от холода. Более того, к коврам из шерсти разных животных не приближались ядовитые насекомые (например, скорпион, каракурт). И многие другие предметы обихода, выполнявшие роль мебели в доме, такие как сундук, сумка, мешок, хурджин и конские чехлы, ткали по такому же принципу, как и ковры. Были популярны следующие их виды: жулхирс, гаджары, кохма, ок-энли, терме и гладкие ковры. А из изделий ковроделия - богжома, подстилка для совершения намаза (жойнамоз), напрамач, хурджин, торбы, сбруи, инвентарь кочевника (кур, баскур) и многие другие предметы.
Археологические находки подтверждают обнаружение в Хорезме ковров, относящихся к I тысячелетию до нашей эры, как и рукописи VII века, свидетельствующие о развитости искусства ковроткачества в Средней Азии в то время. В V и VII веках из многих среднеазиатских городов в Китай везли разные ковры. Например, экспортировались сотканные из тростника и буйры (полуспиленный тростник). Как указывается в некоторых источниках Средней Азии и Афганистана, в VII-XI веках ткали и продавали за границу компактные молитвенные коврики из некоторых городов, расположенных между Хорезмом, Самаркандом и Бухарой.
В XI-XII веках искусство ковроткачества было особенно развито в Средней Азии, в том числе в Узбекистане. Небольшой перерыв наступил в XIV веке из-за нашествия монгольских завоевателей. Во второй его половине, с приходом к власти Амира Темура, сфера снова стала активно развиваться и достигла своего пика в начале XVIII-XIX веков преимущественно в Бухарском и Ферганском ханствах. В начале ХХ века Коканд, Самарканд, Андижан, Бухара считались центрами ковроткачества в Средней Азии. Сегодня ремесленнические традиции сохранились в Ферганской долине, Самаркандской, Кашкадарьинской, Сурхандарьинской и Хорезмской областях, а также в Республике Каракалпакстан.
Живущее у подножия Нуратинских гор Навоийской области население издревле занималось ковроткачеством - начиная от войлока с набивным рисунком, простой тканой алачи до гладких и толстых ковров. В селениях Kанимехского района больше изготавливались ковры из натурального войлока разных видов. Подобные школы ковроткачества есть и в других регионах республики. Их главная задача - упредить схожесть, сохраняя при этом свои традиции, наполнять новым опытом. В настоящее время ковры изготавливают путем копирования портретов великих людей, картин по творчеству известных писателей и художников.
Бухарские ковры отличаются разнообразием цветов, размером, высоким ворсом и красивым узором. Самаркандские - коротковорсовые, круглые в центре, с отдельными узорами по краям. Круглый узор, называемый щитом, используется многими школами: придает своеобразную эстетику изделиям. Именно поэтому в XV-XVI веках с приходом в Европу персидских ковров их престиж сильно вырос, а цены взлетели. В средние века в западных странах на торжествах или церемониях ковер использовался как символ богатства и власти. Их могли купить только чиновники и состоятельные люди. Причина в том, что ковры в то время были очень дорогими и считались атрибутом, доступным не каждому.
Классический узбекский ковер - это сотканное на узкодорожном станке в виде отдельных лент, а затем сшитое в единое полотно изделие. Его орнаменты - знаки и символы, связанные с мировоззрением людей. Самыми изящными и красивыми в художественном оформлении являются гладкие, выполненные методом кохмы, терме, гаджары, сумах, беш-кашта и вышивки - широкий и девичий ковры. На них изображены животные и птицы. В текстильных центрах Андижана, Самарканда, Бухары, Маргилана, Хивы, Ташкента до сих пор сохраняется метод создания естественных цветов с использованием пряжи без красителей и замысловатого цветочного орнамента, шерстяных тканей, ковров. Черный цвет получается из коры граната, ореха, желтый - полевых растений, красный - сушеного корня ревеня. Сохранены естественные цвета ниток. Пряжа коричневого цвета изготавливается из хлопка и верблюжьей шерсти.
При использовании шерсти ее сначала расчесывают специальным гребнем, затем с помощью веретена превращают в пряжу. Из шерсти делают войлок, хурджины, мешки, чекмени и различные подкладочные нити. Существует множество разновидностей пряжи для вязания. Из них прядут нить. Лучшая - напоминающая шелк, тонкая, длинная и эластичная шерсть. Входит в категорию верблюжьей шерсти, ангоры, мериноса и мохера.
В прошлом ковры ткали на прижатых к земле установленных в лежачем положении невысоких ткацких станках. Там, где ремесленничество было хорошо развито, кустарное оборудование намного усовершенствованное, с широким ассортиментом катушек, которые позволяют нескольким ткачам сидеть рядом и работать одновременно.
Узбекские ковры ткут из овечьей и верблюжьей шерсти и хлопчатобумажной пряжи. У других народов также используется шелк. В Узбекистане тканые ковры изготавливают с ворсом и без него, с орнаментом разных цветов и форм, в основном геометрические, частично - растительные. Цветочные узоры обычно ткут и печатают по эскизам, подготовленным профильными художниками.
Цель популяризации национальных ремесел - пропаганда среди молодого поколения произведений искусства, открывшихся миру как бесценные образцы народного творчества, пробуждение в каждом глубокого уважения к историческому наследию и народным традициям, а также национальной самобытности. Только осознавая национальную идентичность, можно успешно решать стоящие перед нами задачи в социально-политической, экономической и других сферах.
Холида Уралова.
Научный сотрудник Государственного музея истории и культуры Навоийской области.